Дело № 2-178/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рославль 05 февраля 2020 года
Рославльский городской суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Мясищева И.Н.,
при секретаре Афонасьевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 в лице ФИО2, действующего в её интересах по доверенности, к Администрации Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области об обязании устранить пересечение границ территориальных зон, а также границ населённого пункта с границами земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области, указав, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером №, а также расположенных на нём построек по адресу: Смоленская область, <адрес> Для уточнения границ принадлежащего ей земельного участка она обратилась к кадастровому инженеру. В ходе кадастровых работ было выявлено несоответствие кадастровых сведений, а именно, площадь, указанная в кадастровой выписке, меньше площади земельного участка по фактическому землепользованию. Принадлежащий ей земельный участок выступает за границы населённого пункта и находится в двух территориальных зонах. В период выделения земельного участка Кирилловского сельского поселения не существовало. Земельный участок с КН № существует на местности с 1996 года, поэтому границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов и объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Уведомлением регистрирующего органа была произведена приостановка государственного кадастрового учёта принадлежащего ей земельного участка. С целью устранения причин приостановления она письменно обратилась в Администрацию Кирилловского сельского поселения с предложением о направлении в регистрирующий орган документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН. И только после обращения в Рославлькую межрайонную прокуратуру, а также к Губернатору Смоленской области её заверили в том, что нарушение, допущенное при определении границ населённого пункта, в 2019 году будет устранено, а именно, будет произведено объединение сельских поселений, на основании чего изготовлен новый Генеральный план поселений, что подразумевает под собой, помимо прочего, внесение корректировки по реестру земельных участков, не вошедших полностью в черту населённого пункта. Однако до настоящего времени данное нарушение не устранено. Вместе с тем, отсутствие сведений о пересечении границ земельного участка при постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка с КН № с границами земельного участка истца не может служить основанием для ущемления её законных прав и интересов как собственника ранее учтённого земельного участка. В силу закона реестровая ошибка в местоположении границ участка подлежит исправлению. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Поскольку ответчик мер по устранению допущенной ошибки не предпринимает, ФИО1 вынуждена обратиться с заявлением в суд.
В судебном заседании ФИО1 участия не принимала, извещена надлежащим образом. Обеспечила явку своего представителя.
Представитель ФИО2, извещённый о месте и времени судебного заседания, представил заявление о рассмотрении данного дела без его участия. Требования своего доверителя поддерживает в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении данного дела без его участия. В удовлетворении исковых требований не возражает. Просит предоставить срок для устранения нарушения до 31 декабря 2021 года.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, привлечённого в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, суду не представил.
До рассмотрения дела по существу от представителя истца поступило заявление, согласно которому он, учитывая позицию ответчика о необходимости изыскания денежных средств и времени для этого, полагает необходимым установит срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2020 года.
В силу ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии ч. 8 и 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании Свидетельства о праве собственности от 05 сентября 1997 года, реестровый номер № и Свидетельства о праве на наследство по закону от 15 июля 2000 года, реестровый номер №, выданных нотариусом Рославльской ГНК Смоленской области ФИО3, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 1 509 м? с кадастровым номером №, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения для ведения индивидуального садоводства и огородничества по адресу: Смоленская область, <адрес><адрес> право собственности на который зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права №, выданным 27 июня 2014 года (л.д.11).
Поскольку данный земельный участок существует на местности с 1996 года, что подтверждается Свидетельством на право собственности на землю серии № (л.д13-14), то его границами согласно п.10 ст.22 Федерального закона № 218-ФЗ являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Кроме того, на основании Свидетельства о праве собственности от 05 сентября 1997 года, реестровый номер 2-1335, выданного нотариусом Рославльской ГНК Смоленской области ФИО3, ФИО1 является собственником садового домика общей площадью 57,7 м?, находящегося по адресу: Смоленская область, <адрес>, право собственности на который зарегистрировано в Регистрационной палате Смоленской области, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации серии №, выданным 10 апреля 2001 года (л.д12).
В связи с изменением требований законодательства и необходимостью уточнения местоположения данного земельного участка кадастровым инженером СРО КИ «Объединение профессионалов кадастровой деятельности ФИО4 были проведены необходимые кадастровые работы по определению границ земельного участка, в результате которых выявлено пересечение фактических и кадастровых границ земельных участков КН № и КН №
В соответствии с п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В целях внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости ответчиком в адрес ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области 07 декабря 2017 года направлен реестр земельных участков, вошедших в границы населённых пунктов муниципального образования Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области, после утверждения Генерального плана данного сельского поселения, среди которых значится земельный участок, принадлежащий истцу (решение № 21-а от 13 июля 2012 года) (л.д.15).
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 15 декабря 2017 года приостановлен государственный кадастровый учёт принадлежащего истице земельного участка по причине пересечения границ смежного земельного участка.
