ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1430/12 от 25.06.2012 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

 дело № 2- 1430/12

 Решение

 Именем Российской Федерации

 25 июня 2012 года г. Саратов

 Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Сидоровнина А.А., при секретаре Оганесян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Военному комиссариату Саратовской области о взыскании задолженности по невыплаченной пенсии по потери кормильца,

 установил:

 ФИО1 и ФИО2 обратились с иском к Военному комиссариату Саратовской области.

 Истцы просят обязать ответчика выплачивать им с 1 июня 2012 года пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст. 46 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с последующей индексацией, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1).

 Кроме того истцы просят взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в свою пользу недополученную пенсию по потери кормильца с учетом индексации за период с 1 января 2008 года по 31 мая 2012 года в сумме по 49 360 руб. 71 коп. на каждого.

 В судебное заседание истцы не явились, но в деле имеются заявления, в которых они просят разрешить спор по существу в своё отсутствие.

 Представитель истцов ФИО3 поддержала требования своих доверителей. В обоснование указывает на то, что сын истцов ФИО4 погиб при исполнении служебных обязанностей 3 января 1995 года в ходе участия в боевых действиях в Чеченской Республике РФ и является ветераном боевых действий - приложение к Федеральному Закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, раздел 3. Что установлено решением Новосибирского городского суда от 27 декабря 2005 года.

 С 1 января 2008 года истцы получают пенсию по случаю потери кормильца на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, который предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 Закона получают семьи погибших военнослужащих.

 Статья 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 помещена в разделе «Исчисление пенсий», и распространяется на все виды пенсии, предусмотренных настоящим законом.

 Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами получения пенсии по случаю потери кормилица в соответствии со ст. 29 названного выше Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

 Из этого следует вывод, что истцы имеют право на повышение пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 вышеуказанного Закона на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст. 46. Этот же вывод вытекает и из содержания ч. 5 ст. 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего.

 Аналогичная правовая позиция нашла своё подтверждение в Определении судебной коллегии Верховного Суда РФ от 29 мая 1998 года и в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 2 февраля 2000 года № 213пв-99пр, и в Постановлении Президиума Саратовского областного суда от 29 марта 2010 года.

 В марте 2012 года истцы обратились в Военный комиссариат Саратовской области с просьбой сделать перерасчет пенсии и выплатить недополученную сумму за период с 1 января 2008 года по настоящее время, а также выплачивать повышенную пенсию по случаю потери кормилица, на что получили отказ.

 Данный отказ истцы считают незаконным по указанным выше основаниям.

 Представитель ответчика иск не признал. В обоснование своих возражений указывает на то, что поскольку ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 определено повышение пенсии только ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», которыми истцы непосредственно не являются, иск не подлежит удовлетворению. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» определено, что права и льготы ветеранам боевых действий предоставляются на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года №-59-27. Истцы не могут относиться к некоторым категориям пенсионерам (ст. 45), имеющих право на повышение пенсии, поскольку не является участниками боевых действий и, следовательно, не могут предъявить свидетельство о праве на льготы.

 Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Как установлено судом истцы являются получателями пенсии по случаю потери кормилица в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 с 1 января 2008 года, что не оспаривается ответчиком.

 Согласно п. «г» статьи 45 вышеназванного Федерального Закона, пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а» - «ж» и «и», пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закон «О ветеранах» - на 32% расчетного размера пенсии, указанного части первой статьи 46 настоящего Закона.

 Сын истцов, ФИО4 относится к категории ветеранов боевых действий (в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ), поскольку погиб при участии в боевых действиях в Чеченской республике, что также не оспаривается ответчиком.

 Статья 45 Закона Российской Федерации № 4468-1 определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их права на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Вместе с тем данная статья помещена в разделе «Исчисление пенсий», и является общей для всех видов пенсий. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. Из этого, следует, что данная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи, назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в ст. 45 Закона, дающей право на повышение. Этот же вывод вытекает и из содержания ч. 5 ст. 46 того же Закона, предусматривающий повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего.

 Согласно п. «г» ст. 45 вышеназванного закона пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закон «О ветеранах» - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона.

 Как указывалось выше ФИО4 в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» отнесен к категории ветеранов боевых действий, поскольку погиб при участии в боевых действиях в Чеченской Республике 3 января 1995 года. При этом названный закон не предусматривает присвоение такого статуса, как ошибочно полагает ответчик, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий, поэтому не присвоение такого статуса и отсутствие соответствующего удостоверения, в связи с невозможностью его выдачи погибшему, не может служить основанием для отказа в признании права истцов на получение предусмотренной законом надбавки.

 Статья 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет, что контртерростической операцией считается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

 Участники боевых действий в Чеченской Республике, отнесены к категории ветеранов боевых действий только с 1 января 2004 года, путем внесения соответствующих изменений в Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону «О ветеранах», Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» (с изменениями от 22 августа 2004 года). Следовательно, назначенная истцам пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, но не ранее чем с 01.01.2004 г.

 Установленная п. «г» ст. 45 названного Закона выплата является надбавкой к пенсии, её начисление и выплату ответчик должен был осуществлять самостоятельно, а не по требованию получателя. Ответчик этого не сделал, задолженность образовалась по его вине, что в соответствии п. 2 ст. 58 того же Закона, дает право требовать получателю пенсии всей суммы недополученной пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

 В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12 февраля 1993 года минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством Российской Федерации, без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.

 Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, определяемые исходя из установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 настоящего Закона, а также предельный размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии полностью, который определяется исходя из установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда, повышаются при увеличении в установленном порядке минимального размера пенсии по старости или минимального размера оплаты труда.

 При определении размера недополученных сумм, необходимо учитывать следующее.

 До принятия Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не предусматривалось, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, определяются исходя из расчетного размера пенсии, установленного в размере базовой части трудовой пенсии по старости (с учетом разъяснений, данных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года № 420-О-О).

 В связи с чем, за период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2007 года исчисление доплаты к пенсии по случаю потери кормильца, в связи с увеличением базовой части трудовой пенсии должна рассчитываться с учетом указанных положений Закона. За период с 1 января 2008 года по настоящее время на основании Федерального Закона № 319 от 3 декабря 2007 года размер недополученной пенсии должен производится из размера пении, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), размер которой установлен в сумме 1560 руб.

 С учетом вышеизложенного, то есть действия закона во времени расчет надбавки к пенсии должен производиться за период до 31 декабря 2007 года, исходя из 100% минимального размера пенсии в Российской Федерации, с применением индекса потребительских цен, а последующий период, исходя из 32% размера базовой части трудовой пенсии по старости с применением индекса роста потребительских цен.

 Суд соглашается с представленным истцом расчетом, поскольку данный расчет осуществлен с учётом приведенных выше положения закона, правильность расчета ответчиком не оспорена, судом расчет проверен и принят в качестве доказательства, подтверждающего размер задолженности.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Иск удовлетворить.

 Обязать Военный комиссариат Саратовской области выплачивать с 1 июня 2012 года ФИО1 и ФИО2 пенсию по случаю потери кормильца с повышением на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, с последующей индексацией, согласно действующему законодательству и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Взыскать с Военного комиссариата Саратовской области в пользу ФИО1 и ФИО2 недополученную пенсию по потери кормильца с учетом индексации за период с 1 января 2008 года по 31 мая 2012 года в сумме по 49 360 (сорок девять тысяч триста шестьдесят) руб. 71 коп. на каждого.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме 29 июня 2012 года.

 Судья А.А.Сидоровнин