Дело № 2-1429/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.
с участием прокурора Чередниченко И.А.
при секретаре Маркевич А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 14 июля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к ООО «Газпром добыча Краснодар» о возложении обязанности заключить договор водопользования,
УСТАНОВИЛ:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации с иском к ответчику о возложении обязанности заключить договор водопользования, указывая, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка законодательства на предмет исполнения законодательства при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, пользование природными ресурсами, а также расходовании бюджетных средств на осуществление природоохранных мероприятий, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба. Проверкой установлено, что в состав опасных производственный объектов трубопроводного транспорта филиала ООО «Газпром добыча Краснодар» - Линейное производственное управление межпромысловых трубопроводов входит объект – «Система межпромысловых трубопроводов №... ЛПУМТ», наименование объекта по внутренним документам Общества – продуктопровод з.Соплеск-Вуктыл. Данный газопровод зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов №.... Указанный газопровод пересекает следующие водные объекты (водотоки), расположенные на территории Республики Коми, а именно: р. Большой Соплеск (11,3 км), р. Малый Соплеск (19,35 км), р. Козла-Ю (54,5), р. Печора (71,9 км) в условиях отсутствия договора водопользования на использование акватории перечисленных водных объектов, в нарушение законодательства об охране окружающей среды. Прокурор просит суд обязать ответчика заключить с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми договор водопользования на р. Большой Соплеск, р. Малый Соплеск, р. Козла-Ю, р. Печора пересекаемые «Системой межпромысловых трубопроводов №... ЛПУМТ» в срок до **.**.** года.
В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях, представитель ответчика исковые требования не признал.
Дело рассматривалось в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В состав опасных производственный объектов трубопроводного транспорта филиала ООО «Газпром добыча Краснодар» - Линейное производственное управление межпромысловых трубопроводов (Республика Коми г. Печора, ******************** входит объект – «Система межпромысловых трубопроводов ********** ЛПУМТ», наименование объекта по внутренним документам Общества – продуктопровод з.Соплеск-Вуктыл, зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов №...
Указанный газопровод пересекает следующие водные объекты (водотоки), расположенные на территории Республики Коми, а именно: р. Большой Соплеск, р. Малый Соплеск, р. Козла-Ю, р. Печора в условиях отсутствия договора водопользования на использование акватории перечисленных водных объектов.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что лица осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч.2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации.
В силу п.1 ч.1 ст. 26 ВК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов, в пользование на основании договоров водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в ч.1 ст. 21 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст. 9 ВК РФ лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 указанной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
Статьей 16 ВК РФ установлено, что договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п.4 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» лицо, зарегистрированное в получении водного объекта в пользование (заявитель), в случаях, предусмотренных п.1 Правил, обращается в один из органов, указанных в п.3 Правил (уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование.
Подпунктом 7 пункта 10 Положения «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми», утвержденного Постановлением Правительства РК от 03.04.2012 № 120, установлено, что Минприроды РК осуществляет государственную услугу – предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики коми, в пользование на основании договоров водопользования.
На основании пунктов 1,4,14 ст. 1 Водного кодекса акваторией является водной пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, а под использованием водных объектов (водопользованием) признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, муниципальных образований, физический и юридических лиц.
Инструкцией по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов СП 34-116-97 от 01.04.1998 (утв. приказом Минтопэнерго РФ от 23.12.1997 №441) установлено, что подводным переходом является участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки, канала, озера, то есть с заглублением в дно пересекаемых водных преград с учетом возможных деформаций русла и перспективных дноуглубительных работ.
Газопровод «Система межпромысловых трубопроводов №№... ЛПУМТ» пересекает водные объекты (водотоки), расположенные на территории Республики Коми, а именно: р. Большой Соплеск, р. Малый Соплеск, р. Козла-Ю, р. Печора.
В соответствии с п. 7.4.3 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, линейная часть промысловых трубопроводов должна иметь охранную зону.
В соответствии с п.3 Правил охраны системы газоснабжения, утвержденных Минтопэнерго РФ 24.09.1992, для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации систем газоснабжения и предотвращения аварий и несчастных случаев устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс наружных газопроводов и сооружений систем газоснабжения в виде участка земной поверхности, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 15 м, а также определенными требованиями СНиП П-07.01-86, СНиП П-89-80, СНиП П-06-75, СНиП 2.04.08-87 и Правилами безопасности в газовом хозяйстве Госгортехнадзора РФ; вдоль подводных переходов газопроводов всех давлений в виде водного пространства, ограниченного от водной поверхности до дна вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от осей крайних ниток газопроводов на расстоянии 100 м.
Аналогичное требование содержит в себе п.4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9, в соответствии с которым установлено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль подводных переходов – виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны.
В соответствии с п. 4.3 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9, в охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в частности: а) перемещать, засыпать и ломать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты; б) открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов; в) устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей: г) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность – от аварийного разлива транспортируемой продукции; д) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы; е) разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня.
Пунктом 7.4.4 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утв. Минтопэнерго РФ 30.12.1993 установлено, что на территории охранной зоны нефтегазопроводов запрещается устройство канализационных колодцев и других заглублений, не предусмотренных проектной документацией, за исключением углублений, выполняемых при ремонте или реконструкции по плану производства работ.
Наличие охранной зоны вдоль подводного перехода трубопровода накладывает ограничения на использование в установленном порядке акватории водного объекта непосредственно над такой зоной.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минприроды России от 17.11.2011 № 06-14-44/16955 «О разъяснении необходимости получения разрешительных документов на право пользования водным объектом» (а также в иных письмах федеральных органов власти по данному вопросу), в котором указано, что установление охранной зоны ограничивает либо исключает использование водного объекта в ее границах в иных целях, установленных ВК РФ, в том числе осуществления общего водопользования.
Учитывая изложенное, а также правоприменительную практику с учетом положений части 3 статьи 11 ВК РФ, которая устанавливает закрытый перечень случаев, когда заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, предоставление водных объектов в пользование для указанных целей надлежит осуществлять в случае использования акватории водных объектов (п.2 ч.1 ст. 11 ВК РФ) на основании договора водопользования.
Помимо изложенного, у ответчика существует установленная законодательством необходимость использования водных объектов, пересекаемых трубопроводом, для осуществления мероприятий по контролю за надлежащим состоянием (осмотры, ревизии, диагностика, испытания), по техническому обслуживанию подводных и надводных переходов трубопровода, включая работы по планово-предупредительному, текущему, аварийно-восстановительному ремонту, проведения экологического мониторинга.
Исходя из факта установления охранной зоны газопровода проходящей через акваторию перечисленных выше водных объектов накладывающей соответствующие ограничения на использование последних, также исходя из необходимости использования акватории водных объектов для целей поддержания технически исправного состояния линейного объекта суд приходит к выводу, что ответчик обязан оформить договоры водопользования на перечисленные выше водные объекты, поэтому требования Печорского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что отсутствие сведений в Государственном водном реестре о водных объектах и их координатах, в отношении которых необходимо заключить договора водопользования, судом не принимаются, т.к. отсутствие указанных сведений не является основанием для отказа в заключении договора водопользования.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ООО «Газпром добыча Краснодар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере №... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Газпром добыча Краснодар» в срок до **.**.** года заключить с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми договор водопользования на р.Большой Соплеск, р.Малый Соплеск, р.Козла-Ю, р.Печора, пересекаемые «Системой межпромысловых трубопроводов №... ЛПУМТ» (I класс) (продуктопроводом з.Соплеск-Вуктыл).
Взыскать с ООО «Газпром добыча Краснодар» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Печора» в размере №... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Г. Порохина