ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1430/19 от 26.05.2020 Тутаевского городского суда (Ярославская область)

Принято в окончательной форме 26.05.2020 г.

УИД 76RS0021-01-2019-001674-66

Дело № 2-54/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2020 г. г. Тутаев

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,

при секретаре Тихомировой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная больница» о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние,

у с т а н о в и л:

Тутаевский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная больница», в котором с учетом уточнения требований, просит обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная больница» (далее – ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ») в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны (далее – ЗС ГО), расположенное по адресу: <адрес>, а также документацию по нему в надлежащее состояние, а именно: документацию ЗС ГО привести в соответствие с п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 (далее – Правила); разработать в соответствии с п. 2.2 и п.п. 1 п. 3.6 Правил обязательное приложение к паспорту ЗС ГО – копии поэтажных планов и экспликации помещений, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации; назначить ответственное должностное лицо за содержание ЗС ГО в соответствии с п. 1.3 Правил; в соответствии с п. 1.4 Правил создать звено по обслуживанию ЗС ГО; привести систему вентиляции ЗС ГО в соответствие установленным требованиям, сделав ее с механическим побуждением согласно п. 10.4.1 Свода Правил СП «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП (далее – СП ); в соответствии с п. 4.5.1 Правил установить краны для раздачи воды системы водоснабжения; создать промывные уборные с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть в соответствии с п. 10.6.3 СП ; восстановить входные двери в ЗС ГО, обеспечив герметичность ЗС ГО согласно п. 3.2.1 Правил; в соответствии с п. 6.1.7 СП создать помещения для хранения загрязненной уличной одежды при одном из выходов; оснастить звено по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации) в соответствии с п. 1.5 Правил; в соответствии с п. 4.1.1 Правил установить порядок проведения ежегодных и специальных осмотров, устанавливаемый руководителем и провести ежегодные и специальные осмотры; согласно п. 5.1 Правил провести техническое обслуживание ЗС ГО; провести планово-предупредительные ремонты строительных конструкций в соответствии с пунктами 5.2.1 – 5.2.2 Правил; провести окраску помещений общего пользования в соответствии с п. 5.2.3 Правил; разработать годовой план планово-предупредительных ремонтов согласно п. 5.2.4 Правил.

В обоснование иска указано, что Тутаевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне, в ходе которой в деятельности ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» выявлены нарушения. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Тутаевского муниципального района имеется ЗС ГО ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес> (инв. ), находящееся в оперативном управлении учреждения и принятое в эксплуатацию в 1984 года, вид защитного сооружения ПРУ (противорадиационное укрытие). ПРУ в мирное время предназначено для хозяйственных нужд ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» - подвал. Данное укрытие ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» внесено в реестр объектов гражданской обороны Ярославской области, имеется паспорт . В паспорте ПРУ указаны технические характеристики противорадиационного укрытия, ЗС ГО признано объектом гражданской обороны, статус защитного сооружения как ПРУ не отменен, класс ЗС ГО установлен – П3. В ходе проверки было выявлено, что ЗС ГО не соответствует предъявляемым требованиям, а именно, Правилам эксплуатации ЗС ГО, Своду Правил «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП *». Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 27.06.2018 года ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» было отказано в удовлетворении административного искового заявления к ОНД и ПР по Тутаевскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГК МЧС России по Ярославской области о признании незаконным предписания от 06.04.2018 года по устранению нарушений, установленных требований в области гражданской обороны по ЗС ГО. В указанном предписании были отражены аналогичные нарушения, выявленные в ходе проверки Тутаевской межрайонной прокуратуры от 10.01.2019 года. Указанное решение суда апелляционным определением Ярославского областного суда от 16.10.2018 года оставлено без изменения. Обращение прокурора с иском в суд связано с тем, что ЗС ГО не может быть использовано для защиты неопределенного круга лиц – населения, материальных ценностей от опасностей, при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.

