ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1428/2023230022-01-2023-001427-98 от 25.05.2023 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1428/2023 23RS0022-01-2023-001427-98

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 25 мая 2023 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи – Надоличного В.В.,

при секретаре судебного заседания – Селимовой Т.В.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Сафроновой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику и просит обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН , ОГРН ) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в министерство здравоохранения Краснодарского края смету с финансовыми расчетами, необходимыми для проведения мероприятий по устранению нарушений законодательства и проведению капитального ремонта здания врачебном амбулатории по адресу: <адрес>. Обязать министерство здравоохранения Краснодарского края (ИНН , ОГРН ) в течение 3 (трех) месяцев после предоставления Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края смет и финансовых расчетов обеспечить выделение для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края финансирования на проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства и проведению капитального ремонта здания врачебном амбулатории по адресу: <адрес>. Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» (ИНН , ОГРН ) министерства здравоохранения Краснодарского края в течение 6 (шести) месяцев после выделения министерства здравоохранения Краснодарского края денежных средств провести необходимые мероприятия по устранению нарушений законодательства и проведению капитального ремонта здания врачебном амбулатории по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой вскрыты его нарушения в деятельности медицинского учреждения. В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323- ФЗ) право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения. Положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются эти имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом, распоряжаются эти имуществом с согласия собственника этого имущества. Проверкой установлено, что государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края в соответствии с Уставом, утвержденным приказом министерства здравоохранения Краснодарского края от 21.12.2018 и согласованным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21.12.2018 , по своей организационно-правовой форме учреждение является государственным учреждением, тип - бюджетное (пункты 1.2, 1.3, 1.6 устава). Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания, обязано обеспечить его выполнение (п.п. 2.2.5, 4.2 Устава). Имущество бюджетного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 3.1 Устава). Бюджетное учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учет, инвентаризацию, сохранность и несет бремя расходов на его содержание. Бюджетное учреждение не вправе без согласия министерства здравоохранения Краснодарского края, согласованного с департаментом имущественных отношений Краснодарского края, распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п.п. 3.5, 3.6 Устава). В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утвержденным учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В силу подпунктов 3.45 (3) Положения о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 , министерство в установленном порядке осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Краснодарского края, за сохранностью имущества, принадлежащего подведомственным государственным учреждениям. В соответствии с пунктом 1.4 Устава ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ функции учредителя бюджетного учреждения осуществляет министерством здравоохранения Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края. Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Согласно подпункту 3.45 (4) Положения министерство осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке функции учредителя подведомственных государственных учреждений Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края. Поскольку отраслевым органом по отношению к ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ является министерство здравоохранения Краснодарского края, то именно на него должна быть возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Прокуратурой района проверено соблюдение санитарно- эпидемиологического законодательства при оказании первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в помещении врачебном амбулатории ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ по адресу: <адрес>. Прокуратурой района в ходе проверки совместно с ведущим специалистом- экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах вскрыты факты нарушения указанных требований законодательства, в том числе пункта 2.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продаж товаров, выполнения работ или оказание услуг», а именно: нарушена целостность полотка коридора по причине протекания кровли (обвалилась штукатурка до потолочного перекрытия) перед входом в помещение архива; в процедурном кабинете стены, окрашенные масляной краской, содержат дефекты поверхности (сколы), стена возле дверного откоса со следами поражения грибком (отшелушивание); в кабинетах приема врача терапевта, прививочном, ЭКГ, бытовом помещении и для хранения уборочного инвентаря, внутренняя отделка имеет множественные повреждения и дефекты - трещины стен и потолков, отслаивание и отшелушивание краски, деревянные полы, окрашенные масляной краской, имеют щели; в кабинете врача терапевта поверхность стены под окном, окрашенная масляной краской, с признаками поражения грибком; во всех кабинетах оконные деревянные рамы со щелями. Кроме того, выявлены факты отхождения отмостки по всему периметру здания амбулатории, отсутствие части водостоков на кровли. Данные факты также отражено в информации территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах от 20.04.2023 . Ранее выявленные нарушения отражались в представлении прокуратуры района от 30.11.2022. По итогу рассмотрения акта прокурорского реагирования ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ запланировано получение технического заключения, косметической ремонт. При этом вновь проведенная проверка соблюдения санитарно- эпидемиологического законодательства в помещении врачебном амбулатории ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ по адресу: <адрес>, совместно с ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах показала, что нарушения не устранены. Согласно техническому заключения года по обследованию и определению технического состояния строительных конструкций по адресу: <адрес>, амбулатория, техническое состояние объекта в соответствии с ГОСТ 31937- 2011 классифицируется как ограниченно-работоспособное. Процент износа отделочных покрытий составляет 61%, физический износ объекта обследования в соответствии с ВСН 53-86 (р) составляет 51%. В данном заключении даны рекомендации проведения восстановительных работ, в том числе по наружным и внутренним стенам - демонтаж штукатурного слоя и поврежденных кирпичей, устройство наружного финишного покрытия с обработкой фасадов гидрофобизирующими составами; гидроизоляцию фундаментов, устройство отмостки и эффективного организованного водостока с кровли; замена кровельного покрытия; замена оконных заполнений, наружных и внутренних дверных блоков; замена перекрытия над 1 этажом; замена дощатого пола первого этажа с заменой дефектных лаг. Таким образом, допущенные медицинским учреждением нарушения законодательства при оказании первичной доврачебной и врачебной медико- санитарной помощи в амбулаторных условиях нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих амбулаторное лечении и пользующихся услугами учреждения здравоохранения, на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и безопасные условия получения медицинской помощи. Нарушение требований законодательства угрожает личной безопасности граждан, что в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации основанием для обращения прокурора в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 31 ГПК РФ иск к нескольким ответчикам, находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. На основании изложенного просят суд удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании истец прокурор Сафронова Л.В. поддержал требования иска по изложенным в нем основаниям. На исковых требованиях настаивает.