С целью устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учёта ФИО1 обратилась с заявлением к Главе Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области с предложением о направлении в орган регистрации прав документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН (л.д.23).
Не получив в установленный законом срок ответа ФИО1 обратилась в органы прокуратуры с заявлением обязать Администрацию Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области устранить допущенную реестровую ошибку (л.д.24-28).
Из письма от 31 января 2019 года, направленного Администрацией муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в адрес ФИО1, следует, что пересечение уточняемых границ земельного участка с КН № с границей смежного земельного участка с КН №, сведения о котором содержатся в ЕГРН, устранено.
Так, согласно ответу филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области от 06 мая 2019 года следует, что Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) содержит сведения о ранее учтённом земельном участке с КН № (дата постановки на учёт 27 января 2011 года), местоположением: Смоленская область, <адрес>, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, площадь -1 509 м?. Также в ЕГРН содержатся сведения об учтённом земельном участке с КН № (дата постановки на учёт 19 июля 2010 года), границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, площадь уточнённая – 2565109 м?. Вместе с тем, по заявлению об учёте изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав от 16 января 2019 года № № и Межевому плану была исправлена реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с КН №, расположенного по адресу: Смоленская область, <адрес>, в границах <адрес>. Заявления от истицы по уточнению границ земельного участка с КН № после исправления реестровой ошибки в органы регистрации прав не поступало. Разъяснено, что в случае предоставления соответствующего заявления и приложенного к нему Межевого плана границы земельного участка с КН № будут учтены в ЕГРН (л.д.31).
В соответствии с данными разъяснениями истицей в регистрирующий орган подан пакет документов для осуществления завершающего этапа уточнения границ принадлежащего ей земельного участка.
Между тем, Уведомлением Межмуниципального Рославльского отдела Управления Росреестра по Смоленской области от 03 июня 2019 года № № со ссылкой на п.21 ч.1 ст.26, п.27 ч.1 ст.26 ФЗ-218 от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт земельного участка приостановлен. Поскольку уточняемый земельный участок с КН № не полностью входит в границы НП с номером № м?, истице рекомендовано привести межевой план в соответствие с требованиями действующего законодательства, для чего следует обратиться к кадастровому инженеру, выполнявшему кадастровые работы (л.д.32).
В соответствии со статьей 26 (п.п. 21, 27 части 1) Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 года) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав не осуществляются в случае, если границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон или границы населённого пункта.
Таким образом, пересечение границ населённого пункта с принадлежащим истице земельным участком так и не было устранено, несмотря на информацию, представленную администрацией Кирилловского сельского поселения в адрес Рославльской межрайонной прокуратуры, согласно которой в связи с объединением в июне 2019 года сельских поселений она (администрация) взяла на себя обязанность по изготовлению нового Генерального плана поселения со внесением корректировки по реестру земельных участков, не вошедших полностью в черту населенного пункта (л.д.42).
Земельные участки, кадастровый учёт которых был проведён до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (ред. от 02 августа 2019 года) "О кадастровой деятельности" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 16 сентября 2019 года) и земельные участки кадастровый учёт которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтёнными, а их границы считаются определёнными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства.
Вместе с тем, не установление границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для защиты их собственниками своих прав посредством предъявления иска об устранении препятствий в пользовании земельными участками.
В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому отсутствие сведений о пересечении границ земельного участка при постановке на государственный учёт земельного участка с КН № с границами земельного участка истицы не может служить основанием для ущемления её законных прав и интересов как собственника ранее учтённого земельного участка.
Кроме того, местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или представителей. Данная процедура не была соблюдена ответчиком при установлении границ земельного участка с КН №
Как следует из части 3 статьи 61 ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте - плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
С 01 января 2017 года вступил в законную силу ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 32 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Учитывая изложенное, суд возлагает на Администрацию Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области обязанность по устранению пересечения границ территориальных зон, а также границ населённого пункта с номером № м? с границами принадлежащего ФИО5 земельного участка с КН № с учётом координат границ содержащихся в межевом плане от 16 мая 2019 года.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, а также характера и объема действий, которые следует совершить Администрации Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области в целях исполнения решения суда, суд считает необходимым установить срок для исполнения предъявленных к данному ответчику требований - до 31 декабря 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования ФИО1 в лице ФИО2, действующего в её интересах по доверенности, к Администрации Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области об обязании устранить пересечение границ территориальных зон, а также границ населённого пункта с границами земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию Кирилловского сельского поселения Рославльского района Смоленской области устранить пересечение границ территориальных зон, а также границ населённого пункта с номером № м? с границами принадлежащего ФИО5 земельного участка с КН № с учётом координат границ содержащихся в межевом плане от 16 мая 2019 года, в срок до 31 декабря 2020 года.
Мотивированное решение изготавливается в течение 5 дней со дня вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья И.Н. Мясищев
Мотивированное решение принято в окончательной форме 11 февраля 2020 года.