ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-142/18 от 11.01.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2018 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Петуховой Т.Э. при секретаре Урусовой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-142/2018 по иску ФИО1 к департаменту здравоохранении и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска о возмещении ущерба, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделу пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Администрации г. Иркутска Сектор жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому району г. Иркутска о возмещении ущерба полностью за неустойку- несвоевременную оплату субсидии согласно ст. 15 ГК РФ, ст. 393 ГК РФ в размере 59 351,95 руб., денежных средств в размере 3 777,46 руб. В обоснование иска указано, что ФИО1 не получила до сих пор субсидию за май 2016 года в сумме 1 507,21 руб., за июнь 2016 в сумме 1 507,21 руб., за 0,5 ставки за июль 2016 года в сумме 753,04 руб. Итого в общей сумме 3 777,46 руб.

Также истец ФИО1 указала в исковом заявлении, что ко взысканию предъявляет неустойку из расчета 3% за каждый день просрочки оплаты субсидий.

В ходе судебного разбирательства судом произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим. Ответчик Отдел пенсий за выслугу лет и социальных гарантий Администрации г. Иркутска Сектор жилищных компенсаций (субсидий) по Свердловскому району г. Иркутска заменен судом на ответчика департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

Истец ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, повторила и просила суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.Суду пояснила, что при расчете субсидии, подлежащей выплате ФИО1 с 1 мая 2016 года, неправомерно не было учтено, что ФИО1 за период с ноября 2015 года по апрель 2016 года, несмотря на корректировку размера платы, фактически оплатила 3 926,55 руб., также пояснила, что до настоящего времени ей не выплачена субсидия в размере 3 077, 74 руб., при этом какая-либо задолженность по коммунальным платежам у ФИО1 отсутствует.

Представитель ответчика департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее представленных возражениях на исковое заявление ФИО1 просил в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, привел обоснование расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1

Выслушав истца ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса (п.2 настоящей статьи).

Согласно п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п.2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В соответствии с Законом Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» от 10.12.2007 №116-оз, администрации города Иркутска делегированы государственные полномочия по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории соответствующих муниципальных образований.

Функции по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются секторами жилищных компенсаций (субсидий) по округам города Иркутска, входящими в структуру департамента здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

В силу ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правиламчасти 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (ч. 2 указанной статьи).

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч.ч. 4,5 ст. 159 ЖК РФ).

В силу ч. 7 ст. 159 ЖК РФ определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядокопределения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий определен правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 " (далее – Правила).

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, а также является инвалидом 2 группы и получателем мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, за предоставлением субсидии ФИО1 обращается в сектор жилищных компенсаций (субсидий) по <адрес обезличен>. Данное обстоятельство подтверждено представленными возражениями ответчика на исковое заявление.

Судом установлено, что на основании заявления ФИО1 № 1297 от <Дата обезличена> о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу ФИО1 была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 714,25 руб. ежемесячно сроком на шесть месяцев с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и произведен возврат излишне выплаченных субсидий в размере 198,90 руб. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Данное обстоятельство подтверждается заявлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен>, расчетом <Номер обезличен> о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от <Дата обезличена>.

Затем как следует, из материалов дела на основании заявления истца ФИО1 <Номер обезличен> о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от <Дата обезличена> ей предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес обезличен> размере 1 507,21 руб. ежемесячно с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и произведен возврат излишне выплаченной субсидии в размере 5 494,71 руб. за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Данное обстоятельство подтверждается заявлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен>, расчетом <Номер обезличен> о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от <Дата обезличена>.

Истец ФИО1 полагает, что ответчиком незаконно не была произведена оплата субсидии за май 2016 в размере 1 507,21 руб., за июнь 2016 года в сумме 1 507,21 руб., 0,5 ставки за июль 2016 года в сумме 763,04 руб. Итого на общую сумму 3 777, 46 руб., то есть неправильно произведен расчет субсидии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

В подтверждение своих доводов истцом ФИО1 представлены справки о состоянии вклада за спорные периоды.

Действительно из представленных справок о состоянии вклада ФИО1 на счет <Номер обезличен>, открытый на имя ФИО1, не осуществлялось зачисление субсидии в указанные ею периоды и размерах.

Пункт 8 Правил регламентирует, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, перечисленных в данномпункте, в том числе документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 27 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки. Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

Порядок проведения сравнения размера предоставленной субсидии с фактическими расходами получателя субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателя субсидий определен пунктом 27 (1) Правил.

В своих возражениях на исковое заявление ФИО1 ответчик указал, что расчет субсидии ФИО1 производился следующим образом.

На момент обращения совокупный доход ФИО1 составил - 8 691,29 руб. (в том числе среднемесячный размер пенсии - 8223,98 руб., среднемесячный размер компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг - 467,31 руб.), величина прожиточного минимума для пенсионера, установленная Постановлением Правительства Иркутской области от 28.04.2016 N 259-пп «Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за I квартал 2016 года», составляла - 7 596 руб.

Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, действовавшие на момент расчета, утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от <Дата обезличена> N 480-пп «О внесении изменения в размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям Иркутской области, на 2015 год»

Расчетный размер субсидии составил: 2 331,27 - 608,39 = 1 722,88 руб.,

где: 2 331,27 - размер регионального стандарта ЖКУ, установленный для собственника, уплачивающего взнос на капитальный ремонт;

608,39 руб.- доля собственных расходов на оплату ЖКУ (7 %) от дохода, рассчитанная в соответствии с Законом.

На основании представленных ФИО1 документов ее фактические затраты по платежам за жилое помещение и коммунальные услуги за период, перед подачей заявления от <Дата обезличена>, то есть за апрель 2016 года составили в общей сумме 2 130,16 рублей, в том числе: ТСЖ «Мой дом» - 1 024,0 рублей; ПАО «Иркутскэнерго» - 747,73 руб.; взносы на капитальный ремонт - 187,62 руб.; электроэнергия - 170,81 руб.

Меры социальной поддержки ФИО1 за апрель 2016 года составили 622,95 рубля. Таким образом, фактические расходы составили: 2 130,16 руб. - 622,95 руб. = 1 507,21 рублей.

В связи с чем, так как расчетный размер субсидии превышал фактические затараты ФИО1 ( 1722, 88 больше, чем 1507,21 руб.) как указано в возражениях ответчика, ФИО1 была назначена субсидия в размере фактических расходов ежемесячно - 1 507,21 руб.

Из доводов возражений на исковое заявление следует, что ответчиком по окончании срока предоставления субсидии, в соответствии с пунктом 27 Правил, на основании представленных ФИО1 документов была проведена сверка субсидии, предоставленной за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>,с расходами, понесенными ФИО1 за данный период. В ходе проведения сверки ответчиком было установлено, что фактически за спорный период ФИО1 выставлено для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями в общей сумме 7104,48 руб., в том числе: ТСЖ «Мой дом» 6 098,19 руб., взносы на капитальный ремонт 1 125,72 руб., электроэнергия 1 024,88 руб.; ПАО «Иркутскэнерго» (- 1 144,31 рублей), в том числе корректировка по отоплению -6 141,92 руб.

Истцом ФИО1 расчет субсидии за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в ежемесячном размере 1 507,21 руб. не оспаривался.

Из представленной в материалы дела выписки ООО «Иркутская энергосбытовая компания» по лицевому счету ФИО1 ЛС ТМД6001008 усматривается, что ФИО1 в период с ноября 2015 года по апрель 2016 (включительно) за теплоснабжение оплачено 3 926,55 руб., за ГВС оплачено 1 668,87 руб., за ГВС ОДН оплачено 371,27 руб. При этом ООО «Иркутская энергосбытовая компания» произведена корректировка суммы начислений в январе 2016 года в сторону уменьшения. Так, в части начислений по теплоснабжению корректировка в январе 2016 года произведена в размере «-6 141,92 руб.».

Исходя из того, что ФИО1 не оплачивала за отопление в феврале, марте, апреле 2016 года при начислении платы за отопление, на <Дата обезличена> начисление за отопление составляет «-1 144,31руб.».

Согласно п.27(2) Правил в случае, если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

На основании п.49 Правил, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ N 403 от 26.05.2006 (действовавших на период предоставления субсидии истцу)( далее-Методические рекомендации).

Согласно п.91.5 Методических рекомендаций в фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с которыми сравнивается размер субсидии, рассчитанный по формулам С и С, не включаются, только те перерасчеты за прошлые периоды, в течение которых субсидия не предоставлялась.

На основании п.93 Методических рекомендаций сравнение размера субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может осуществляться различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей:

в течение субсидируемого месяца;

в следующем месяце, после субсидируемого месяца;

по окончании срока предоставления субсидии - за весь период предоставления субсидии.

При превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства засчитываются в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет (пункт 94Методических рекомендаций).

Из анализа данных норм следует, что сравнение получаемой субсидии с фактическими затратами должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки за любой из вышеуказанных периодов.

Судом из материалов дела установлено, что корректировка начислений по теплоснабжению ООО «Иркутская энергосбытовая компания» в январе 2016 года была произведена в период предоставления субсидий ФИО1

Из материалов дела следует, что субсидия на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> рассчитывалась для ФИО1, исходя из размера платы за отопление, начисленной за октябрь 2015 года, в сумме 1221,69 рублей.

Также из материалов дела следует, что после проведения ООО «Иркутская энергосбытовая компания» корректировки, с февраля 2016 года размер платы за поставляемые данной организацией услуги уменьшился до 774,1 рублей.

При этом истцом ФИО1 в соответствии со ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств, что она извещала ответчика об изменениях размеров затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также не обращалась за перерасчетом предоставляемой ей субсидии.

По мнению суда, проверившего расчет ответчика фактически понесенных истцом ФИО1 расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в общей сумме 7 104,48 руб., в том числе: ТСЖ «Мой дом» 6 098,19 руб., взносы на капитальный ремонт 1 125,72 руб., электроэнергия 1 024,88 руб.; ПАО «Иркутскэнерго» (- 1 144,31 рублей), такой расчет в соответствии с указанными выше нормативными актами произведен правомерно.

Соответственно, в течение с ноября 2015 года по апрель 2016 года субсидия истцу выплачивалась в размере, превышающем фактические затраты ФИО1

Из материалов дела следует, что меры социальной поддержки, полученные ФИО1 за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, составили - 2 803,86 рублей. Сумма выплаченной субсидии за указанный период - 10 285,5 рублей. Излишне выплаченные средства субсидии составили «- 5984,88 руб.»=7104,48 руб. - (2 803,86 + 10285,5 руб.). Также, учитывая оплату ФИО1 взносов за капитальный ремонт за период февраля по апрель 2015 года, была произведена доплата в связи с изменением размера стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в сумме 493,1 рубля.

В своих возражениях ответчик указал, что в соответствии с пунктом 49 Правил необоснованно полученные ФИО1 средства за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в сумме 5 491,71 руб. (5984,88 руб.- 493,17 руб.) были засчитаны в счет вновь назначенной субсидии с <Дата обезличена>.

Из материалов дела следует, что ответчиком сумма ежемесячной субсидии на период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> рассчитана в размере 1 507,21 руб. ( за 6 месяцев общая сумма 9 043,26 руб.). При этом сумма удержаний за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в счет назначенной субсидии с <Дата обезличена> составила: май 2016 года – 1 507,21 руб., июнь 2016 года - 1 507,21 руб., июль 2016 года – 1 507,21 руб., август 2016 года – 970,08 руб., а в общей сумме размер удержаний составил 5 491,71 руб.

Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик правомерно при расчете субсидии ФИО1 за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> исходя из фактических расходов учел корректировку платы за отопление, произведенную ПАО «Иркутскэнерго», и при превышении выплаченных средств субсидии над фактическими расходами ФИО1, в соответствии с Правилами, Методическими рекомендациями засчитал необоснованно полученные ФИО1 в качестве субсидии за предыдущий месяц средства в счет субсидии за следующие месяцы.

Из материалов дела усматривается, что о причинах удержаний излишне выплаченных субсидий ФИО1 были неоднократно даны подробные разъяснения в письменной форме, что подтверждается: письмами Комитета по социальной политике и социальной культуре Администрации г. Иркутска от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, ответом отдела пенсий за выслугу лет и социальных гарантий департамента здравоохранения и социальной помощи населению Комитета по социальной политике и культуре департамента здравоохранения и социальной помощи населению от <Дата обезличена><Номер обезличен>, ответом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Нарушений прав истца ответчиком при рассмотрении настоящего спора судом не установлено.

При таких обстоятельствах судом не установлено оснований для взыскания с ответчика в пользу истца невыплаченных ответчиком сумм субсидии в общем размере 3 777 руб.46 коп. за май, июнь,июль 2016 года, и, соответственно, неустойки в связи с невыплатой указанных сумм субсидии.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к департаменту здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска о возмещении ущерба за неустойку в размере 59 351,95 руб., взыскании денежных средств в размере 3 777, 46 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:

....