ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-142/2022 от 21.03.2022 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21.03.2022 года г.Нижний Новгород

Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Котеевой М.Г., при секретаре Войтовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Волжской природоохранной прокуратуры к ООО "Коммунальщик", администрации городского округа город Нижний Новгород о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор Волжской природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском к ООО "Коммунальщик", администрации городского округа город Нижний Новгород о возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства при организации водоотведения в границах городского округа город Нижний Новгород.

В ходе проверки установлено, что на территории поселка Кудьма расположены канализационные сети, обеспечивающие водоотведение многоквартирных жилых домов. По вышеуказанным сетям хозяйственно-бытовые сточные воды поступают в пруды-накопители, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами: с категорией земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Собственником прудов-накопителей в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 52-АЕ является Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области.

В настоящее время указанные канализационные сети, а также пруды-накопители переданы администрацией муниципального образования ООО «Коммунальщик» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, действующего в течение 15 лет.

В силу статьи 1 закона Нижегородской области от 04.12.2019 № 156-3 «О преобразовании муниципальных образований - сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, городского округа город Нижний Новгород и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области», Новинский сельсовет объединен с городским округом город Нижний Новгород.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 43.1 вышеуказанного Федерального закона, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Статьями 14, 32 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные в проектной документации здания или сооружения в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны обеспечивать предотвращение или минимизацию оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 3.1.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 № 168, основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьями 34, 39 вышеуказанного Федерального закона установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении хозяйственной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Более того, согласно ст.42 вышеуказанного Кодекса, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов уполномоченных органов государственного контроля (надзора) установлено, что ООО «Коммунальщик» при эксплуатации централизованной системы водоотведения сброс неочищенных сточных вод осуществляется на рельеф местности (грунтовые пруды-накопители), что является нарушением требований вышеуказанного законодательства.

Очистные сооружения, указанные в качестве объекта права в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 52-АЕ , фактически отсутствуют, ввиду чего очистка сточных вод не осуществляется.

Одной из причин выявленных нарушений явилась ненадлежащая организация администрацией городского округа город Нижний Новгород деятельности по водоотведению канализационных вод от населения поселка Кудьма.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия закреплены также статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Таким образом, администрацией городского округа допущена ненадлежащая организация водоотведения, несоответствующая требованиям статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Администрацией городского округа в отсутствие надлежащего комплекса очистных сооружений, оборудования и технических возможностей для обеспечения в процессе водоотведения очистки и обеззараживания принимаемых от абонентов сточных вод, не приняты меры, направленные на решение вопроса строительства, реконструкции очистных сооружений, канализации, приобретения соответствующего оборудования, предназначенного для очистки сточных вод с целью предотвращения сброса сточных вод на почву.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 138-ФЗ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Истец просит суд обязать ООО «Коммунальщик» прекратить сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности (грунтовые пруды накопители) на территорию земельных участков с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002 с категорией земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Обязать администрацию городского округа организовать водоотведение на территории поселка Кудьма в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать администрацию городского округа , ООО «Коммунальщик» организовать и провести работы по восстановлению нарушенных земель на земельных участках с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002 с категорией земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Определениями Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ГБУ НО «Экология региона», администрация г.Н.Новгорода, администрация Богородского муниципального округа , администрация Новинского сельсовета Богородского муниципального района , АО «Учхоз», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в , Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации .

В судебном заседании представитель Истца исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации просила отказать в иске по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи от ДД.ММ.ГГГГ «О преобразовании муниципальных образований сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района , городского округа и о внесении изменений в отдельные законы » муниципальные образования преобразованы путем объединения сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района с городским округом .

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новинского сельсовета Богородского муниципального района и ООО «Коммунальщик» заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры водоотведения муниципального образования «Новинский сельсовет Богородского муниципального района ». Предметом указанного соглашения является обязанность концессионера за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит (будет принадлежать) концеденту, и осуществлять деятельность по удалению и обработке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоотведения Новинского сельсовета Богородского муниципального района с использованием объекта соглашения, и обязанность концедента предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ» гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в границах поселка Кудьма определено ООО «Коммунальщик».

Таким образом, администрацией приняты необходимые меры по организации водоотведения на территории поселка Кудьма в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Относительно требований об организации по проведению работ по восстановлению нарушенных земель на земельных участках с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002, администрация сообщает, что указанные земельные участки в муниципальную собственность не зарегистрированы.

