Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2012 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,
с участием прокурора Мухамадеева В.Б.,
при секретаре Ворониной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа, Режевской Думе о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Режевской городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа, Режевской Думе о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, привести Устав Режевского городского округа в соответствии с положениями действующего законодательства, регулирующими осуществление муниципального контроля, а также разработать и привести в соответствие с действующим законодательством правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля, указав, что в Режевском городском округе действует Устав Режевского городского округа, который был принят решением Режевской Думы от 18.05.2005 г. № 30. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уставами муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами должны быть определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, установлена их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности, а также должен быть определен перечень должностных лиц, полномочных на осуществление муниципального контроля, их полномочия. Уставом Режевского городского округа, утвержденным решением Режевской Думы от 18.05.2005 г. №30 с последующими изменениями и дополнениями, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, не определены, не установлена их организационная структура, не определены их полномочия, функции и порядок их деятельности. Действующим уставом не определен перечень должностных лиц, полномочных на осуществление муниципального контроля, их полномочия. В Режевском городском округе отсутствуют и иные нормативные правовые акты где определены органы уполномоченные на осуществление муниципального контроля. 15.09.2011 г. Председателю Режевской Думы Режевским городским прокурором был внесен протест «на Устав Режевского городского округа, утвержденный решением Режевской Думы от 18.05.2005 №30 с последующими изменениями и дополнениями», а так же протест исполняющему обязанности Главы Режевского городского округа. Режевская Дума Решением от 12.10.2011 №79 «О протесте Режевского городского прокурора от 15.09.2011 года №2368 на Устав Режевского городского округа, утвержденный решением Режевской Думы от 18.05.2005 года №30 с последующими изменениями и дополнениями» решила: отказать в удовлетворении протеста Режевского городского прокурора от 15.09.2011 г. №2368 на Устав Режевского городского округа, утвержденный решением Режевской Думы от 18.05.2005 г. №30 с последующими изменениями и дополнениями и рекомендовать Администрации Режевского городского округа разработать, привести в соответствии с действующим законодательством нормативно правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля в срок до 31 декабря 2011 года. Контроль исполнения настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по вопросам местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. В последующем, до 31.12.2011 г. состоялось три заседания Режевской Думы, а так же на январском заседании Режевской Думы Устав Режевского городского округа и иные нормативно правовые акты не приведены в соответствие с положениями действующего законодательства РФ. Администрацией Режевского городского округа не разработаны и не приведены в соответствие с действующим законодательством нормативно правовые акты регулирующие осуществление муниципального контроля, согласно Решения Режевской Думы от 12.10.2011 №79. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Таким образом, сроки установленные действующим законодательством на рассмотрение и устранение нарушения по протесту прокурора истекли. В срок установленный решением Режевской Думы от 12.10.2011 №79 «О протесте Режевского городского прокурора от 15.09.2011 года №2368 на Устав Режевского городского округа, утвержденный решением Режевской Думы от 18.05.2005 года №30 с последующими изменениями и дополнениями», так же ни каких нормативных правовых актов не принято. Режевская Дума и Администрация Режевского городского округа бездействуют в устранении выявленных нарушений действующего законодательства РФ. Обращаясь в суд с иском, прокурор просил признать бездействие Режевской Думы в приведении Устава Режевского городского округа, утвержденного решением Режевской Думы от 18.05.2005 №30, в соответствие с положениями действующего законодательства по протесту Режевского городского прокурора от 15.09.2011 №2368 незаконным и обязать Режевскую Думу привести Устав Режевского городского округа, утвержденный решением Режевской Думы от 18.05.2005 №30 в соответствие с положениями действующего законодательства РФ регулирующими осуществление муниципального контроля. Кроме того, просил признать бездействие Администрации Режевского городского округа по разработке и приведению в соответствие с действующим законодательством правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля, незаконным и обязать Администрацию Режевского городского округа разработать и привести в соответствие с действующим законодательством правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля.
В ходе рассмотрения гражданского дела Режевской городской прокурор Мухамадеев В.Б. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Режевского городского округа Савельева М.С., действующая на основании доверенности, частично признав исковые требования, суду пояснила, что Администрация Режевского городского округа признает за собой бездействие в части принятия и приведения в соответствие правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля, но данное бездействие является намеренным, в связи с тем, что на территории Режевского городского округа после мартовских выборов, произойдут существенные изменения в структуре органов местного самоуправления, и в Администрации в частности. Считает нецелесообразным принимать правовые акты до марта 2012 года, т.к. реорганизация органов местного самоуправления будет завершена в начале мая 2012 года, а также просила установить срок для исполнения решения Режевского городского суда до 01.07.2012 г.
