ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1425/2022 от 17.03.2022 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0043-01-2022-001641-62

дело №2-1425/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Э.З. Мардановой,

при секретаре судебного заседания Л.Л. Даулетшиной,

с участием прокурора А.Р. Миндубаева,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнекамского городского прокурора, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,

установил:

Нижнекамский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.

В обоснование заявления указано, что проверкой исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, проведенной Нижнекамской городской прокуратурой, установлено, что по итогам обследования и категорирования МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан присвоена четвертая категория опасности, таким образом при совершении противоправных посягательствах на данный объект возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью большого количества людей. Между тем, в ходе проверки данного образовательного учреждения выявлены следующие нарушения законодательства о противодействии терроризму: - не установлено видеонаблюдение в количестве 12 камер (одну из них в центре купольную) цифровых с записью 30 суток. Ранее прокуратурой города совместно с ОВО по ... – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» проводилась проверка антитеррористической защищенности МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, итоги которой отражены в информации ОВО по ... – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ». На основании вышеуказанной информации ... прокуратурой города в адрес директора МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Повторной проверкой, итоги которой отражены в информации ОВО по ... – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» ... от ... установлено, что работа по устранению нарушений в учреждении спорта не проведена. Выявленное нарушение, выразившееся в необеспечении надлежащей антитеррористической защиты учреждения спорта, препятствуют реализации требований законодательства, существенно нарушают права работников и обучающихся, так как при наличии указанных нарушений имеется реальная угроза из жизни и здоровью в случае совершения террористического акта и иных непредвиденных чрезвычайных ситуациях. Просит обязать МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в срок до ... устранить выявленное нарушение законодательства о противодействии терроризму на объекте, расположенном по адресу: ..., а именно: установить видеонаблюдение в количестве 12 камер (одну из них в центре купольную) цифровых с записью 30 суток.

Помощник Нижнекамского городского прокурора А.Р. Миндубаев в судебном заседании поддержал исковое заявление по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан - директор школы ФИО1 в судебном заседании иск признал, пояснив о том, что денежных средств на установку камер видеонаблюдения не имеется, бюджетом не предусмотрено. Неоднократно направлялись письма о выделении денежных средств для устранения выявленных нарушений в Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, однако денежные средства до настоящего времени не выделены.

Представитель ОВО по ... – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, указав о том, что нарушения были выявлены в ходе проведенной комиссионной проверки.

Представитель ответчика Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, заявила письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила письменный отзыв, указав, что с заявленными требованиями не согласны. ... Главой МО «Нижнекамский муниципальный район» РТ было направлено письмо на имя Президента РТ о рассмотрении возможности выделения финансовых средств из бюджета Республики Татарстан в сумме 37,1 млн. рублей, в т.ч. на указанные выше цели, поскольку в бюджете Нижнекамского муниципального района РТ денежные средства на реализацию указанных выше мероприятий отсутствуют. Поступил ответ о том, что в бюджете Республики Татарстан на 2021 год средства на реализацию мероприятий антитеррористической защищенности не предусмотрены. В настоящее время денежные средства на указанные цели выделены быть не могут. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации детство находится под особой защитой государства. Государство признает детство важным этапом жизни человека и устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Согласно статье 4 Федерального закона от ... № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений.

В силу частей 6, 10 статьи 37 Федерального закона РФ от ... № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.

Собственники, пользователи объектов спорта, используемых для проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий, обязаны:

обеспечивать надлежащее содержание инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения спортивных мероприятий, и технического оборудования в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении спортивных мероприятий;

обеспечивать беспрепятственный въезд в места проведения спортивных мероприятий транспортных средств, в том числе автомобилей оперативных служб.

Статьей 2 Федерального закона от ... № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что основными принципами противодействия терроризму, является приоритет мер предупреждения терроризма, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно статье 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Из пп. «д» п. 11»Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ..., следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан, и антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта утверждены Постановлением Правительства РФ от .......

Пунктом 1 Постановления установлено, что настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

Согласно п. 4 Постановления в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта осуществляется их категорирование.

