ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-142/2016 от 05.05.2016 Ольховского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-142/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

05 мая 2016 года село Ольховка

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой О.А.,

при секретаре Никифоровой О.А.,

с участием представителя истца – Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах по доверенности Илясовой Т.О.,

представителя ответчика администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области по доверенности Сафронова А.В.,

представителя третьего лица Волгоградской области по доверенности – Кудряшовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Солодчинское», администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области с привлечением третьих лиц администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области и Волгоградской области о понуждении принять меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Солодчинское» (далее МУП «Солодчинское») и администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, в котором указал следующее.

В связи с коллективным обращением жителей с. Солодча Ольховского района Волгоградской области истцом в ходе административного расследования установлено, что качество питьевой воды, отобранной в домовладении , 144 по адресу: <адрес> в <адрес> Ольховского <адрес> по санитарно-гигиеническим показателям не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». ДД.ММ.ГГГГ Фроловский городской суд признал МУП «Солодчинское» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей. В силу положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям муниципальных районов на территории сельского поселения относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжения и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В связи с этим просят обязать администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области в срок, установленный судом, обеспечить организацию питьевого водоснабжения населения с. Солодча Ольховского муниципального района Волгоградской области питьевой водой надлежащего качества в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями; обязать МУП «Солодчинское» в срок, установленный судом, обеспечить население с. Солодча Ольховского муниципального района Волгоградской области питьевой водой надлежащего качества в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах Илясова Т.О. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Также пояснила, что коммунальные услуги по обеспечению жителей села Солодча Ольховского района Волгоградской области осуществляет МУП «Солодчинское», что было установлено в ходе рассмотрения административного материала, и несмотря на процесс реорганизации данного юридического лица, в настоящее время полномочия МУП «Солодчинское» другому юридическому лицу в установленном законом порядке переданы не были.

Представитель администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области по доверенности Сафронов А.В. в судебном заседании с заявленными к администрации Ольховского муниципального района требованиями согласился в полном объеме, указав, что действительно в настоящий момент подача воды населению осуществляется ненадлежащего качества, а на администрации Ольховского муниципального района лежит обязанность по организации водоснабжения надлежащего качества. При рассмотрении дела просил учесть, что постановлением главы администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ольховского муниципального района определено МУП «Ольховское КХ», которому на основании распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ передано и закреплено на праве хозяйственного ведения водонапорные башни и водопроводные сети в с. Солодча Ольховского района. Полагает, что в условиях инициирования процедуры реорганизации МУП «Солодчинское» путем присоединения к МУП «Ольховское КХ» в настоящее время организацией, ответственной за подачу воды населению села Солодча, является именно МУП «Ольховское КХ».

Представитель МУП «Солодчинское» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, каких-либо возражений относительно заявленных требований не представили.

Представитель третьего лица Волгоградской области по доверенности Кудряшова С.А. в судебном заседании пояснила, что находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку материалами административного дела подтвержден факт подачи воды населению села Солодча Ольховского района Волгоградской области ненадлежащего качества. При этом из учредительных документов МУП «Солодчинское» данная организация поставляет коммунальные ресурсы по водоснабжения на территории с. Солодча Ольховского района Волгоградской области, за ней закреплены на праве хозяйственного ведения системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и она приняла на себя обязанности по обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества. Также просила учесть, что несмотря на то, что в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Волгоградская область указана в качестве учредителя МУП «Солодчинское», данное обстоятельство не соответствует действительности, поскольку в силу действующего законодательства унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в данном случае решение было принято Ольховской районной думой и учредителем выступает администрация Ольховского района.

Представитель третьего лица администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на заявленные требования, в котором указал, что администраций сельского поселения принимались меры, направление на организацию питьевого водоснабжения населению села Солодча надлежащего качества, в настоящее время администрация сельского поселения ввиду внесения изменений в действующее законодательстве не несет ответственности за подачу воды населению ненадлежащего качества.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В силу п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с приложением N 1 Правил "Требования к качеству коммунальных услуг", отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается (СанПиН 2.1.4.1074-01).

В соответствии с пп. 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесен к вопросам местного значения поселения.

При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах поступило коллективное обращение жителей села Солодча о ненадлежащем качестве воды. В ходе административного расследования ДД.ММ.ГГГГ произведен отбор проб питьевой воды из разводящей сети с. Солодча. Указанные пробы направлены для проведения экспертизы в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области». В соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ исследованные пробы воды из разводящей сети не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно: проба (<адрес>) мутность 35,9 кг/л, железо 7,2 мг/л, жесткость 10,6 Ж, проба (<адрес>) запах 3 балла, мутность 15,6 мг/л, железо 7,1 мг/л, жесткость 10,6 Ж. Указанные обстоятельства подтверждаются обращением жителей с. Солодча,, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось участниками процесса.

