Дело №2-142/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2020 г. г. Неман
Неманский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Шевченко И.В.
при секретаре Смолиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неманского городского прокурора к администрации МО «Неманский городской округ», третьему лицу Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Неманском, Славском районах и в г. Советске о возложении обязанности определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Неманского городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
Неманский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации МО «Неманский городской округ», третьему лицу Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Неманском, Славском районах и в г. Советске о возложении обязанности определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Неманского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При этом прокурор указывает, что на территории МО «Неманский городской округ» с 1 января 2019 г. в связи с переходом на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), а также по итогам проведенного конкурса, услуги по сбору и вывозу ТКО для юридических и физических лиц оказывает ГП КО «ЕСОО». Данная организация наделана статусом Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. По результатам проведённой проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с ТКО на территории Неманского района Калининградской области, в деятельности администрации МО «Неманский городской округ» выявлены нарушения. Так, вопреки требованиям ч.4 ст.13.4 Закона №89-ФЗ администрацией МО «Неманский городской округ» не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Неманский городской округ». По факту выявленных нарушений закона 19 марта 2019 г. и 29 ноября 2019 г. главе администрации Неманского городского округа были внесены представления, по результатам рассмотрения которых требования прокурора были признаны обоснованными, но несмотря на это, а также наличия у администрации МО «Неманский городской округ» реальной возможности по устранению допущенных нарушений, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Неманского городского округа не определена. Вышеуказанные нарушения со стороны администрации МО «Неманский городской округ» ставят под угрозу санитарную-эпидемиологическую обстановку муниципального образования, связанную невозможностью установки и обустройству мест (площадок) временного накопления твердых коммунальных отходов, что может привести к наступлению неблагоприятных последствий и, как следствие, образованию стихийных свалок на территории МО «Неманский городской округ», а также препятствует надлежащему осуществлению деятельности ГП КО «ЕСОО» по эффективному сбору и вывозу отходов с территории муниципального образования.
Прокурор Решетняк К.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, пояснив, что ситуация сохраняет свою актуальность, администрацией в прокуратуру города не представлены изготовленные, составленные и утвержденные в установленном порядке постановлением главы администрации схемы мест размещения твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления деятельность по решению сбора, размещения и вывоза твердых коммунальных отходов осуществляют на основании реестра. В ходе надзорных проверок было установлено, что в некоторых поселках вывоз, сбор и размещение твердых коммунальных отходов практически не осуществлялся региональным оператором. В связи с чем поступали жалобы на необоснованное начисление платы региональным оператором. Отсутствие схемы размещения мест накопления ТКО вызывают обоснованные жалобы со стороны граждан, в том числе, связанные с несоблюдением расстояния, на котором должны находиться площадки накопления ТКО от жилых домов. Расхождение с нормативом допускается в соответствии со схемой утвержденной органами местного самоуправления.
Представитель ответчика администрации МО «Неманский городской округ» ФИО1, действующий на основании доверенности № от 12 мая 2020 г., в судебном заседании пояснил, что администрация исковые требования признает, считая их обоснованными. Схема размещения мест (площадок) накопления ТКО в связи с рекомендациями Роспотребнадзора неоднократно дорабатывалась. В настоящее время осталось решить вопрос, связанный с накоплением опасных веществ, используемых в быту, таких как – ртуть. Указанный срок исполнения администрация считает достаточным.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Неманском, Славском районах и в г. Советске в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее уведомление. Поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица.
Выслушав стороны, и, исследовав материалы дела, в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон №89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частями 1, 3, 4 ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Во исполнение вышеуказанных требований закона Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), которые вступили в законную силу с 1 января 2019 г.
В соответствии с п.11 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, указанный реестр разработан и ведется администрацией Неманского городского округа. Кроме того, данный реестр размещён на официальном сайте муниципального образования.
В соответствие с ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 3 статьи 39 вышеназванного федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Вместе с тем, до настоящего времени в нарушение ч.4 ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ администрацией МО «Неманский городской округ» не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Неманский городской округ».
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, по факту выявленных нарушений закона 19 марта 2019 г. и 29 ноября 2019 г. в адрес администрации Неманского городского округа были внесены представления, по результатам рассмотрения которых требования прокурора были признаны обоснованными, в связи с чем администрацией принимались меры, направленные на определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Неманский городской округ».
Вместе с тем, несмотря на наличие у администрации МО «Неманский городской округ» реальной возможности по устранению допущенных нарушений, схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Неманского городского округа до настоящего времени не определена. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления МО «Неманский городской округ», в соответствии с которыми вышеуказанная схема должна быть утверждена, не издавались.
Кроме того, в настоящее время администрацией Неманского городского округа не установлены конкретные сроки и порядок действий, в рамках которых запланированы мероприятия, направленные на определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Неманского городского округа.
Вышеуказанные нарушения со стороны администрации МО «Неманский городской округ» ставят под угрозу санитарную-эпидемиологическую обстановку муниципального образования, связанную невозможностью установки и обустройству мест (площадок) временного накопления твердых коммунальных отходов, что может привести к наступлению неблагоприятных последствий и как следствие образованию стихийных свалок на территории МО «Неманский городской округ», а также препятствует надлежащему осуществлению деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области ГП КО «ЕСОО» по эффективному сбору и вывозу отходов с территории муниципального образования, которая с 1 января 2019 г. оказывает услуги по сбору и вывозу ТКО для юридических и физических лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Неманского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Неманский городской округ» определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Неманского городского округа в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2020 г.
Судья Неманского
городского суда
И.В.Шевченко