Представитель Режевской Думы ФИО1, действующая на основании доверенности, не признав исковые требования прокурора, суду пояснила, что протест Режевского городского прокурора от 15.09.2011 года № 2368 «На Устав Режевского городского округа, утвержденный решением Режевской Думы от 18.05.2005 года № 30 с последующими изменениями и дополнениями», в соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» был рассмотрен на ближайшем заседании Режевской Думы 12.10.2011 года. По результатам рассмотрения данного протеста Режевская Дума отказала в его удовлетворении. Копия данного решения была направлена в адрес прокуратуры 17.10.2011 года. Решение Режевской Думы от 12.10.2011 года № 79 «О протесте Режевского городского прокурора от 15.09.2011 года № 2368 на Устав Режевского городского округа, утвержденный решением Режевской Думы от 18.05.2005 года № 30 с последующими изменениями и дополнениями» обжаловано не было. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами. Согласно п. 4 ст. 41 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". К полномочиям администрации Режевского городского округа в сфере муниципального контроля относятся: организация и осуществление муниципального контроля на территории Режевского городского округа; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области полномочий. Администрация Режевского городского округа является исполнительно распорядительным органом местного самоуправления Режевского городского округа наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Руководит Администрацией РГО Глава Администрации РГО. Глава Администрации РГО в переделах своих полномочий издает постановления Администрации РГО по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. В связи с изложенным считает, что Устав Режевского городского округа соответствует нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Уполномоченный орган в сфере муниципального контроля определен. Установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности, определение перечня должностных лиц уполномоченного органа в сфере муниципального контроля устанавливаются правовыми актами Администрации Режевского городского округа.
Суд, выслушав доводы прокурора, объяснения представителей ответчиков, а также исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами должны быть определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, установлена их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности, а также должен быть определен перечень должностных лиц, полномочных на осуществление муниципального контроля, их полномочия.
При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 7 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В Режевском городском округе действует Устав Режевского городского округа. Устав принят решением Режевской Думы от 18.05.2005 №30, решение зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу 22.11.2005 г.
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с п. 4 ст. 41 Устава Режевского городского округа является Администрация Режевского городского округа.
К полномочиям администрации Режевского городского округа в сфере муниципального контроля, как следует из п. 4 ст. 41 Устава Режевского городского округа, относятся:
организация и осуществление муниципального контроля на территории Режевского городского округа; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области полномочий. Администрация Режевского городского округа является исполнительно распорядительным органом местного самоуправления Режевского городского округа наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация Режевского городского округа обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом. Руководит Администрацией Режевского городского округа Глава Администрации Режевского городского округа. Глава Администрации РГО в переделах своих полномочий издает постановления Администрации РГО по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Поскольку ст. 41 Устава Режевского городского округа прямо определен орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" - Администрация Режевского городского округа, полномочия которой, организационная структура, функции и порядок деятельности закреплены ст. 6, ст. 40, 40.1, 40.2, 41 Устава Режевского городского округа, суд находит необоснованными доводы прокурора о том, что Уставом не определены органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, не определены и не установлена их организационная структура, полномочия, функции и порядок их деятельности, в связи с чем, как считает суд не подлежат удовлетворению требования прокурора в части возложения на Режевскую Думу обязанности привести Устав Режевского городского округа в соответствие с положениями действующего законодательства РФ, регулирующими осуществление муниципального контроля.
Протест Режевского городского прокурора от 15.09.2011 года № 2368 «На Устав Режевского городского округа, утвержденный решением Режевской Думы от 18.05.2005 года № 30 с последующими изменениями и дополнениями» (л.д№ был рассмотрен в соответствии требованиями п.2 ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» на ближайшем заседании Режевской Думы 12.10.2011 года и по результатам рассмотрения данного протеста Режевская Дума приняла решение № 79, которым отказала в его удовлетворении. (л.д. 9) Копия данного решения была направлена в адрес Режевского городского прокурора 17.10.2011 года. (л.д. №
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных к муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Исковые требования прокурора в части признания бездействия Режевской Думы незаконным при изложенных обстоятельствах, чем-либо не мотивировано и не обосновано какими-либо доказательствами, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора в данной части не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Администрацией Режевского городского округа не разработаны и не приведены в соответствие с действующим законодательством правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля. Данное обстоятельство признано представителем Администрации Режевского городского округа, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора, предъявленные к Администрации Режевского городского округа обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения на Администрацию Режевского городского округа обязанности разработать и привести в соответствие с действующим законодательством правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля, суд считает необходимым в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок в течение которого решение суда в указанной части должно быть исполнено - до 01.07.2012 года, поскольку для разработки и приведения в соответствие с действующим законодательством правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля потребуется время для их разработки, принятия.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации Режевского городского округа по разработке и приведению в соответствие с действующим законодательством правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля, незаконным.
Возложить на Администрацию Режевского городского округа обязанность в срок до 01.07.2012 года разработать и привести в соответствие с действующим законодательством правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля.
В удовлетворении исковых требований прокурора к Режевской Думе отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционная жалоба, представление не могут содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Решение изготовлено судьей лично в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.
Судья: Быков А.Н.
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2012 года.
Дело № 2-142/2012