По результатам административного расследования начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП «Солодчинское», которое постановлением Фроловского городского суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ признано виновным по ст. 6.5 КоАП РФ, то есть за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

Таким образом, в судебном заседании установлено несоответствие качества питьевой воды по показателям, характеризующим ее безопасность для населения. Так, согласно таблицы 2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», нормативный показатель железа должен составлять не более 0,3 кг/л, жесткость – 7,0 Ж., мутность – 1,5 (по каолину) мг/л. При этом превышение показателя железа свидетельствует о наличии третьего класса опасности.

Таким образом, коммунальная услуга холодного водоснабжения предоставляется жителям с. Солодча ненадлежащего качества, так как питьевая вода не соответствует санитарным нормам. Установленные в судебном заседании указанные выше обстоятельства сторонами не оспариваются, доказательств обратному суду не предоставлено.

Признавая организацией ответственной за подачу воды ненадлежащего качества именно МУП «Солодчинское», суд при рассмотрении административного дела исходил из тех обстоятельств, что на территории Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области для обеспечения жителей поселения коммунальными услугами в виде холодного водоснабжения создано и осуществляет свою деятельность МУП «Солодчинское»

В соответствии с п.3.1 Устава МУП «Солодчинское» в качестве оснований цели и предмета деятельности предприятия указано обеспечения населения и предприятий любой формы собственности водой в соответствии с требованиями СанПиНа, отвод и переработка сточной жидкости.

ДД.ММ.ГГГГ на основании акта приёма передачи основных средств водопроводы, водонапорные башни и т.д. администрацией Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района были переданы МУП «Солодчинское» в хозяйственное ведение.

Доводы представителя администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области о том, что в настоящее время ответственность за подачу воды надлежащего качества населению села Солодча должно нести МУП «Ольховское КХ» суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Ольховского муниципального района вынесено постановление о реорганизации муниципальных унитарных предприятий, в том числе «Солодчиское» в форме присоединения к МУП «Ольховское КХ». В связи с предстоящей реорганизацией главой администрации Ольховского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение о передаче и закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП «Ольховское КХ» водонапорных башен, артезианских скважин и водопроводных сетей, расположенных в с. Солодча Ольховского района Волгоградской области.

В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц реорганизация МУП «Солодчинское» не завершена, в связи с чем МУП «Ольховское КХ» в настоящее время не является правопреемником МУП «Солодчинское», а соответственно на него не могут быть возложены обязанности по подаче воды населению села Солодча надлежащего качества, которые в установленном законом порядке были возложены на МУП «Солодчинское» и до настоящего времени другому юридическому лицу в установленном законом порядке переданы не были. При этом инициирование процедуры реорганизации не может служить основанием для освобождения МУП «Солодчинское» от тех обязанностей, которые прописаны в его учредительных документах.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что МУП «Солодчинское» в настоящий момент является организацией, на которой лежит обязанность по снабжению жителей Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области холодной водой надлежащего качества. Окончание процедуры реорганизации юридического лица в будущем может являться основанием для замены стороны в исполнительном производстве.

Таким образом, суд приходит к выводу, что со стороны МУП «Солодчинское» имеет место ненадлежащее обеспечение холодного водоснабжения для граждан, проживающих на территории с. Солодча Ольховского муниципального района Волгоградской области, поэтому МУП «Солодчинское», как организация и исполнитель коммунальных услуг по холодному водоснабжению, обязано обеспечить население с. Солодча Ольховского района питьевой водой надлежащего качества в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В силу ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», вопрос организации в границах сельского поселения водоснабжения населения решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и является вопросом местного значения муниципальных районов.

Также согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления на территории сельского поселения, осуществляемым органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, относится в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по организации надлежащего водоснабжения населения с. Солодча Ольховского района Волгоградской области прямо возложена на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области. При таких обстоятельствах заявленные требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах о возложении на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области обязанности обеспечить организацию питьевого водоснабжения населения с. Солодча Ольховского района надлежащего качества, являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого ответчиками должны быть выполнены обязанности, суд признает разумным и достаточным для восстановления нарушенных права граждан на водоснабжение надлежащего качества срок в 3 месяца. С учетом того, что использование население воды ненадлежащего качества по критерию безопасности может повлечь угрозу здоровью людей, оснований для предоставления большего срока суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Солодчинское», администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области с привлечением третьих лиц администрации Солодчинского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области и Волгоградской области о понуждении принять меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации- удовлетворить.

Обязать администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить организацию питьевого водоснабжения населения с. Солодча Ольховского муниципального района Волгоградской области в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями;

Обязать МУП «Солодчинское» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить население с. Солодча Ольховского муниципального района Волгоградской области питьевой водой надлежащего качества в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Апелляционная жалоба может быть подана в Волгоградский областной суд через Ольховский районный суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья О.А. Грошева