ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-142/18 от 22.05.2018 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2018 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Поляковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Мченской К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-142/2018 по иску ФИО1 к ООО «ЖКС», третьим лицам ООО «Самарские коммунальные системы», Администрации г.о. Самара, Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, МП г. Самары «Самараводоканал», Государственная жилищная инспекция Самарской области об определении состава общего имущества,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что согласно договора управления многоквартирным домом от дата ООО «ЖКС» оказывает услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений, связанные с управлением многоквартирного дома. дата истец обратился в ООО «ЖКС» с письмом, где просил вместе со специалистами УК определить состав общего имущества. дата и дата повторил свои требования о сформировании комиссии для определения состава общего имущества, поскольку в приложении 1 к договору управления многоквартирным домом нет технических параметров общего имущества. Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме состав общего имущества определяется собственниками помещений. В нарушении норм законодательства ООО «ЖКС» не определило комиссионно состав общего имущества, а также перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества, и приступило к исполнении договора, которое выразилось в производстве ремонтных работ в подвале адрес, что управляющая компания, определив состав общего имущества самостоятельно проводит работы без ведома собственников со снятием денежных средств по статье «текущий ремонт». Просит суд, с учетом уточнения исковых требований, определить состав общего имущества трубопроводов, проходящих в подвале адрес по адресу: адрес, согласно Постановления Правительства РФ №....

В судебном заседании истец ФИО2, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске и уточнениях к нему, пояснил, что в связи с тем, что ответчик ООО «ЖКС» при заключении договора управления спорным многоквартирным домом не определило состав общего имущества, в части трубопроводов, проходящих через подвал жилого адрес, осуществил за счет денежных средств собственников МКД ремонт транзитного трубопровода, диаметром *** мм, что по мнению истца является незаконным, однако несмотря на требования жильцов денежные средства затраченные на ремонт транзитного трубопровода ответчиком на статью «Текущий ремонт» не возвращаются.

Представитель ответчика ООО «Жилищно-коммунальная система» ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал пояснил, что состав имущества многоквартирного дома определен и указан в приложении №... к договору управления многоквартирным домом №... по адрес в адрес. При этом ремонтные работы в подвале дома произведены на основании предписания Государственной жилищной инспекции адрес.

Представитель ООО «Самарские коммунальные системы» ФИО5, действующая на основании доверенности, пояснила, что труба диаметром *** мм, проходящая через подвал спорного жилого дома осуществляет подачу воды из колодца на насосную станцию №... необходимую для обеспечения давления для подачи воды с жилом доме истца и соседнем доме. Трубопровод диаметром 200 в эксплуатацию и в обслуживание ООО «СКС» не передавался, договор аренды сетей на указанный трубопровод не заключался.

Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара ФИО6, действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Представитель третьего лица Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, возражал против удовлетворения требований.

Представитель третьего лица МП адрес «Самараводоканал» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса (Далее – ЖК РФ) отношения, связанные с пользованием общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов, регулируются жилищным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, перечисленное в данной норме, то есть имущество, предназначенное исключительно для обслуживания более одного помещения в данном доме. В частности, подпунктами 1 и 3 части 1 указанной статьи предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 является собственником жилого помещения расположенного в жилом адрес в адрес.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: или непосредственное управление (п. 1), или управление товариществом собственников жилья либо кооперативом (п. 2); или управление управляющей организацией (п. 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от дата № 123-ФЗ) договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относятся, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.

Согласно п. п. 2, 3, 4, 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.

В то же время процедура определения состава общего имущества многоквартирного дома законодателем не определена.

Как следует из п. п. 5, 6 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (далее - Правила №...), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков.

В соответствии с п. 8 Правил №... внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

По смыслу приведенных норм права граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности.

Судом установлено, что дата проводилось собрание собственников помещений многоквартирного дома по адресу: адрес, в очной форме, по инициативе собственника адресФИО7, в голосовании приняли участие 52% голосов, в протоколе указано на наличие кворума.

В результате голосования на собрании приняты решения, в том числе о выборе способа управления многоквартирным домом - управляющей организацией, о выборе управляющей организации – ООО «Жилищно-коммунальная система», о заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Из протокола общего собрания собственников помещений от дата усматривается, что в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества определен состав общего имущества многоквартирного адрес /л.д.70-72/, в который включены объекты, согласно Правилам содержания имущества многоквартирного дома, включая объекты, расположенные на земельном участке, определенном в соответствии с подп. «е», п. 2 Постановления Правительства РФ №... от 13.08.2006г., п. 5 ст. 16 №ФЗ-189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» /Приложение №... к Договору управления многоквартирным домом/ /л.д.55-56/.

Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно положениям пункта 13 Правил №..., предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно п. п. 3, 16, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (далее - Правила №...), порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. В договоре ресурсоснабжения должно предусматриваться условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара №... от 19.07.2013г. на территории городского округа Самара гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение является ООО «Самарские коммунальные системы».

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от дата N 416-ФЗ (ред. от дата) "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация — это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с п. 15 ст.2 Федерального закона от дата N 416-ФЗ (ред. от дата) "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В целях оказания услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям адрес между МП адрес «Самараводоканал» и ООО «СКС» заключен договор аренды имущества от 14.03.2012г.

В соответствии с п.п. 3.4.7, 3.4.8 Договора аренды имущества от 14.03.2012г. арендатор обязан поддерживать переданное ему имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества, его содержанием; проводить капитальный ремонт, реконструкцию переданного имущества в порядке и на условиях, предусмотренных Производственной и Инвестиционной программами, а также Соглашением о реализации Инвестиционной программы Арендатора, заключаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» /л.д.121-132/.

Оценив фактическую основу иска, суд полагает установленным, что поводом для обращения истца в суд с названным иском явилось прохождение через подвальное помещение многоквартирного адрес транзитного трубопровода холодного водоснабжения, не имеющего технологических присоединений к общедомовым инженерным коммуникациям самого здания, и обеспечение холодным водоснабжением многоквартирного домов 151-153 по адрес, а также проведение ремонтных работ управляющей компанией транзитного водопровода за счет денежных средств собственников МКД. В данной связи истец полагает, что затраты на обслуживание и ремонт указанного трубопровода не могут быть возложены на собственников помещений в адрес, поскольку в состав общего имущества многоквартирного дома он не входит, однако ООО «ЖКС», являющейся управляющей компанией за счет денежных средств собственников многоквартирного дома произведены ремонтные работы трубопроводов, проходящих через подвальное помещение спорного жилого дома на общую сумму в размере 281 578 рублей, в том числе ремонт транзитного водопровода.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем в ходе рассмотрения дела суду не представлено неоспоримых доказательств свидетельствующих о включении спорного водопровода в состав общего имущества многоквартирного адрес, учитывая, что в состав общего имущества многоквартирного дома входят только внутридомовые системы отопления и водоотведения (горячего и холодного водоснабжения), предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном жилом доме. Кроме того, не представлено доказательств наличия полномочий у истца действовать от имени и в интересах собственников многоквартирного дома, в свою очередь судебные акты судов общей юрисдикции не могут подменять собой решения собственников помещений многоквартирного дома по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В судебном заседании установлено, что ООО «ЖКС» во исполнение предписания Государственной жилищной инспекции адрес №Сор-217835 от 04.08.2015г. предприняты меры исключающие подтопление подвального помещения жилого адрес в адрес, вследствие нарушения герметичности транзитного трубопровода холодного водоснабжения.

При этом в ходе рассмотрения дела суд приходит к выводу о том, что указанный транзитный трубопровод, проходящий через подвал спорного жилого дома является бесхозяйным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 2).

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно подпункту "в" пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 644, к обязанности ООО «СКС» отнесена только эксплуатация водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в
границах эксплуатационной ответственности такой организации, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Совокупное толкование приведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения и водоотведения возложена на орган местного самоуправления в целях исключения ситуации, при которой какие-либо объекты
централизованного водоснабжения никем не обслуживаются, что может привести к ухудшению качества услуг водоснабжения и поставляемого ресурса или невозможности оказания таких услуг в дальнейшем.

При этом выявление бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения влечёт за собой возникновение у органа местного самоуправления обязанности по определению гарантирующей организации, водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями и которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, поскольку именно такая организация обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное водоснабжение потребителей и водоотведение вне зависимости от факта наличия в централизованной системе водоснабжения и водоотведения бесхозяйных сетей.

С учетом изложенного суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ООО «ЖКС» об определении состава общего имущества - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

В окончательном виде решение изготовлено 28 мая 2018 года.

Судья подпись Полякова Н.В.

Копия верна

Судья:

Секретарь: