УИД 74RS0027-01-2023-001521-30
Дело № 2 - 1429/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кыштым Челябинской области 07 декабря 2023 года
Кыштымский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Жуковой Т.Г.,
при секретаре Силантьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Алескеровой Салиме Рамазан кызы о признании противоправными действий, возложении обязанностей,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ИП Алескеровой С.Р.к. о признании противоправными действий ИП Алескеровой С.Р.к. в отношении неопределенного круга потребителей, выразившихся в продаже товаров с повторным использованием кодов идентификации (повторные продажи) в отношении товаров легкой промышленности «предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное» и обязании ИП Алескеровой С.Р.к. прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации потребителям товаров с повторным использованием кодов идентификации (повторные продажи) в отношении товаров легкой промышленности «предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное».
В обоснование своих требований истец указал, что на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия от ДАТАНОМЕР, вынесенного заместителем руководителя Управления Роспортребнадзора по Челябинской области, было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении индивидуального предпринимателя Алескеровой Салимы Рамазан кызы (ИНН 741308307986). Был проведен сбор и анализ данных об объекте контроля, размещенной информации из Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ) и личном кабинете специалиста органа государственной власти в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации. В ГИС МТ ответчик ИП Алескерова С.Р.к зарегистрирована как участник оборота товаров (УОТ) ДАТА. На главной странице ГИС МТ представлена сводная аналитическая информация «Дашборд», где сведения сгруппированы по разделам, в том числе «Повторные продажи». Данный ресурс содержит перечень нарушений (отклонений) в отношении участников оборота товаров. По данным раздела «Повторные продажи» ГИС МТ с ДАТА по ДАТА в отношении ИП Алескеровой С.Р.к. зафиксировано 30 отклонений по повторным продажам на общую сумму 379350 рублей (все 30 отклонений – повторные продажи у одного продавца более 30 минут).
Истцом в иске приведены три примера отклонений, указано на то, что согласно заявленным отклонениям, продажи с повторным использованием идентификации осуществлялись по адресу: АДРЕС
Формальное нанесение кода идентификации на товары, а также его повторное использование не свидетельствует об исполнении обязанности по маркировке товаров средствами идентификации и влечет нарушение права потребителей на своевременное получение достоверной информации о товаре, установленное п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». В действиях ИП Алескеровой С.Р.к. усматриваются признаки нарушения п. 2, п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», п. 35 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1956, п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Указанное отражено в акте наблюдения НОМЕР от ДАТА. По результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия ИП Алескеровой С.Р.к. было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДАТАНОМЕР. Указанные документы направлены на юридический адрес ответчика и им получены.
На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия от ДАТАНОМЕР, вынесенного заместителем руководителя Управления Роспортребнадзора по Челябинской области, было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении индивидуального предпринимателя Алескеровой Салимы Рамазан кызы (ИНН 741308307986). По результатам установлено следующее: согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Повторные продажи» по группе товаров легкой промышленности за период с ДАТА по ДАТА в отношении ИП Алескеровой С.Р.к. зафиксировано 22 отклонения по повторным продажам на сумму 40300 рублей (из них 2 – повторные продажи у одного продавца менее 30 минут на сумму 4700 рублей, 20 – повторные продажи у одного продавца более 30 минут на сумму 35600 рублей.
Истцом также приведены два примера отклонений, которые были отражены в акте наблюдения НОМЕР от ДАТА, указано, что по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия ИП Алескеровой С.Р.к. было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДАТАНОМЕР. Указанные документы направлены на юридический адрес ответчика и на адрес его электронной почты.
Истцом указано на то, что ИП Алескерова С.Р.к. после направления предостережения и акта контрольного (надзорного) мероприятия продолжает допускать нарушения в системе ГИС МТ, Управление Роспотребнадзора по Челябинской области исчерпало все меры в пределах полномочий административного органа в отношении ИП Алескеровой С.Р.к., и просит признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Алескеровой С.Р.к. в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в продаже товаров с повторным использованием кодов идентификации (повторные продажи) в отношении товаров легкой промышленности «предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное». Обязать индивидуального предпринимателя Алескерову С.Р.к. прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации потребителям товаров с повторным использованием кодов идентификации (повторные продажи) в отношении товаров легкой промышленности «предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное». (л.д. 4-9)
В судебное заседание представитель истца при надлежащем извещении не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Направил ходатайство об уточнении обстоятельств дела, указав, что ответчиком продолжают допускаться нарушения по повторным продажам в системе ГИС МТ. (л.д. 135-142)
Ответчик ИП Алескерова С.Р.к. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. (л.д. 133)
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Согласно ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, утвержденному приказом Роспотребнадзора НОМЕР от ДАТА, является территориальным органом Роспотребнадзора и согласно п.8.40 указанного Положения уполномочено обращаться в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) индивидуальный предприниматель Алескерова С.Р.к. зарегистрирована как участник оборота товаров (УОТ) по товарным группам категории «легкая промышленность». Дата регистрации – ДАТА. (л.д. 23)
На главной странице ГИС МТ представлена сводная аналитическая информация «Дашборд», где сведения сгруппированы по разделам, в том числе «Повторные продажи». Данный ресурс содержит перечень нарушений (отклонений) в отношении участников оборота товаров.