В судебном заседании помощник прокурора Ленский М.В. исковые требования уточнил в части срока исполнения заявленных исковых требований, просил установить срок исполнения решения суда один год два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменном отзыве, поддержала. Пояснила, что в здании больницы – в подвале ЗС ГО не имеется, так как на него надлежащим образом не был оформлен в соответствии с установленными правилами паспорт ЗС. По имеющемуся техническому паспорту площадь подвала превышает площадь, указанную в паспорте ЗС ГО, в связи, с чем непонятно в отношении каких именно помещений должны быть выполнены заявленные требования. Действительно в ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» имеется общий подвал здания больницы, в настоящее время в определенной части подвала располагается хозяйственная служба, по подвалу проложены коммуникации. Здание ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» никогда являлось защитным сооружением, так как в соответствии с действующими на тот момент санитарными правилами и нормами ввод ЗС ГО должен производиться по итогу работы комиссии и должен быть итоговый акт ввода в эксплуатацию, который подписывается государственной комиссией и при приемке объекта производятся замеры установленных показаний, в том числе герметичность, наличие оснащения оборудованием. ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» является государственным бюджетным учреждением Ярославской области, в соответствии с уставом источником финансирования деятельности учреждения являются средства обязательного медицинского страхования, которые расходуются в соответствии с тарифным соглашением на текущий год, в соответствии с территориальным соглашением по оказанию бесплатной медицинской помощи расходование средств ОМС на выполнений требований по гражданской обороне нельзя, это будет являться нецелевым использованием средств. На выполнение требований по гражданской обороне могут быть использованы только средства из бюджета Ярославской области, в настоящее время выделяется недостаточно средств, на выполнение требований по гражданской обороне. ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» было направлено обращение в Департамент здравоохранения и фармации Ярославкой области о необходимости выделения денежных средств на исполнение указанного предписания, до настоящего времени ответа не поступило. Срок исполнения требований прокуратуры является нереальным, даже при выделении денежных средств, физически исполнение предписания в установленный срок не возможно. В здании больницы имеется общая система вентиляции, которая в настоящее время не работоспособна, в связи, с чем необходим ремонт всей системы вентиляции, у ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» уже составлена смета, сумма ремонта по которой составляет восемь миллионов рублей, выполнение указанного ремонта производится поэтапно, при этом даже одного года для этого будет не достаточно. В подвале ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» системы водоснабжения не имеется, поэтому для проведения работ по водоснабжению необходим проект, но прежде всего, необходимо провести закупочные процедуры в соответствии с ФЗ . Даже при надлежащем финансировании в указанный прокуратурой срок не реально исполнить заявленные требования, объем работ слишком большой и обширный. Кроме того ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» имеет большую дебиторскую задолженность, в том числе задолженность по налогам, поэтому средства на приведение в надлежащее состояние ЗС ГО не могут быть выделены учреждению. Считает, что подвал учреждения не является сооружением гражданской обороны, так как на него не были оформлены надлежащим образом необходимые документы, и он не принимался в эксплуатацию в соответствии с правилами СНиП , СНиП

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тутаевскому району Ярославской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что в здании ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» имеется ПРУ, которое зарегистрировано и состоит в реестре и ответчик имеет свидетельство о праве собственности на данное здание. Согласно Правилам эксплуатации ЗС ГО собственники должны содержать ЗС в надлежащем состоянии согласно соответствующим нормам и правилам.

Представитель третьего лица Департамента здравоохранения и фармации Ярославкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, представил письменный отзыв, в котором решение суда оставил на усмотрение суда, а также просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела , оценив все в совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Во исполнение требований указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.11.1999 , которым определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, к объектам гражданской обороны относятся убежища, укрытия, противорадиационные укрытия, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В силу п. 3 Порядка в актуальной редакции убежища создаются: для максимальной по численности, работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее – наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности, работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.

Противорадиационные укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения); для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п. 13 Порядка).

Согласно п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

В пункте 10 данного Положения указано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях предоставления населению убежищ является поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила).

Согласно п. 1.2 требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны – убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

В силу п. 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Пунктом 1.4 Правил установлено, что для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.

Как следует из пункта 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в таком сооружении, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Как следует из п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция о мерах пожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов.

В соответствии с п. 4.5.1. Правил, оценка технического состояния системы водоснабжения и канализации осуществляется путем оценки работоспособности вентилей, задвижек, кранов, насосов, трубопроводов и магистралей.

Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении (п. 1.5. Правил).

Согласно п. 4.1.1. Правил, оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: ТО ; ТО ; ТО ; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования приведены в таблице 2. (п. 5.1.1. Правил).

В ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный. К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается. Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки. Текущий и капитальный ремонт строительных конструкций производятся в сроки, указанные в таблице 3 (п.п. 5.2.1-5.2.2 Правил).

Окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью: при клеевой окраске – не более 3 лет; при масляной окраске - не более 5 лет; при известковой окраске - не более 3 лет. Окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год. Окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды, - не менее 2 раз в год. Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов (п.п. 5.2.3, 5.2.4 Правил).

Согласно п. 10.4.1 «СП . Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП *» (утв. Приказом Минстроя России от 18.02.2014 /пр), в противорадиационных укрытиях следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с естественным или механическим побуждением. Вентиляцию с естественным побуждением следует предусматривать в ПРУ вместимостью до 50 чел. включительно. В ПРУ вместимостью более 50 чел. и ПРУ для медицинских организаций любой вместимости следует предусматривать приточную вентиляцию с механическим побуждением, вытяжную с механическим или естественным побуждением, в соответствии с 10.2.

В укрытиях, расположенных в зданиях с канализацией, следует предусматривать устройство промывных уборных с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть (п. 10.6.3 СП ).

Помещения для хранения загрязненной уличной одежды следует предусматривать при одном из входов и отделять от помещений для укрываемых перегородками с пределом огнестойкости <данные изъяты>. Общую площадь их определяют из расчета не более 0,07 м2 на одного укрываемого. В укрытиях вместимостью до 50 чел. вместо помещения для загрязненной одежды допускается предусматривать устройство при входах вешалок, размещаемых за занавесями (п. 6.1.7. СП ).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 19.10.2012 года (л.д. 103) здание ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Ярославской области и находится в оперативном управлении ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» (л.д. 104).

