ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-142/2016 от 21.01.2016 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-142/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2016 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

судьи Тотьмяниной Т.В.,

при секретаре Зубковой Е.П.,

с участием прокурора Отиновой М.И.,

представителей ответчиков Старцевой Е.В., Четиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Ошибская средняя общеобразовательная школа», Администрации Кудымкарского муниципального района о возложении обязанности выделить денежные средства из бюджета муниципального района в размере, необходимом для установления системы видеонаблюдения, и установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении,

у с т а н о в и л:

Кудымкарский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал, что в МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – школа) проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности учреждения, в ходе которой установлено, что здание МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом и несет ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, требованиям охраны жизни и здоровья людей. Несмотря на то, что школа является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе детей, здание школы не оборудовано системой видеонаблюдения. Отсутствие системы видеонаблюдения свидетельствует о недостатках антитеррористической защищенности, влекущую нарушение прав учащихся учреждения, защиту жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Просит обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района в срок до 01.02.2016 года выделить денежные средства из бюджета района в размере, необходимом для установления системы видеонаблюдения в МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа»; а также обязать МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа» установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении по адресу: с<адрес> в срок до 01.05.2016 года.

В судебном заседании прокурор Отинова М.И исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, однако в части сроков уточнила, просила установить срок до 01.07.2016 г. для выделения администрацией муниципального района денежных средств из бюджета района в размере, необходимом для установления системы видеонаблюдения в МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа» и обязании МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа» установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении мотивировав тем, что согласно представленного графика выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденного начальником МУ «Управления образования администрации Кудымкарского муниципального района» 11.01.2016 г., срок выполнения работ определен до 01.07.2016 г..

Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района Старцева Е.В. исковые требования не признала, указала, что администрация муниципального района является ненадлежащим ответчиком и требования прокурора к администрации необоснованны, так как администрация не выделяет денежные средства и не является главным распорядителем бюджетных средств по данным расходным операциям. 22.12.2015 г. принято решение Земского Собрания Кудымкарского муниципального района «Об утверждении бюджета Кудымкарского муниципального района на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 г.г.» которым утвержден бюджет и в составе бюджета включены расходные обязательства по монтажным работам видеонаблюдения, денежные средства находятся на счете Финансового управления администрации Кудымкарского муниципального района, МУ Управление образования администрации Кудымкарского муниципального района утвержден график выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, которым предусмотрен до 01.07.2016 г. в МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа» монтаж системы видеонаблюдения. Учредителем образовательной организации является муниципальное образование Кудымкарский муниципальный район в лице администрации Кудымкарского муниципального района, функции и полномочия учредителя исполняет Управление образования. Субсидии на иные цели из бюджета Кудымкарского муниципального района предоставляются учредителю –которое предоставляет образовательным организациям субсидии на иные цели в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели. Образовательная организация заключает договор на монтаж видеонаблюдения со специализированной организацией, после выполнения работ образовательная организация направляет полный пакет Управлению образования администрации Кудымкарского муниципального района, администрация муниципального района является учредителем общеобразовательных учреждений, но в лице Управления образования администрации Кудымкарского муниципального района, которое в свою очередь является самостоятельным юридическим лицом.

Представитель ответчика МАОУ ««Ошибская средняя общеобразовательная школа» Четина Т.В. с исковыми требованиями согласилась частично, пояснила, что готова выполнить требования прокурора в случае поступления финансирования на указанные цели. Согласно ответа Управления образования на их письмо «О дополнительном финансировании» работы по монтажу системы видеонаблюдения в МАОУ «Ошибская СОШ» запланированы на 2016 год, по утвержденному начальником Управления образования графику установлены сроки выполнения работ по монтажу системы видеонаблюдения – до 01.07.2016 года.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, представителей ответчиков, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно пп. «д» п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации" утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона)

Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что ответчики обязаны принимать меры по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Кудымкарской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства по антитеррористической защищенности МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа» установлено отсутствие в данном учреждении системы видеонаблюдения, что не отрицается представителями ответчиков в судебном заседании.

Доводы представителя администрации Кудымкарского муниципального района о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что администрация не выделяет денежные средства и не является главным распорядителем бюджетных средств по данным расходным операциям, суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом, согласно Уставу учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование «Кудымкарский муниципальный район» в лице администрации Кудымкарского муниципального района. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кудымкарского муниципального района в лице муниципального учреждения «Управление образования администрации Кудымкарского муниципального района». Функции и полномочия собственника имущества от имени муниципального образования «Кудымкарский муниципальный район» осуществляет в пределах своей компетенции уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кудымкарского муниципального района.

Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Муниципальное образование «Кудымкарский муниципальный район» является учредителем МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9, части 1 статьи 41 Закона РФ от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Управление образования, как главный распорядитель денежных средств, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования «Кудымкарский муниципальный район», утвержденного решением Земского Собрания Кудымкарского района от 15.12.2005 N 133 структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют:

1) представительный орган района - Земское Собрание Кудымкарского муниципального района;

2) глава муниципального образования - глава муниципального района - глава администрации Кудымкарского муниципального района;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган Кудымкарского муниципального района) - администрация Кудымкарского муниципального района;

4) контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата Кудымкарского муниципального района.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

Таким образом, Управление образования Кудымкарского муниципального района не является самостоятельным органом местного самоуправления Кудымкарского муниципального района и не несет обязанностей, установленных законом по финансированию муниципальных учреждений.

Администрация Кудымкарского муниципального района обладает правомочиями собственника, предусмотренными ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, и соответственно на основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана нести бремя содержания имущества, в связи с чем, несет обязанность по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений по антитеррористической безопасности в здании и на территории здания МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа».

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела решением Земского Собрания Кудымкарского муниципального района «О бюджете Кудымкарского муниципального района на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» от 21.12.2015 года № 100 заложена статья расходов бюджета в виде субсидий автономным учреждениям на иные цели в сумме 7302,68965 рублей.

Согласно графика, утвержденного начальником МУ «Управление образования Кудымкарского муниципального района» от 11.01.2016 г. запланировано выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в частности п. 23 - монтаж системы видеонаблюдения в МАОУ «Ошибская СОШ» в срок до 01.07.2016 г..

В соответствии с приказом начальника МУ «Управления образования Кудымкарского муниципального района» №04 от 13.01.2016 г. утвержден план мероприятий по противодействию терроризму, защите и безопасности в образовательных организациях Кудымкарского муниципального района на 2016 год, в котором п. 3 предусмотрено оснащение образовательных организаций системой видеонаблюдения в образовательных учреждениях, в частности МАОУ «Ошибская СОШ» в течении года.

Постановлением администрации Кудымкарского муниципального района № 12-01-06 от 18.01.2016 г. утвержден Порядок расходования субсидий на иные цели из бюджета Кудымкарского муниципального района на реализацию мероприятий Подпрограммы «Приведение образовательных учреждений Кудымкарского муниципального района в нормативное состояние» муниципальной программы «Развитие системы образования Кудымкарского муниципального района на 2014-2018 г.г», утвержденной постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 13.11.2014 г. № 781-01-06, и перечень объектов и объемов средств по реализации мероприятий Подпрограммы «Проведение образовательных организаций в нормативное состояние» муниципальной программы «Развитие системы образования Кудымкарского муниципального района на 2014-1018 годы» на 2016 год, согласно которого п.8 предусмотрен монтаж системы видеонаблюдения МАОУ «Ошибская СОШ».

Вместе с тем, система технического контроля (видеонаблюдения) в МАОУ «Ошибская СОШ» в настоящий момент не установлена.

Указанные выше обстоятельства не могут быть судом расценены как исполнение со стороны ответчика администрации Кудымкарского муниципального района заявленных требований прокурора, поскольку достоверных доказательств подтверждающих о выделении денежных средств именно МАОУ «Ошибская СОШ» для производства монтажа системы видеонаблюдения не представлено. В судебном заседании установлен лишь факт предусмотрения статьей расходов бюджета в виде субсидий автономным учреждениям на иные цели в сумме 7302,68965 рублей, решением Земского Собрания Кудымкарского муниципального района «О бюджете Кудымкарского муниципального района на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» от 21.12.2015 года. На основании чего в последующем были разработаны планы соответствующих мероприятий и графики по выполнению данных мероприятий.

Принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и считает необходимым возложить обязанность на Администрацию, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем учреждения, выделить денежные средства на оснащение образовательного учреждения системой видеонаблюдения, а на МАОУ ««Ошибская средняя общеобразовательная школа» - оснастить учреждение системой видеонаблюдения.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

С учетом изложенного суд находит исковые требования Кудымкарского городского прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом, срок до 01.07.2016 года, о котором требует истец для исполнения ответчиками возложенных обязанностей, суд находит разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района в срок до 01 июля 2016 года выделить денежные средства из бюджета Кудымкарского муниципального района в размере необходимом для установления системы видеонаблюдения в МАОУ «Ошибская средняя общеобразовательная школа».

Обязать муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Ошибская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 июля 2016 года установить систему видеонаблюдения в образовательном учреждении по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Т.В.Тотьмянина