Дело № 2-142/2022г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Сосновское 2 июня 2022 г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием истца прокурора Сосновской районной прокуратуры Матвеевой А.В., при секретаре Торговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Сосновского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области об обязании
выполнить мероприятия в области противодействия идеологии терроризма,
У с т а н о в и л:
Прокурор Сосновского района Нижегородской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области, в котором указал, что Прокуратурой Сосновского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности органами местного самоуправления в рамках выполнения обязанностей, предусмотренных Законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также разработанного и утвержденного Президентом РФ 26.04.2013 г. Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы с внесенными в него 5.10.2016 г. изменениями. На основе указанного плана главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно - экстремисткой деятельности надлежало в срок до 1 марта 2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления. 28.12.2018 Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации, приведены конкретные мероприятия, которые органам местного самоуправления необходимо ежегодно реализовывать с целью достижения задач по профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах каждого поселения. Между тем, в ходе проверки реализации Комплексного плана на 2013-2018 годы органами местного самоуправления Сосновского района установлено, что в деятельности администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района выявлены существенные недостатки и упущения, влияющие на реализацию полномочий, предусмотренных законодательством в рассматриваемой сфере, выразившиеся в неисполнении Комплексных планов. Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексных планов, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются. С целью реализации администрацией Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района указанных полномочий Прокурор просит суд:
1. Обязать администрацию Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области:
- предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления;
- внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планом и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.
2. Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца прокурор Сосновской районной прокуратуры Матвеева А.В. исковые требования в судебном заседании поддержала и показала, что проведенной прокуратурой проверкой по соблюдению законодательства о противодействии терроризму, было установлено, что администрацией Крутецкого сельсовета работа по данному направлению не ведется. Ответственное лицо администрацией не назначено, в должностных инструкциях не внесены изменения, комплексный план или какие-либо программные мероприятия по данному направлению не разработаны, работа с молодежью не проводится, оперативные совещания с миграционной службой не осуществляются. Таким образом, в указанном направлении Администрация практически бездействует. Считает исковые требования законными и обоснованными и просит их удовлетворить. Полагает, что месячного срока для проведения указанных мероприятий будет достаточно, поскольку они не требуют каких-либо финансовых затрат и значительной подготовки.
Ответчик Глава местного самоуправления Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен телефонограммой. В письменном заявлении имеется просьба о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, рассмотрев материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как указано в ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Статьей 5.2 Федерального закона № 35-Ф3 определены полномочия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, к которым в том числе, относятся разработка и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях информационно-пропагандистских мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. В частности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности (ст. 5 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму. Это вытекает и из пп. 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указано, что к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Органы местного самоуправления поселений наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
В целях снижения уровня радикализации различных групп населения (прежде всего молодежи), и недопущения их вовлечения в террористическую деятельность Президентом РФ 26 апреля 2013 года утвержден Комплексный план противодействия и идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы. С учетом новых вызовов и угроз террористического характера 5 октября 2016 года в Комплексный план внесены изменения.
В частности, главам органов местного самоуправления в целях предупреждения рецидивов террористической и религиозно - экстремисткой деятельности надлежало в срок до 1 марта 2017 года внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексного плана и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в уставы органов местного самоуправления и должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций. Кроме того, мероприятия Комплексного плана подлежали учету в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления.
28.12.2018 Президентом Российской Федерации утвержден Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, в котором отмечено, что анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию идеологии терроризма свидетельствует о наличии неиспользованных резервов в ее организации.
Для достижения указанной цели и решения обозначенных задач органам местного самоуправления необходимо реализовать ежегодно комплекс мероприятий, в частности:
- проведение с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран с повышенной террористической активностью для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России;
- в целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября). При реализации указанных мероприятий обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта;
- в целях снижения уязвимости молодежи от воздействия идеологии терроризма проводить на базе образовательных организаций (в том числе с участием представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства) воспитательные и культурно-просветительские мероприятия, направленные на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, популярных блогеров создание и распространение в СМИ и сети «Интернет» информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма, в том числе основанных на обращениях (призывах) лиц, отказавшихся от террористической деятельности, а также их родственников.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Комплексного плана, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Между тем, как видно из представленных в суд материалов, до настоящего времени Администрацией Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района мероприятия, предусмотренные Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 г.г., утвержденные президентом РФ 26.04.2013 г. и Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 г.г., утвержденным Президентом РФ 28.12.2018 г., до настоящего времени не выполнены.
Несмотря на актуальность и значимость противодействия идеологии терроризма органом местного самоуправления до настоящего времени не организовано фактическое исполнение названных требований Комплексных планов, должные меры к профилактике проявлений терроризма на собственной территории не принимаются, что требует принципиального пересмотра работы в данном направлении.
На протяжении последних лет, все более распространение среди несовершеннолетних получает идеология «скулшутинга» (от английского слова school shooting - «школьная стрельба».)
Эти преступления потенциально влекут за собой большое количество жертв, в том числе среди малолетних, вызывают широкий резонанс, дестабилизируют ситуацию в обществе, способствуют криминализации сознания подростков и обладают чрезвычайной опасностью.
Одной из причин этой негативной тенденции служит воздействие на подростковую психику, в том числе посредством сети Интернет, в которой размещаются призывы к экстремисткой и террористической деятельности.
Реализация Комплексных планов противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Российской Федерации позволяет сформировать законодательные и организационные механизмы противодействия их идеологии, в связи с чем, к ее осуществлению привлечены, в том числе органы местного самоуправления.
Проводимая субъектами противодействия терроризму в рамках реализации Комплексных планов работа способствует снижению уровня радикализации различных групп населения, прежде всего молодежи, а также повышению эффективности функционирования системы оказания на них профилактического воздействия. Однако, администрацией Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района до настоящего времени не организовано фактическое исполнение требований Комплексных планов, должные мероприятия по противодействию идеологии терроризма не приняты, бездействие органа местного самоуправления ведет к нарушению требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц в случае совершения террористического акта.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Администрация Крутецкого сельсовета не представила в суд свои возражения на исковые требования прокурора, приведенные в исковом заявлении обстоятельства не опровергла. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Сосновского района, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит, что месячный срок, предложенный прокурором для исполнения решения суда, является разумным и достаточным для разработки и включения в текущие и перспективные планы деятельности органа местного самоуправления мероприятий, предусмотренных Комплексными планами Президента РФ в области противодействия идеологии терроризма, а также внесения соответствующих функций по организации и реализации указанной деятельности в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций, поэтому устанавливает указанный срок для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Сосновского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области удовлетворить.
1. Обязать администрацию Крутецкого сельсовета Сосновского муниципального района Нижегородской области :
- предусмотреть мероприятия Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 26.04.2013 и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28.12.2018 в текущих и перспективных планах деятельности органа местного самоуправления;
- внести функции по организации и реализации мероприятий Комплексных планов и других мероприятий по противодействию идеологии терроризма в должностные регламенты (обязанности) лиц, ответственных за исполнение указанных функций.
2. Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский облсуд в течение 1 месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Сосновский районный суд.
Решение в окончательной форме вынесено 8 июня 2022 г.
Решение не вступило в законную силу.
Судья: Т.П.Немчинова