ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1429/2018 от 15.05.2018 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-1429/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2018 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи – Фокиной Т.В.

при секретаре – Бушковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Кирова к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о возложении обязанности обеспечить постановку на учет бесхозяйных объектов электроснабжения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района г. Кирова обратился с иском к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о возложении обязанности обеспечить постановку на учет бесхозяйных объектов электроснабжения.

В обоснование требований указано, что в результате проверки по обращению ФИО7 по вопросу передачи объектов электроснабжения в муниципальную собственность установлено, что по ул. Вишневой п. Коминтерн г. Кирова имеются объекты электроснабжения, а именно сети протяженностью 0,350 км и трансформаторная подстанция КТП-100/10, обеспечивающие электрической энергией 10 жилых домов, расположенных на указанной улице. Указанные объекты не состоят на кадастровом учете, на балансе МУП «Горэлектросеть», ОАО МРСК Центра и Поволжья филиала «Кировэнерго», администрации города Кирова. В ходе проверки также установлено неудовлетворительное состояние трансформаторной подстанции КТП-100/10. Поскольку администрацией города Кирова мер для постановки сооружений на учет в качестве бесхозяйного объекта электроснабжения не предпринималось, прокуратурой Первомайского района г. Кирова в адрес главы администрации г. Кирова вынесено представление об устранении выявленных нарушений, которое ответчиком не удовлетворено. Таким образом, ответчиком не предпринимаются меры по организации постановки на учет бесхозяйного имущества и его надлежащего содержания. На основании изложенного истец просит обязать администрацию муниципального образования «Город Киров» обратиться в срок до 01.07.2018 в Управление Росреестра по Кировской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов электроснабжения – электрических сетей (ВЛ 0,4 кВ), протяженностью 0,350 км и трансформаторной подстанции КТП-100/10 (К-211), расположенных по адресу: г. Киров, <...>.

В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района г. Кирова Алексеева Е.А. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, представила уточненные требования.

В ходе судебного разбирательства иск уточнила, просит признать бесхозяйными объекты электроснабжения – электрические сети (ВЛ 0,4кВ) протяженностью 0,350 км и трансформаторную подстанцию КТП-100/10 (К-211), расположенные по ул. Вишневой п. Коминтерн г. Кирова, а также обязать муниципальное образование «город Киров» в лице администрации г. Кирова принять в муниципальную собственность объекты электроснабжения электрические сети (ВЛ 0,4кВ) протяженностью 0,350 км и трансформаторную подстанцию КТП-100/10 (К-211), расположенные по ул. Вишневой п. Коминтерн г. Кирова.

Определением суда от 15.05.2018 в принятии уточненных исковых требований отказано, поскольку изменены предмет и основание. Фактически подано новое заявление о признании вещи бесхозяйной, которое подлежит рассмотрению в порядке особого производства.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Киров» по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что бремя содержания электрических сетей лежит на организации, к которой произведено технологическое присоединение. Таким образом, ответственность за неудовлетворительное состояние объектов лежит на сетевой организации, к сетям которой присоединены бесхозяйные объекты электроснабжения ОАО МРСК Центра и Поволжья. Кроме того, требования обратиться в Управление Росреестра по Кировской области для постановки на учет бесхозяйного объекта в указанный прокуратурой срок противоречит принципам местного самоуправления, поскольку органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного самоуправления.

Определением суда от 16.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено ПАО МРСК Центра и Приволжья, представитель которого ФИО2 в судебном заседании пояснила, что истцом неверно определено что электрические сети являются недвижимой вещью, полагает, что электрические сети (ВЛ 0,4кВ) протяженностью 0,350 км и трансформаторная подстанция КТП-100/10 (К-211), расположенные по ул. Вишневой п. Коминтерн г. Кирова являются движимым имуществом, что также подтверждается заключением эксперта ФБУ "Кировская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ". Статус недвижимого имущества приобретается после регистрации в Управление Росреестра по Кировской области по волеизъявлению собственника.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что по ул. Вишневой п. Коминтерн г. Кирова имеются объекты электроснабжения, а именно сети протяженностью 0,350 км и трансформаторная подстанция КТП-100/10, обеспечивающие электрической энергией 10 жилых домов, расположенных на указанной улице.

Согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кировской области» указанные объекты электроснабжения на кадастровом учете не состоят (л.д.7).

Технологическое присоединение указанной сети фактически осуществлено, то есть объекты присоединены к ВЛ-10кВ фид. № 2 ПС «Коминтерн», являющейся собственностью ПАО МРСК Центра и Приволжья. Обследование объектов показало, что КТП К-211 имеет неудовлетворительное состояние. Данный факт также подтверждается результатами проверки прокуратуры Первомайского района г. Кирова, выездной проверкой Западно-Уральского управления Ростехнадзора (л.д. 32-33).

Акты разграничения границ балансовой принадлежности, акты разграничения эксплуатационной ответственности по указанным объектам отсутствуют.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства связаны с землей, но в данном случае необходимости иметь прочную связь с землей, а именно фундамента, не имеется в связи с тем, что согласно Постановлению Правительства РФ от 11.08.2003 № 486 «Об утверждении правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети» минимальные размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10кВ включительно определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне земли.

Согласно заключению эксперта ФБУ "Кировская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ" № 297-г/16 от 31.07.2002г. в результате проведенного исследования установлено, что воздушные и кабельные линии электропередачи (ВЛ, КЛ) напряжением 10-0,4 кВ открытые комплектные и маточные трансформаторные подстанции (КТП, МГП) напряжением 10/0,4 кВ, входящие в состав электросетевых комплексов ОАО «Кировэнерго» не являются объектами недвижимости (л.д. 83-86).

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ следует, что электрические сети (ВЛ 0,4кВ) протяженностью 0,350 км и трансформаторную подстанцию КТП-100/10 (К-211), расположенные по ул. Вишневой п. Коминтерн г. Кирова являются движимыми вещами, поскольку прочно и неразрывно с землей не связаны и их перемещение возможно без ущерба их назначению.

Как указывалось выше, собственник спорной воздушной линии электропередач не установлен, ПАО МРСК Центра и Приволжья, администрация муниципального образования города Кирова отрицают принадлежность им спорной воздушной линии, право собственности на земельный участок воздушной линии электропередач не зарегистрировано, спорный объект в муниципальной собственности не значится, то есть обладает признаками бесхозяйной вещи.

В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от них (брошенные вещи) могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.

Как было указано ранее, спорные объекты являются движимым имуществом и действующим законодательством не предусмотрено внесения о них сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Порядок признания движимой вещи бесхозяйной определен положениями главы 33 ГПК РФ и рассматривается судом в особом производстве.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований прокурора Первомайского района г. Кирова к муниципальному образованию «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о возложении обязанности обеспечить постановку на учет бесхозяйных объектов электроснабжения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Т.В. Фокина

Решение в окончательной форме изготовлено 21.05.2018

Судья /подпись/ Т.В. Фокина