В соответствии с п. 1.2 Устава ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Ярославской области осуществляет Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области. Функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (п. 1.3) (л.д. 51-60).

Согласно техническому паспорту от 06.05.2011 года составленного Тутаевским отделением Ярославского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д. 108-116) здание ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» 1984 года постройки имеет подвал.

Согласно сообщению Тутаевского отделения Ярославского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» от 23.10.2013 года сведений, удостоверяющих регистрацию защитного сооружения (ПРУ) в здании ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» нет (л.д. 107).

15 апреля 2004 года в отношении здания ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, был составлен паспорт убежища (противорадиационного укрытия) с указанием технических характеристик (л.д. 106).

Согласно акту рабочей комиссии о проверки защитного сооружения от 15.04.2004 года указанное защитное сооружение, предъявленное к проверке, считать готовым к приему укрываемых (л.д. 140).

18 июля 2006 года в отношении здания ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>, был составлен паспорт убежища (противорадиационного укрытия) с указанием технических характеристик (л.д. 14-15).

Актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ инв. от 28.08.2018 года, утвержденным Главой Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области (л.д. 16-17) было установлено, что эксплуатационно-техническая документация ЗС ГО в соответствии с п. 3.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» разработана не в полном объеме, паспорт ЗС ГО – в наличии, изготовлен 18.07.2006 года, план ЗС – имеется (не соответствует требованиям). Также актом было установлено, что в ЗС ГО имеется два входа, входные двери металлические, удовлетворительном состоянии, полы в помещении сухие, стены оштукатуренные (местами штукатурка отслаивается), потолки железобетонные, разрушений конструкций нет, состояние потолков и стен – удовлетворительное. Канализация, санитарно-технические приборы отсутствуют (не предусмотрены проектом), водоснабжение осуществляется от центральной системы, краны для раздачи воды в количестве 2 штук предусмотрены, вентили, задвижки системы водоснабжения имеются, система отопления – имеется, централизованная, отключающая задвижка есть. Электроснабжение осуществляется от внешнего электроснабжения. Электропроводка в удовлетворительном состоянии. Система вентиляции – отсутствует. Готовность ЗС ГО к приему укрываемых – ограниченно готово. Комиссией было рекомендовано перевести ЗС ГО инв. из типа противорадиационные укрытия в тип укрытие.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Наличие указанных выше недостатков в содержании ЗС ГО ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» подтверждается также сообщением Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тутаевскому району Ярославской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области от 11.01.2019 года (л.д. 8-13), справкой, составленной по результатам проверки Тутаевской межрайонной прокуратуры от 14.01.2019 года (л.д. 34-38).

Кроме того наличие данных нарушений требований гражданской обороны, допущенных ГБУЗ ЯО «Тутаевская ЦРБ» также было установлено решением Тутаевского городского суда Ярославской области по административному делу года от 27.07.2018 года по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Тутаевская центральная районная больница» к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Тутаевскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ярославской области об оспаривании Предписания от 06.04.2018 г. по устранению нарушений установленных требований гражданской обороны, которое апелляционным определением Ярославского областного суда от 16.10.2018 года оставлено без изменения (л.д. 18-33).

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние подлежат удовлетворению.

При вынесении решения суд также учитывает, характер, объем и сложность подлежащих выполнению работ, доводы, приведенные представителем ответчика в обоснование возражений относительно установления срока исполнения решения суда 1 год 2 месяца, и приходит к выводу об установлении срока приведения указанного ЗС ГО, расположенного по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние в соответствии с приведенными пунктами Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны три года со дня вступления решения в законную силу, поскольку данный срок для устранения недостатков является разумным и достаточным.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора Ярославской области удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «Тутаевская центральная больница» в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, а также документацию по нему в надлежащее состояние, а именно:

- привести документацию ЗС ГО в соответствие с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- разработать в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 обязательное приложение к паспорту ЗС ГО – копии поэтажных планов и экспликации помещений, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации;

- назначить ответственное должностное лицо за содержание ЗС ГО в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- создать звено по обслуживанию ЗС ГО в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- привести систему вентиляции ЗС ГО в соответствие установленным требованиям, сделав ее с механическим побуждением согласно Свода Правил СП «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП *»;

- установить краны для раздачи воды системы водоснабжения в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- создать промывные уборные с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть согласно Свода Правил СП «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП *»;

- восстановить входные двери в ЗС ГО, обеспечив герметичность ЗС ГО согласно Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- создать помещения для хранения загрязненной уличной одежды при одном из выходов согласно Свода Правил СП «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП *»;

- оснастить звено по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации) в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- установить порядок проведения ежегодных и специальных осмотров, устанавливаемый руководителем и провести ежегодные и специальные осмотры в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- провести техническое обслуживание ЗС ГО согласно с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- провести планово-предупредительные ремонты строительных конструкций в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

- провести окраску помещений общего пользования в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 ;

-разработать годовой план планово-предупредительных ремонтов согласно Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Ю. Мазевич