Ответчики Министерство здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания в суд не явились. ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края в представленных возражениях на иск указала, что в ходе проверки помещения врачебной амбулатории ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ, расположенной по адресу: <адрес>, проведенной прокуратурой совместно с ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах вскрыты факты нарушения указанных требований законодательства, в том числе пункта 2.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнения работ или оказание услуг», а именно: нарушена целостность потолка коридора по причине протекания кровли (обваливалась штукатурка до потолочного перекрытия) перед входом в помещение архива; в процедурном кабинете стены, окрашенные масляной краской, содержат дефекты поверхности (сколы), стена возле дверного откоса со следами поражения грибком (отшелушивание); в кабинетах приема врача-терапевта, прививочном, ЭКГ, бытовом помещении и для хранения уборочного инвентаря, внутренняя отделка имеет множественные повреждения и дефекты - трещины стен и потолков, отслаивание и отшелушивание краски, деревянные полы, окрашенные масляной краской, имеют щели; в кабинете врача-терапевта поверхность стены под окном, окрашенная масляной краской, с признаками поражения грибком; во всех кабинетах оконные деревянные рамы с щелями; выявлены факты отхождения по всему периметру здания амбулатории, отсутствие части водостоков на кровли. Ответчик считает исковые требования незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1.4 Устава ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ является юридическим лицом, находящимся в ведении министерства здравоохранения Краснодарского края. Имущество бюджетного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Бюджетное учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учет, инвентаризацию, сохранность и несет бремя расходов на его содержание. Бюджетное Учреждение не вправе без согласия Уполномоченного органа, согласованного с Краевым органом по управлению государственным имуществом (департамент имущественных отношений), распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом, если иной порядок согласования не установлен законодательством Краснодарского края, (пункты 3.1, 3.5, 3.6 Устава). Так, в оперативном управлении ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ находится здание амбулатории, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 442,9 кв.м. Ввиду отсутствия денежных средств в ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ, необходимых для получения технического заключения по обследованию и определению технического состояния строительных конструкций здания амбулатории, заявка в 2022 году на получение документа не подавалась. В первом квартале 2023 года было получено техническое заключение от 2023 года по обследованию и определению технического состояния строительных конструкций по адресу: <адрес>, И, амбулатория, согласно которого: техническое состояние объекта, расположенного по адресу: <адрес>, амбулатория на момент проведения обследования, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 классифицируется как ограниченно-работоспособное. Процесс износа отделочных покрытий составляет 61%, физический износ объекта обследования в соответствии с ВСН 53-86(р) составляет 51 %. Рекомендовано произвести следующие восстановительные работы: по наружным и внутренним стенам - демонтаж штукатурного слоя и поврежденных кирпичей, устройство наружного финишного покрытия с обработкой фасадов гидрофобизирующими составами; гидроизоляцию фундаментов, устройство отмостки и эффективного организованного водостока с кровли, для отвода атмосферных осадков; замена кровельного покрытия с обрешеткой и частичной заменой/усилением стропильных ног; замена оконных заполнений; замена перекрытия над 1 этажом с частичным усилением несущих балок; замена дощатого пола первого этажа с заменой дефектных лаг. Согласно пункта 1.1. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012г. «О министерстве здравоохранения Краснодарского края» министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае. Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) выступает орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Пункт 1.7. Постановления гласит о том, что в ведении министерства находятся государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, государственные учреждения здравоохранения и государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования. ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ является лечебным учреждением социальной направленности, находится в ведении министерства здравоохранения Краснодарского края, и состоит на бюджетном финансировании. В силу данного обстоятельства учреждение не располагает собственными денежными средствами, а является распорядителем бюджетных ассигнований только в пределах выделенных из бюджета сумм, которые носят непосредственный целевой характер: учреждение финансируется из бюджета здравоохранения по определенным статьям расходов (коммунальные, хозяйственные расходы, капитальное строительство и др.). 23.05.2023 ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ в адрес министерства здравоохранения Краснодарского края направлено письмо-заявка о предоставлении финансирования, необходимого для разработки проектно-сметной документации и проведения капитального ремонта здания амбулатории <данные изъяты>. В случае выделения министерством здравоохранения Краснодарского края денежных средств для разработки проектно-сметной документации и проведения капитального ремонта здания амбулатории <данные изъяты>, ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ будут приняты все исчерпывающие меры по проведению ремонтных работ в кратчайшие сроки. Вопрос проведения капитального ремонта здания амбулатории <данные изъяты>, а также соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства находится на особом контроле исполняющего обязанности главного врача ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ. Исходя из вышеизложенного, просит в заявленных исковых требованиях по иску прокурора Гулькевичского района Краснодарского края к ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края об устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - отказать в полном объеме.

