Дело № 2-142/2022 УИД: 81RS0005-01-2022-000299-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Карташовой О.А.,
при секретаре судебного заседания Колеговой Т.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Гайнского района Галкиной В.Н.,
представителя ответчика администрации Гайнского муниципального округа Лодягина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гайнского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского муниципального округа о признании незаконным бездействия администрации Гайнского муниципального округа по созданию условий для массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха (зон рекреации водного объекта), возложении обязанности определить места массового отдыха людей на водных объектах и у воды, оборудовать места массового отдыха населения в соответствии с требованиями законодательства,
установил:
Прокурор Гайнского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального округа о признании незаконным бездействия администрации Гайнского муниципального округа по созданию условий для массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха (зон рекреации водного объекта), возложении обязанности определить места массового отдыха людей на водных объектах и у воды, оборудовать места массового отдыха населения в соответствии с требованиями законодательства. В обосновании заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что главой администрации Гайнского муниципального округа было принято постановление №385 «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах Гайнского муниципального округа в 2022 году», которым также установлены сроки купального сезона на водных объектах Гайнского муниципального округа в период с 15.06.2022 по 01.08.2022. Вместе с тем, в нарушение требований п. 13, 20, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1, 2, 3 и 4 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, ответчиком не созданы условия для массового отдыха жителей округа на водных объектах общего пользования, место массового отдыха людей не определено и не оборудовано в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 №769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах». В целях устранения выявленных нарушений главе администрации Гайнского муниципального округа было внесено представление, однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, работа ответчиком по оборудованию мест массового отдыха населения не организована, заявки на получение заключений в ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю», в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, не направлялись. Не осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, в первую очередь детей. Бездействие ответчика является одной из причин и условий гибели несовершеннолетнего ребенка в реке Кама в муниципального округа, находившегося без присмотра родителей в месте, не предусмотренном для купания.
Просит признать незаконным бездействие администрации Гайнского муниципального округа по созданию условий для массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха, возложить обязанность определить места массового отдыха у воды незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, а также оборудовать места массового отдыха у воды на территории Гайнского муниципального округа в соответствии с требованиями к зонам рекреации людей на водных объектах, установленными Правилами охраны жизни людей на водных объектах Пермского края, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2006 №22-п в срок до 01.05.2023.
В судебном заседании помощник прокурора Галкина В.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Гайнского муниципального округа Лодягин В.С. исковые требования не признал, указав, что действительно на территории Гайнского муниципального округа расположена река Кама, но места для отдыха граждан на водных объектах не определены и не оборудованы, поскольку в округе подходящих мест для обустройства, отвечающих всем требованиям, не имеется. Кроме того, обустройство мест массового отдыха потребует значительных финансовых и временных затрат.
Представитель третьего лица Территориального отдела ГИМС МЧС России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания ст. 7, ч. 5 ст. 37, ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на отдых. Каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно подп. 20, 29, 32, 36 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 36 ст.4 Устава Гайнского муниципального округа Пермского края к вопросам местного значения муниципального округа относятся: создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального, городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
При этом с учетом полномочий органов местного самоуправления разработаны "Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (утв. МЧС РФ) (вместе с "Правилами охраны жизни людей на водных объектах на территории муниципального образования", "Методическими рекомендациями по созданию, содержанию и организации деятельности общественных спасательных формирований").
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 22-п утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах Пермского края" (далее - Правила), которые устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах массового отдыха на водных объектах, переправах и наплавных местах, и обязательны для выполнения всеми водопользователями на территории Пермского края.
В соответствии с п. 1.3.2 Правил организованное место отдыха людей у воды - участок побережья, берега с прилегающей акваторией, который соответствует требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также установленным санитарным правилам и используется для массового отдыха людей на воде и у воды; п.1.3.6 место массового отдыха у воды - участок побережья, берега с прилегающей акваторией, который может не соответствовать требованиям, предъявляемым к организации отдыха людей у воды, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также установленным санитарным правилам, но используется для массового отдыха людей на воде и у воды, в том числе купаний, приема солнечных и воздушных ванн; 1.3.10. зона рекреации водного объекта - водный объект или его участок с прилегающим к нему берегом, используемый для отдыха; п. 1.5 зоны рекреации водных объектов организуются юридическими и (или) физическими лицами (далее - правообладатели земельных участков в зоне рекреации водного объекта) в соответствии с законодательством по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, водным законодательством и законодательством по градостроительной деятельности Российской Федерации.