Согласно выпискам из ЕГРН правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002, является Российская Федерация. Указанные земельные участки предоставлены в аренду АО «Элитно-семеноводческое хозяйство «Учхоз».

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации не имеется.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили.

Согласно части 2 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут, процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Учитывая принцип диспозитивности гражданского процесса, предоставляющий сторонам возможность самостоятельно по своему усмотрению распоряжаться своими процессуальными правами, а также требование эффективной судебной защиты в разумные сроки (ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), суд приходит к выводу, что неявка в судебное заседание – волеизъявление лица, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу. Суд считает неявку неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, согласно статьям 12, 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации).

Рассмотрение дела было отложено для представления Истцу возможности подготовить заявление об изменении исковых требований. Поскольку заявление об изменении иска в суд не поступило, дело подлежит рассмотрению по заявленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Судом установлено, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства при организации водоотведения в границах городского округа .

Из иска следует, что в ходе проверки было установлено, что на территории поселка Кудьма расположены канализационные сети, обеспечивающие водоотведение многоквартирных жилых домов. По вышеуказанным сетям хозяйственно-бытовые сточные воды поступают в пруды-накопители, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002 с категорией земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Собственником прудов-накопителей в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 52-АЕ является Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области. Указанные канализационные сети, а также пруды-накопители переданы администрацией муниципального образования ООО «Коммунальщик» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, действующего в течение 15 лет. Очистные сооружения, указанные в качестве объекта права в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 52-АЕ , фактически отсутствуют, ввиду чего очистка сточных вод не осуществляется. Одной из причин выявленных нарушений, по мнению прокурора, является ненадлежащая организация администрацией городского округа город Нижний Новгород деятельности по водоотведению канализационных вод от населения поселка Кудьма.

В подтверждение доводов, изложенных в иске, прокурором представлены следующие доказательства:

- акт от ДД.ММ.ГГГГ планового осмотра ведущим специалистом Центрального МРО государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области фио1, согласно которого, на территории земельного участка с кадастровым номером 52:24:0040001:1002, расположенного между был зафиксирован навал отходов ТКО (ветки, старая мебель, доски, отходы кладбищ, проч.) и котлован (ров) с мутным жидким содержимым, предположительно жидкими бытовыми отходами (присутствовал характерный запах). Фактов загрязнения территории кладбища не выявлено (л.д.12).

- информационно письмо Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, составленное на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ;

- справка по результатам участи в проверке, составленная ведущим специалистом Центрального МРО государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области фио1;

- справка, составленная помощником прокурора;

- свидетельство 52-АЕ , выданное взамен свидетельства серии 52-АД от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого очистные сооружения, общей площадью 26 284,2 кв.м., инв., лит.А, расположенные по адресу: , являются собственностью Новинского сельсовета Богородского муниципального района , о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации права. В состав очистных сооружений входят: хлордозаторная; блок емкостей; иловые площадки; пруды накопители; биологические пруды (малые); биологические пруды (большие); коллектор приемник КНС (л.д.17);

- концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым администрацией Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области передано ООО «Коммунальщик» передано имущество, представляющее собой технологически связанные объекты системы коммунальной инфраструктуры водоотведения Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, предназначенные для осуществления деятельности по удалению и обработке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры.

- предостережение о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ;

- представление прокурора об устранении нарушений закона;

- информационное письмо территориального отдела администрации Новинский сельсовет по результатам рассмотрения представление прокурора об устранении нарушений закона;

- справка ст.государственного инспектора отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, земельные участи с кадастровыми номерами: покрыты снежным покровом, каких-либо следов нарушения плодородного слоя почвы не обнаружено. В отношении АО «Учхоз» составлен административный протокол по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (за не проведение установленных требований и обязательных мероприятий, направленных на защиту земель и охране почв от захламления частей земельных участков ТБО).

Иных документов, в подтверждении позиции изложенной в иске, суду прокурором не представлено.

Согласно положениям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются. Суд не уполномочен собирать или истребовать доказательства по собственной инициативе. Суд вправе при недостаточности доказательств, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Из иска следует, что проверка проведена по факту поступления отходов в пруды-накопители, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002. Собственником прудов-накопителей в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 52-АЕ является Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области. Указанные канализационные сети, а также пруды-накопители переданы администрацией муниципального образования ООО «Коммунальщик» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, действующего в течение 15 лет. Очистные сооружения, указанные в качестве объекта права в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 52-АЕ , фактически отсутствуют, ввиду чего очистка сточных вод не осуществляется.