На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДАТАНОМЕР, вынесенного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Е.В.М., содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении индивидуального предпринимателя Алескеровой Салимы Рамазан кызы (ИНН 741308307986).
Согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Повторные продажи» по группе товаров легкой промышленности за период с ДАТА по ДАТА, ДАТА в отношении ИП Алескеровой С.Р.к. зафиксировано 30 отклонений по повторным продажам на общую сумму 379350,00 рублей (все отклонения – повторные продажи у одного продавца более 30 минут), осуществлены по адресу: АДРЕС. (л.д. 20-22)
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от ДАТА № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии со ст.495 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
В силу п.5 и п.16 ст.20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживания движения товаров»).
Исходя из п.2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 года № 515 «вывод товаров из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товаров, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; «код идентификации» - последовательность символов, представляющая собственный уникальный номер экземпляра товара.
Обязанность маркировки товаров средствами идентификации установлена статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р «Об утверждении перечня отдельных групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
В соответствии с п.п. «д» п. 2, п. 3 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении товаров легкой промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1956, участники оборота товаров легкой промышленности в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами с 1 января 2021 года вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке товаров легкой промышленности, а также о вводе товаров легкой промышленности в оборот, их обороте и выводе из оборота. Нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары легкой промышленности, или ярлык, или этикетку товаров легкой промышленности, ввозимых на территорию Российской Федерации или произведенных на территории Российской Федерации с 1 января 2021 года, в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, является обязательным.
На основании п. 35 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.
Согласно п. 70 указанных Правил участник оборота товаров, осуществляющий оптовую и розничную продажу товаров, сканирует и распознает средство идентификации техническими средствами, связанными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой.
В соответствии с п. 79 Правил перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.).
Таким образом, в ГИС МТ средство маркировки формируется один раз и наносится на каждый конкретный товар, в систему вносятся сведения о движении товара от его производства либо ввоза на территорию Российской Федерации до розничной продажи. Перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.), также как и повторная продажа.
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п.10 Правил, утвержденных постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 года № 515).
Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.
Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.
В поступлении в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара, усматриваются признаки того, что ИП Алескерова С.Р.к. реализует товары легкой промышленности без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
По результатам акта проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований НОМЕР от ДАТА в отношении ИП Алескеровой С.Р.к., адреса сайта в сети Интернет, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах: https://gov.crpt.ru, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области ИП Алескеровой С.Р.к. было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований НОМЕР от ДАТА. (л.д. 70 о.с. -71)
Уведомление вместе с актом проверки и предостережением было направлено на адрес места жительства предпринимателя (исх. НОМЕР от ДАТА), получено ИП Алескеровой С.Р.к. ДАТА. (л.д. 72-76)
По результатам анализа информации в ГИС МТ по ИП Алескеровой С.Р.к. за период с ДАТА по ДАТА установлено, что в данный период индивидуальным предпринимателем продолжались соответствующие действия (акт проверки НОМЕР от ДАТА). Согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Повторные продажи» по группе товаров легкой промышленности за период с ДАТА по ДАТА в отношении ИП Алескеровой С.Р.к. зафиксировано 22 отклонения по повторным продажам на сумму 40300,00 рублей, которые осуществлены по адресу: АДРЕС. (л.д. 78-79)
Тем самым установлено и подтверждено контрольными (надзорными) мероприятиями Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, что ИП Алескерова С.Р.к., имея возможность для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также для устранения допущенных нарушений, допустила и продолжает допускать множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере.
Противоправные действия, которые выражаются в невыполнении обязательных требований законодательства ИП Алескеровой С.Р.к., нарушают права неопределенного круга потребителей, то есть такого круга лиц, который невозможно индивидуализировать.
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в реализации товаров с повторным использованием кодов идентификации (повторные продажи) товаров легкой промышленности («предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное»), являются противоправными.
Требования истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области о возложении на ответчика обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации потребителям товаров легкой промышленности («предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное») с повторным использованием кодов идентификации (повторные продажи) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Алескеровой Салиме Рамазан кызы о признании противоправными действий, возложении обязанностей удовлетворить.
Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Алескеровой Салимы Рамазан кызы (ОГРНИП 317745600006305) в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в продаже товаров с повторным использованием кодов идентификации (повторные продажи) в отношении товаров легкой промышленности «предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное».
Обязать индивидуального предпринимателя Алескерову Салиму Рамазан кызы (ОГРНИП 317745600006305) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части реализации потребителям товаров с повторным использованием кодов идентификации (повторные продажи) в отношении товаров легкой промышленности «предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное».
Взыскать с индивидуального предпринимателя Алескеровой Салимы Рамазан кызы (ОГРНИП 317745600006305) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыштымский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2023 года
Судья Т.Г. Жукова
Решение вступило в законную силу.