Суд, выслушав истца изучив материалы дела, приходит к выводу, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323- ФЗ) право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.

Положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются эти имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом, распоряжаются эти имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как установлено в судебном заседании государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края в соответствии с Уставом, утвержденным приказом министерства здравоохранения Краснодарского края от 21.12.2018 и согласованным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21.12.2018 , по своей организационно-правовой форме учреждение является государственным учреждением, тип - бюджетное (пункты 1.2, 1.3, 1.6 устава). Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания, обязано обеспечить его выполнение (п.п. 2.2.5, 4.2 Устава). Имущество бюджетного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 3.1 Устава). Бюджетное учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учет, инвентаризацию, сохранность и несет бремя расходов на его содержание. Бюджетное учреждение не вправе без согласия министерства здравоохранения Краснодарского края, согласованного с департаментом имущественных отношений Краснодарского края, распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п.п. 3.5, 3.6 Устава), что также подтверждается исследованным судом копией Устава.

В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утвержденным учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В силу подпунктов 3.45 (3) Положения о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 , министерство в установленном порядке осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Краснодарского края, за сохранностью имущества, принадлежащего подведомственным государственным учреждениям.

В соответствии с пунктом 1.4 Устава ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ функции учредителя бюджетного учреждения осуществляет министерством здравоохранения Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Согласно подпункту 3.45 (4) Положения министерство осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке функции учредителя подведомственных государственных учреждений Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края. Поскольку отраслевым органом по отношению к ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ является министерство здравоохранения Краснодарского края, то именно на него должна быть возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Также как установлено в судебном заседании прокуратурой района проверено соблюдение санитарно- эпидемиологического законодательства при оказании первичной доврачебной и врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в помещении врачебном амбулатории ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ по адресу: <адрес> в ходе проверки совместно с ведущим специалистом- экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах вскрыты факты нарушения указанных требований законодательства, в том числе пункта 2.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продаж товаров, выполнения работ или оказание услуг», а именно: нарушена целостность полотка коридора по причине протекания кровли (обвалилась штукатурка до потолочного перекрытия) перед входом в помещение архива; в процедурном кабинете стены, окрашенные масляной краской, содержат дефекты поверхности (сколы), стена возле дверного откоса со следами поражения грибком (отшелушивание); в кабинетах приема врача терапевта, прививочном, ЭКГ, бытовом помещении и для хранения уборочного инвентаря, внутренняя отделка имеет множественные повреждения и дефекты - трещины стен и потолков, отслаивание и отшелушивание краски, деревянные полы, окрашенные масляной краской, имеют щели; в кабинете врача терапевта поверхность стены под окном, окрашенная масляной краской, с признаками поражения грибком; во всех кабинетах оконные деревянные рамы со щелями. Кроме того, выявлены факты отхождения отмостки по всему периметру здания амбулатории, отсутствие части водостоков на кровли. Данные факты также отражено в информации территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах от 20.04.2023 .

Как установлено в судебном заседании ранее выявленные нарушения отражались в представлении прокуратуры района от 30.11.2022. По итогу рассмотрения акта прокурорского реагирования ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ запланировано получение технического заключения, косметической ремонт. При этом вновь проведенная проверка соблюдения санитарно- эпидемиологического законодательства в помещении врачебной амбулатории ГБУЗ Гулькевичская ЦРБ по адресу: <адрес>, совместно с ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кавказском, Гулькевичском и Тбилисском районах показала, что нарушения не устранены. Согласно техническому заключения года по обследованию и определению технического состояния строительных конструкций по адресу: <адрес>, амбулатория, техническое состояние объекта в соответствии с ГОСТ 31937- 2011 классифицируется как ограниченно-работоспособное. Процент износа отделочных покрытий составляет 61%, физический износ объекта обследования в соответствии с ВСН 53-86 (р) составляет 51%. В данном заключении даны рекомендации проведения восстановительных работ, в том числе по наружным и внутренним стенам - демонтаж штукатурного слоя и поврежденных кирпичей, устройство наружного финишного покрытия с обработкой фасадов гидрофобизирующими составами; гидроизоляцию фундаментов, устройство отмостки и эффективного организованного водостока с кровли; замена кровельного покрытия; замена оконных заполнений, наружных и внутренних дверных блоков; замена перекрытия над 1 этажом; замена дощатого пола первого этажа с заменой дефектных лаг. Таким образом, допущенные медицинским учреждением нарушения законодательства при оказании первичной доврачебной и врачебной медико- санитарной помощи в амбулаторных условиях нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, получающих амбулаторное лечении и пользующихся услугами учреждения здравоохранения, на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и безопасные условия получения медицинской помощи.

Данный факт сторонами не оспаривается. Доводы ответчика об отсутствии денежных средств судом отвергаются, поскольку прямо противоречат вышеизложенным положениям закона.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в результате бездействия ответчика нарушаются нормы закона, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

В силу положения ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Гулькевичская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН , ОГРН ) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в министерство здравоохранения Краснодарского края смету с финансовыми расчетами, необходимыми для проведения мероприятий по устранению нарушений законодательства и проведению капитального ремонта здания врачебном амбулатории по адресу: <адрес>.

Обязать министерство здравоохранения Краснодарского края (ИНН , ОГРН ) в течение 3 (трех) месяцев после предоставления Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края смет и финансовых расчетов обеспечить выделение для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края финансирования на проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства и проведению капитального ремонта здания врачебном амбулатории по адресу: <адрес>. Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Гулькевичская центральная районная больница» (ИНН , ОГРН ) министерства здравоохранения Краснодарского края в течение 6 (шести) месяцев после выделения министерства здравоохранения Краснодарского края денежных средств провести необходимые мероприятия по устранению нарушений законодательства и проведению капитального ремонта здания врачебном амбулатории по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 25 мая 2023 года.

Судья Гулькевичского

районного суда В.В. Надоличный