Оценивая представленные доказательства в соответствии со ст.ст.55-57, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что предостережение о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ, справка по результатам участи в проверке, составленная ведущим специалистом Центрального МРО государственного экологического надзора, справка, составленная помощником прокурора не являются доказательствами, подтверждающими изложенные в иске обстоятельства, поскольку информация содержащаяся в указанных документах не подтверждена какими-либо доказательствами.

Так, справка помощника прокурора от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию о проведения обследования земельного участка, в том числе, с кадастровым номером Однако акт обследования данного участка – суду не представлен.

В справке по результатам участия в проверке от ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о проведении обследования территории ДД.ММ.ГГГГ, а также о проведении рейдового обследования территории ДД.ММ.ГГГГ совместно с представителем администрации, директором ООО «Коммунальщик». Однако, в материалы дела представлен лишь акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ведущим специалистом Центрального МРО государственного экологического надзора. Иные акты, суду не представлены.

Предостережение о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию о том, что слив жидких бытовых отходов производит ООО «Коммунальщик». Однако документы, на основании которых контролирующий орган пришел к данному выводу, суду не представлены.

Документы, подтверждающие нахождение прудов накопителей на земельном участке с кадастровым номером суду не представлены. Как и не представлены документы, подтверждающие, что собственником прудов накопителей, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами: на момент проведения проверки являлся Новинский сельсовет Богородского муниципального района и эксплуатируются ООО «Коммунальщик».

Приложенное к иску повторное свидетельство 52-АЕ , выданное взамен свидетельства серии 52-АД от ДД.ММ.ГГГГ не может являться таким доказательством, поскольку объект, указанный в данном свидетельстве отсутствует в приложении к Концессионному соглашению, что свидетельствует о том, что данный объект не передавался в ООО Коммунальщик». Документы, подтверждающие, что указанные в свидетельстве 52-АЕ , выданного взамен свидетельства серии 52-АД от ДД.ММ.ГГГГ, очистные сооружения переданы в ООО Коммунальщик» и находятся на земельных участках с кадастровыми номерами суду не представлены.

Действительно, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области и ООО «Коммунальщик» заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры водоотведения муниципального образования «Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области». Предметом указанного соглашения является обязанность концессионера за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит (будет принадлежать) концеденту, и осуществлять деятельность по удалению и обработке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоотведения Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области с использованием объекта соглашения, и обязанность концедента предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с разделом 2 указанного Соглашения, Объектом Соглашения является муниципальное имущество, представляющее собойтехнологически связанные объекты системы коммунальной инфраструктуры водоотведения Новинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, права владения и пользования в отношении которого возникли у Концессионера на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор аренды), предназначенное для осуществления деятельности, указанной в пункте 1. настоящего Соглашения, подлежащее созданию и (или) реконструкции, в том числе переустройству, механизации и автоматизации производства, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием.

Сведения о составе и описании объекта Соглашения приведены в Приложении .

Однако, из данного Соглашения и представленных прокурором документов не представляется возможным установить, что указанные в акте планового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ пруды накопители, расположенные на земельном участке с кадастровым номером переданы в ООО «Коммунальщик» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, на момент проверки земельные участки с кадастровыми номерами 52:24:0040001:998 и как следует из материалов дела, не принадлежали администрации, а являлись собственностью Российской Федерации.

Прокурор просит суд возложить на ООО «Коммунальщик» обязанность прекратить сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности (грунтовые пруды накопители) на территорию земельных участков с кадастровыми номерами: Вместе с тем, каких-либо доказательств, подтверждающих, что пруды-накопители, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами: переданы в ООО «Коммунальщик», истцом не представлено.

В связи с изложенным, исковые требования о возложении на ООО «Коммунальщик» обязанности прекратить сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности (грунтовые пруды накопители) на территорию земельных участков с кадастровыми номерами: не подлежат удовлетворению.

То обстоятельство, что постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ» гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в границах поселка Кудьма определено ООО «Коммунальщик» не свидетельствует о передаче конкретных объектов, расположенных на определенных земельных участках, указанных в иске в ООО «Коммунальщик».

Истцом не представлены документы, подтверждающие, что на территории указанных земельных участках находятся пруды накопители и в данные пруды накопителя сбрасываются отходы именно ООО «Коммунальщик». Приложенное к иску Концессионное соглашение, как указано выше, не является таким доказательством.