На основании п. 2.1 Правил в зонах рекреации водного объекта для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах в период купального сезона правообладатели земельных участков в зоне рекреации водного объекта организуют с учетом особенностей расположения, размеров береговой территории и акватории водного объекта спасательные посты и организуют дежурство на них спасателей.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, на территории Гайнского муниципального округа расположена река Кама.
Постановлением администрации Гайнского муниципального округа №385 от 24.05.2022 «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах Гайнского муниципального округа на 2022 год» установлен срок купального сезона на водных объектах с 15.06.2022 по 01.08.2022 (л.д. 43). При этом, места массового отдыха людей у воды не определены и не оборудованы.
В рамках проведения мероприятий по обеспечению безопасности граждан на водных объектах, ответчиком организована профилактическая работа с населением и обучающимися в образовательных учреждениях; разработаны информационные стенды и памятки; организовано патрулирование территорий населенных пунктов Гайнского муниципального округа в части проведения профилактических работ с населением по соблюдению правил безопасности на водных объектах, а также выявлению случаев нарушения правил охраны жизни и здоровья на водных объектах; частично установлены запрещающие знаки (л.д. 14-46, 68, 75-157).
Вместе с тем, проведенная администрацией Гайнского муниципального округа профилактическая работа, не является достаточной для возложенной на нее задачи в сфере организации массового отдыха населения у воды и охраны жизни и здоровья людей на водных объектах.
В период купального сезона 2022 года, на водных объектах населенных пунктов Гайнского муниципального округа погибло (утонуло в необорудованном для купания месте) два несовершеннолетних ребенка.
По факту гибели несовершеннолетних детей на водных объектах населенных пунктов территории Гайнского муниципального округа в адрес ответчика письмами ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была направлена информация по выработке дополнительных мер по предотвращению и предупреждению гибели детей на водных объектах (л.д. 166-168).
Таким образом, отсутствие на территории Гайнского муниципального округа организованных мест массового отдыха на водных объектах, соответствующих требованиям Правил и оборудованных аварийно-спасательными постами, свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования в части создания условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, и несет в себе угрозу безопасности жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних детей, на водных объектах в купальный сезон.
Доводы представителя ответчика на необходимость при оборудовании мест массового отдыха на водных объектах несения значительных финансовых затрат, продолжительного периода организации работы (до 01.07.2025), не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, отсутствие со стороны ответчика предпринимаемых мер, направленных на определение мест массового отдыха у воды, в том числе информации по обследованию реки, а также обращений за получением санитарно-эпидемиологического заключения на пользование водным объектом в целях купания; отсутствие организации спасательных станций; суд приходит к выводу о том, что ответчиком не исполняется возложенная законом обязанность по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, включая осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей, в том числе несовершеннолетних детей, на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить ответчику срок для обустройства места массового отдыха у воды на территории Гайнского муниципального округа до 15.06.2023 года, то есть до наступления купального сезона 2023 года, поскольку данный срок является разумным и достаточным для выполнения указанных действий.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Гайнского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гайнского муниципального округа о признании незаконным бездействия администрации Гайнского муниципального округа по созданию условий для массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха (зон рекреации водного объекта), возложении обязанности определить места массового отдыха людей на водных объектах и у воды, оборудовать места массового отдыха населения в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Гайнского муниципального округа по созданию условий для массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха.
Обязать администрацию Гайнского муниципального округа определить места массового отдыха людей на водных объектах и у воды незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, а также оборудовать места массового отдыха у воды на территории Гайнского муниципального округа в соответствии с требованиями к зонам рекреации людей на водных объектах, установленными Правилами охраны жизни людей на водных объектах Пермского края, в срок до 15 июня 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2022 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна. Судья О.А. Карташова