Из п. 8 Постановления следует, что устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия приведенных критериев категорирования:

а) объекты спорта первой категории опасности:

объект спорта, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) 5 и более террористических актов;

объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит более 500 человек;

объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба составит боле 500 млн. рублей;

б) объекты спорта второй категории опасности:

объект спорта, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 3 до 4 террористических актов;

объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит от 101 до 500 человек;

объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 100 до 500 млн. рублей;

в) объекты спорта третьей категории опасности:

объект спорта, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) от 1 до 2 террористических актов;

объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит от 31 до 100 человек;

объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 30 до 100 млн. рублей;

г) объекты спорта четвертой категории опасности:

объект спорта, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершение (попытки к совершению) террористических актов;

объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит менее 30 человек;

объект спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер экономического ущерба составит менее 30 млн. рублей.

Согласно п. 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на:

а) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты спорта;

б) выявление потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах спорта, и (или) признаков подготовки или совершения на них террористического акта;

в) пресечение попыток совершения террористических актов на объектах спорта;

г) минимизация возможных последствий и ликвидации угроз совершения террористических актов на объектах спорта;

д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта спорта и иных документах объекта спорта, в том числе в служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности;

е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах спорта токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении с использованием почтовых отправлений.

Пунктом 16 Постановления установлено, что объекты спорта, отнесенные к четвертой категории опасности, обеспечиваются инженерно-техническими средствами охраны по решению ответственных лиц с учетом степени угрозы совершения на них террористических актов.

Согласно п. 30 Постановления система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что согласно уставу МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан учредителем школы является муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан.

По итогам обследования и категорирования МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан присвоена четвертая категория опасности. Таким образом, при совершении противоправных посягательствах на данный объект возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью большого количества людей.

Между тем, в ходе проверки данного учреждения выявлено следующие нарушение законодательства о противодействии терроризму: - не установлено видеонаблюдение в количестве 12 камер (одну из них в центре купольную) цифровых с записью 30 суток.

Ранее прокуратурой города совместно с ОВО по ... – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» проводилась проверка антитеррористической защищенности МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, итоги которой отражены в информации ОВО по ... – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ».

На основании вышеуказанной информации ... прокуратурой города в адрес директора МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.

Повторной проверкой, итоги которой отражены в информации ОВО по ... – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РТ» ... от ... установлено, что работа по устранению нарушений в учреждении спорта не проведена.

Выявленное нарушение, выразившееся в необеспечении надлежащей антитеррористической защиты учреждения спорта, препятствуют реализации требований законодательства, существенно нарушают права работников и обучающихся, так как при наличии указанных нарушений имеется реальная угроза из жизни и здоровью в случае совершения террористического акта и иных непредвиденных чрезвычайных ситуациях.

Согласно п. 5 Постановления ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Определяя срок для устранения выявленных недостатков, суд соглашается с истцом, так как целями действий, о понуждении к которым просит истец, является обеспечение безопасности учащихся. При таких обстоятельствах, срок исполнения до ..., то есть до начала учебного года, является разумным, иные сроки данному требованию не отвечают.

Доводы представителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о том, что исполнительный комитет является ненадлежащим ответчиком по данному делу суд признает необоснованными, поскольку как следует из Устава МБУ «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан» (п. 7.3); источниками формирования имущества и финансового обеспечения деятельности учреждения являются, в том числе, собственные средства учредителя, имущество, переданное учреждению собственником (п. 7.19).

Отсутствие в бюджете Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан денежных средств на устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных Нижнекамским городским прокурором требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа «Актай» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в срок до ... устранить выявленное нарушение законодательства о противодействии терроризму на объекте, расположенном по адресу: ..., а именно: установить видеонаблюдение в количестве 12 камер (одну из них в центре купольную) цифровых с записью 30 суток.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись

Копия верна:

Судья Э.З. Марданова

Мотивированное решение изготовлено ...

Подлинник данного документа подшит в гражданском деле ... (УИД16RS0...-62), хранящемся в Нижнекамском городском суде РТ

Решение29.03.2022