Кроме того, пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Возложение на организацию, осуществляющую водоотведение обязанности прекратить сброс сточных вод влечет нарушение прав жителей многоквартирных жилых домов на бесперебойное водоотведение.

Исковые требования о возложении на администрацию городского округа , ООО «Коммунальщик» обязанности организовать и провести работы по восстановлению нарушенных земель на земельных участках с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002 с категорией земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ).

Земельный участок с кадастровым номером 52:24:0040001:998, расположенный по адресу: , участок прилегающий к , площадью 27 226 +/- 58 кв.м. является собственностью Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство о собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок передан в аренду на основании договора аренды -СХ от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ АО «Учхоз» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , участок прилегающий к , площадью 36 893 кв.м. является собственностью Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство о собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок передан в аренду на основании договора аренды -СХ от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ АО «Учхоз» на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Таким образом, на момент проведения проверки и на момент вынесения решения суда земельные участки являются собственностью Российской Федерации и переданы в аренду АО «Учхоз». Как следует из п.1.3 Договоров, земельные участки предоставлены для сельскохозяйственного использования.

Какие-либо доказательства, подтверждающие передачу указанных земельных участков в администрацию городского округа город Нижний Новгород и ООО «Коммунальщик», суду не представлены.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что действия (бездействие) именно администрации городского округа город Нижний Новгород, ООО «Коммунальщик» оказывает или может оказывать прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, суду не представлены.

Осмотр земельных участков с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002, из которого было следовало, что на них расположены определенные пруды-накопители, что земли или почва на указанных земельных участках повреждена не проводился. Доказательств обратного, суду не представлено.

Прокурор просит суд обязать организовать и провести работы по восстановлению нарушенных земель на земельных участках с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002. Однако, в чем конкретно заключается «нарушение земель», площадь загрязненного и уничтоженного почвенного покрова, земель не указана. Пробы почвы, которую необходимо, по мнению прокурора, восстановить, с составлением соответствующего протокола – не взяты.

Документы, подтверждающие, что переданные ООО «Коммунальщик» объекты находятся на территории спорных земельных участках – суду не представлены.

Какие-либо иные доказательства, подтверждающие «нарушение земель» суду не представлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 04.12.2019 № 156-3 «О преобразовании муниципальных образований сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области, городского округа город Нижний Новгород и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области» муниципальные образования преобразованы путем объединения сельского поселения Новинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области с городским округом город Нижний Новгород.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия закреплены также статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях поселений осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения поселений (ст. 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (ст. 40).

Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения урегулирован статьей 18 Федерального закона N 416-ФЗ, а также главой IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 644, в соответствии с которыми подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоотведения осуществляется на основании заявления заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения к централизованной системе водоотведения, в том числе застройщики, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При наличии технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоотведения, организация, осуществляющая водоотведение не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Понятие "организация", используемое в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

Оценивая представленные доказательства, а именно, акт от ДД.ММ.ГГГГ планового осмотра ведущим специалистом Центрального МРО государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов фио1, согласно которого, на территории земельного участка с кадастровым номером 52:24:0040001:1002, расположенного между д. Новопавловка и с/с г.о. г.Н.Новгород рядом с кладбищем был зафиксирован навал отходов ТКО (ветки, старая мебель, доски, отходы кладбищ, проч.) и котлован (ров) с мутным жидким содержимым в соответствии со ст.ст.55-57, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исчерпывающих мер по организации водоотведения в органом местного самоуправления не принято, доказательства надлежащего исполнения обязанности по организации водоотведения не представлены.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд выносит решение по заявленным требованиям.

С учетом изложенного, исковые требования о возложении на администрацию городского округа организовать водоотведение на территории поселка Кудьма в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение одного года со дня вступления решения в законную силу подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить в части.

Обязать администрацию городского округа город Нижний Новгород организовать водоотведение на территории поселка Кудьма в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

Отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на ООО «Коммунальщик» прекратить сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности (грунтовые пруды накопители) на территорию земельных участков с кадастровыми номерами: с категорией земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Отказать в удовлетворении иска о возложении обязанности на администрацию городского округа город Нижний Новгород, ООО «Коммунальщик» организовать и провести работы по восстановлению нарушенных земель на земельных участках с кадастровыми номерами: 52:24:0040001:998 и 52:24:0040001:1002 с категорией земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Решение суда быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Г.Котеева