ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-142/2016 от 14.03.2016 Калининского районного суда (Тверская область)

дело № 2-142/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2016 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лазаревой М.А.,

при секретаре Попович Е.Н.,

с участием представителя истца Министерства транспорта Тверской области ФИО1,

ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к ФИО3, ФИО2 о разделе земельного участка и образовании новых,

У с т а н о в и л:

Министр транспорта Тверской области Фамилия И. О.4, Министр имущественных и земельных отношений Тверской области Фамилия И. О.5 обратились в суд с иском к ФИО3, ФИО2 о разделе земельного участка и образовании новых. В основание заявленных требований указали, что на основании обращения Министерства транспорта Тверской области было принято распоряжение Правительства Тверской области от 24.10.2014 № 529-рп «О мероприятиях, связанных с изъятием земельных участков для государственных нужд Тверской области» (далее -Распоряжение № 529-рп), согласно которого, образованию в целях последующего изъятия путем выкупа подлежит земельный участок общей площадью 4000 кв.м, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером . Проектом раздела земельного с кадастровым номером площадь указанного земельного участка уточнена до 8 кв.м.

Земельный участок с кадастровым принадлежат на праве долевой собственности ответчикам - ФИО3 и ФИО2

В соответствии с пп. «а» п. 2 Распоряжения № 529-рп ответчикам были направлены уведомления ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости дать согласие на проведение кадастровых работ и последующее образование вышеуказанных земельных участков.

22.12.2014 в Министерство транспорта Тверской области поступили письма от ФИО3 и Фамилия И. О.6 о несогласии на проведение кадастровых работ и последующее образование земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Тверской области, в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь — Лотошино - ФИО4 - ФИО5.

28.09.2014 Министерством транспорта Тверской области повторно направлены письма ответчикам с приложением проектов раздела земельного участка.

Ответчики выразили свое несогласие на проведение кадастровых работ и последующее образование земельных участков.

Согласно абзацу 3 подпункта 2.1. пункта 2 Регламента организации работы исполнительных органов государственной власти Тверской области при принятии решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Тверской области утвержденного Распоряжением администрации Тверской области от 04.08.2009 г. № 628-ра к заявлению о подготовке решения об изъятии земельного участка в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт земельного участка предполагаемого к изъятию для государственных нужд Тверской области.

В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей до 01.03.2015) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Кроме того согласно обоснованию необходимости изъятия земельного участка для государственных нужд Тверской области под автомобильную дорогу Тверь - Лотошино - ФИО4 - ФИО5 на участке км 10+000-км40+000 в Калининском районе Тверской области существующая автодорога Тверь - Лотошино - ФИО4 - ФИО5 построена более 20 лет назад и на данный момент не соответствует возросшей интенсивности и безопасности движения.

Для обеспечения нормативных параметров и снижение уровня аварийности на автодороге требуется реконструкция автомобильной дороги на основе программно — целевого подхода по результатам диагностики и результатам инженерных изысканий с подготовкой проектной документации с изменением геометрических параметров, изменением плана и профиля с заменой и установкой недостающего барьерного ограждения, дорожных знаков, разметки и освещения дороги на участках по населённым пунктам, приведения в нормативное состояние полосы отвода.

Повышение технического уровня автодороги позволит в дальнейшем более качественно проводить межселенное обслуживание и улучшит другие показатели уровня жизни населения.

Целями реализации проекта «Реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь - Лотошино - ФИО4 - ФИО5 на участке от км 10 + 000 до км 40 + 000 в Калининском районе Тверской области» являются:

- обеспечение развития международного транспортного коридора
«Север - Юг».

- обеспечение внешних (межрайонных, межобластных) транспортных связей и транзитных перевозок;

- реализация экономических, административных и культурных связей района с областным центром, соседними районами и областями.

В результате реализации проекта должны быть решены как экономические (минимизация транспортных издержек), так и социальные (рабочие места) проблемы.

Проектная документация по объекту «Реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Лотошино-ФИО4 - ФИО5 на участке км 10 - км 40 в Калининском районе Тверской области» по заказу ГКУ «Дирекция ТДФ» разработана ОАО «Тверьавтодорпроект» и получено положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» № 1300 - 10/ГТЭ-7098/04 от 23.12.2010 г.

На основании изложенного просят осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000036:475, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, путем образования двух земельных участков, в соответствии с проектом раздела земельного с кадастровым номером .

Истец Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области извещено о слушании дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращалось.

В судебном заседании представитель истца Министерства транспорта Тверской области Фамилия И. О.7 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Третьи лица ГКУ тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», ФГБУ ФКП Росреестра извещены о слушании дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направили, с ходатайством об отложении заседания не обращались.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ (в редакции от 01.09.2014 года) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

4. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Как следует из материалов дела, 24.10.2014 правительством Тверской области принято распоряжение №529-рп «О мероприятиях, связанных с изъятием земельного участка для государственных нужд Тверской области», согласно которого в связи с необходимостью изъятия земельного участка, необходимого для государственных нужд Тверской области, в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Лотошино-ФИО4-ФИО5 на участке км 10+00 км 40+00 в Калининском районе Тверской области.

1. Обеспечить проведение мероприятий, связанных с последующим изъятием земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 настоящего распоряжения, для государственных нужд Тверской области в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Лотошино-ФИО4-ФИО5 на участке км 10+00 км 40+00 в Калининском районе Тверской области.

2. Министерству транспорта Тверской области:

а) предложить собственникам земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000036:475 согласиться на проведение каждастровых работ и последующее образование земельного участка, указанного в подпункте «в» пункта 2 настоящего распоряжения, необходимого для государственных нужд Тверской области, в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Лотошино-ФИО4-ФИО5 на участке км 10+00 км 40+00 в Калининском районе Тверской области;

б) совместно с Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области в случае несогласия собственников земельного участка, указанного в подпункте «в» пункта 2 настоящего распоряжения, с проведением кадастровых работ и (или) образованием земельного участка обратиться в суд (арбитражный суд) с иском об образование земельного участка;

в) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельного участка общей площадью 4000 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , подлежащего изъятию для государственных нужд Тверской области, в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения Тверь-Лотошино-ФИО4-ФИО5 на участке км 10+00 км 40+00 в Калининском районе Тверской области.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 150000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО3 и ФИО2, по 1/2 доле каждому.

В соответствии с распоряжением правительства Тверской области от 24.10.2014 №529-рп, Министерство транспорта Тверской области обратилось к ФИО2, ФИО3 с просьбой дать согласие на проведение кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером .

Из материалов дела следует, что ФИО3, ФИО2 не дали свое согласие на проведение кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000036:475 и последующее образование земельного участка, в связи с чем, Министерство транспорта Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обратились с настоящим иском в суд.

В соответствии со ст. 49 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

3. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

В соответствии с положения ст. 55 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

2. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

3. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

С 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения, в том числе, в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 499-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, это изъятие осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется. Местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ (глава VII.1 ЗК РФ).

Правовое регулирование, введенное Федеральным законом N 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений статьи 26 названного закона.

Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 1 апреля 2015 г., после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме.

Как следует из материалов дела, решение об изъятии земельных участков для государственных нужд не принято, доказательств соблюдения процедуры подготовки и заключения соглашения о выкупе земельного участка, предусмотренной положениями главы VII.1 ЗК РФ суду не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также, что согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка, не требуется, как это следует из положений ст. 56.7 ЗК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

в удовлетворении заявленных требований Министерства транспорта Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к ФИО3, ФИО2 о разделе земельного участка и образовании новых отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

Председательствующий: Лазарева М.А.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.