Дело № 2-24/2014 -
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2014 года г.Мирный РС(Я)
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при секретаре Иванове Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия), АК «АЛРОСА» (ОАО) о взыскании расходов, связанных с выездом из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению по Мирнинскому району УФК по РС(Я) о возмещении расходов, связанных с выездом из района Крайнего Севера, указав, что с <дата> по <дата> истица работала в Мирнинском авиапредприятии АК «АЛРОСА» (ОАО), уволилась с работы в связи с выходом на пенсию и выехала на постоянное место жительства в <адрес>; согласно договору о предоставлении и отправке контейнера по смешанному авто-железнодорожному пути по оплате за провоз контейнера понесла расходы в размере <данные изъяты> за работу крана – <данные изъяты> за доставку груза в <адрес> (автоуслуги) – <данные изъяты> за погрузочно-разгрузочные работы в <адрес> – <данные изъяты> за авиабилет – <данные изъяты> всего <данные изъяты> истица направляла проездные документы по месту последней работы - в АК «АЛДРОСА» (ОАО), однако опоздала на несколько дней (согласно коллективному договору Компании указанные расходы производятся не позднее 6 месяцев со дня прекращения трудового договора), документы поступили в начале <дата> то есть по истечении 6 месяцев, и ей МАП было отказано в возмещении расходов; при обращении к ответчику ей пояснили, что указанные выплаты производятся на основании решения суда. В силу закона в возмещение расходов, связанных с выездом из РКС, просит взыскать с ответчика в пользу истицы всего <данные изъяты> т.к. считает, что как пенсионер она имеет право на компенсацию расходов, связанных с выездом на другое постоянное место жительства из района Крайнего Севера.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РС(Я), ГУ-УПФ РФ в Мирнинском улусе (районе) РС(Я), АК «АЛРОСА» (ОАО).
В ходе последующих судебных заседаний представитель истицы по доверенности ФИО2 поддержала и уточнила требования: просила взыскать в пользу истицы ФИО1 с надлежащего ответчика – МФ РС (Я) в возмещение расходов, связанных с выездом из Крайнего Севера на постоянное место жительства, <данные изъяты> ходатайством просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования истицы поддерживает в полном объеме.
Представитель МФ РФ ФИО3 в суде с требованиями истицы не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 финансирование расходов, связанных с выездом пенсионеров из районов Крайнего Севера, должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то есть, в данном случае, МФ РС(Я), доводы представителя МФ РС(Я), изложенные в отзыве, считает необоснованными и несостоятельными.
Представитель Министерства финансов РС(Я) ФИО4 на судебное заседание не явилась, заявлением просит дело рассмотреть без представителя МФ РС(Я), поддержав письменный отзыв на исковое заявление; согласно письменному отзыву с иском не согласна, просит в его удовлетворении отказать, т.к. доходы для финансирования расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера (которые не предусмотрены в бюджете и не выделены в виде субвенций из республиканского бюджета РФ) у Республики Саха (Якутия) отсутствуют, в связи с чем, считает, что финансирование указанных расходов должно осуществляться за счет средств бюджета Российской Федерации; в связи с отсутствием порядка компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, равно что отсутствием порядка, регулирующего выделение субвенций субъектам РФ по указанной статье расходов, отсутствием соответствующих указаний в нормативных правовых актах РФ, МФ РС(Я) не имеет правовых оснований для обращения в МФ РФ в целях получения субвенций.
Представитель АК «АЛРОСА» (ОАО) ФИО5 в суде исковые требования к АК «АЛРОСА» (ОАО) не признала, поддержав письменное возражение на исковое заявление от <дата> пояснив, что согласно п. 8.13.5 Коллективного договора на 2011-2013гг., право требования возмещения фактических расходов по последнему месту работы сохраняется у работника в течение 6 месяцев со дня увольнения, договор с истицей был расторгнут <дата> по настоящее время документы, подтверждающие расходы по проезду, в АК «АЛРОСА» (ОАО) истицей не представлены.
Представитель ГУ-УПФ РФ в Мирнинском улусе (районе) РС(Я) ФИО6 на судебное заседание не явилась, заявлением просит рассмотреть дело в ее отсутствие, письменное возражение на исковое заявление поддерживает в полном объеме.
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив и исследовав представленные сторонами доказательства по делу, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами, что истица ФИО1, <дата> г.р., является пенсионером по старости (удостоверение №, выдано <дата>.), пенсия назначена с <дата>; согласно трудовой книжке (АТ-III № от <дата>.) вся трудовая деятельность истицы протекала в районе Крайнего Севера – в <адрес> РС (Я) (с <дата>. по <дата> работала в АК «АЛРОСА» («Алмазы России-Саха» (ЗАО)), приказом № от <дата> трудовой договор прекращен по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию (л.д№); <дата> истица выехала из <адрес> РС(Я) на постоянное место жительства – в <адрес>; согласно штампам в паспорте серии №, ФИО1 <дата>г. снята с регистрационного учета, с адреса: РС(Я), <адрес> <дата>г. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.№).
В преамбуле Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 (ред. от 24.07.2009 г.) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» сказано, что он устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Исходя из этого, государство гарантирует возмещение всем гражданам, работающим на Севере, предоставление определенных гарантий и компенсаций, которое связано с работой и проживанием в северных условиях.
Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесен ряд изменений и дополнений в указанный Закон РФ.
Так, Законом установлена новая система предоставления гарантий и компенсаций, которая дифференцировала работников организаций на отдельные группы, изменив тем самым единообразный подход к вопросам предоставления государственных гарантий и компенсаций; при этом указанный Закон (№ 4520-1 от 19.02.1993г.) не предусматривает такую гарантию, как компенсация расходов, связанных с переездом в другую местность к новому месту жительства, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию.
Соответствующая гарантия, порядок ее предоставления установлены на федеральном уровне Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно названному нормативно-правовому акту источником финансирования указанных расходов является казна субъекта Российской Федерации, в данном случае казна Республики Саха (Якутия).
Так, абзацем 2 пункта 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ установлено, что финансирование расходов, связанных с выездом граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Следует при этом отметить, что Постановление Правительства от 11.08.1992 № 572 действует в части, не противоречащей Закону РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», иным федеральным законам, а также Бюджетному кодексу РФ. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в законодательстве РФ разграничены предметы ведения бюджетов всех уровней, в связи с чем, в законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ и акты органов местного самоуправления были внесены соответствующие изменения.
В частности, согласно ст.ст. 3, 4 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 указанные гарантии и компенсации распространяются на неработающих пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом установленные Законом гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Из п.п.1, 2 Постановления Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 следует, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи; финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: пенсионерам 100% произведенных затрат; Министерству финансов РФ в случае отсутствия в бюджетах республик в составе РФ, административно-территориальных образований достаточных доходов для финансирования указанных расходов предписано предусмотреть на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации.
В силу ст.ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства из федерального бюджета должны передаваться в бюджет субъекта в виде субвенций и субсидий.
Представителем МФ РС (Я) суду не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие в бюджете РС(Я) средств для финансирования расходов, связанных с переездом жителей республики Саха (Якутия) на постоянное место жительства, кроме того, обращение в Министерство финансов РФ о выделении субвенций для оплаты расходов, связанных с переездом из РС(Я) к новому месту жительства, или какие-либо иные произведенные действия по истребованию субвенций, об отказе в выделении указанных субвенций из федерального бюджета, в связи с чем, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление доводы ответчика судом не могут быть приняты во внимание.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, уточненные исковые требования и доводы стороны истца о том, что расходы, понесенные истицей ФИО1 в связи с переездом из города <адрес> Республики Саха (Якутия) на постоянное место жительства в <адрес>, подлежат возмещению за счет казны Республики Саха (Якутия), соответственно надлежащим ответчиком по ее требованиям является Министерство финансов республики Саха (Якутия), суд считает обоснованными.
В обоснование своих доводов истицей в суд представлены: договор о предоставлении и отправке контейнера по смешанному авто – железнодорожному пути от <дата> (исх. №), заключенный между Исполнителем ПБОЮЛ <Т> и Клиентом ФИО1, по условиям которого Клиент поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство предоставить 5-титонный железнодорожный контейнер по адресу: РС(Я), <адрес>, и после затаривания его до <адрес>, сдать его в филиал <данные изъяты> (ВЛРП), с последующей перевалкой на ж.д. станцию <адрес> для последующей отправки на станцию Белгород по адресу: <адрес>; для предоставления контейнера и перевозки его до <адрес>, дальнейшей отправки по реке до порта <адрес>, Клиент оплачивает сумму в размере <данные изъяты>, включающую плату за предоставление, аренду кнт, перевозку загруженного кнт в <адрес>, погрузо-разгрузочные работы, а также оплату за провоз по воде и железной дороге до станции назначения (л.д.№); приходный кассовый ордер № от <дата> на сумму <данные изъяты> за предоставление 5-титонного контейнера, доставку до <адрес>, сдача в филиал ВЛРП с последующей отправкой по жд от ст.<адрес> ВСЖД (л.д.№); накладная (прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение) № на перевозку груза весом (нетто) 3800 кг. (брутто – 5000 кг., тара – 1200кг.) всего на сумму <данные изъяты> (л.д.№); счет-фактура № от <дата> (л.д.№), акт выполненных работ № от <дата> (л.д.№) и квитанция к приходному кассовому ордеру № от <дата> (л.д.№) об оплате ФИО1 ИП <А> суммы в размере <данные изъяты> за автоуслуги конт. №, накл. № по адресу: <адрес>; счет на оплату № от <дата> суммы в размере <данные изъяты> (л.д.№); квитанция серии ЯМ № от <дата> на сумму <данные изъяты> квитанция в приеме груза к перевозке № от <дата> (л.д.№); счет-фактура № от <дата> (по накл. №, конт. №, работа грузчиков) и акт выполненных работ (погрузочно-разгрузочные работы) № от <дата> на сумму <данные изъяты>.; акт выполненных работ (работа крана) № от <дата> и кассовый чек на сумму <данные изъяты>.; электронный авиабилет, посадочный талон на имя ФИО1 по маршруту: <адрес> от <дата> по тарифу № (л.д.№).
Таким образом, истица ФИО1, являющаяся неработающим пенсионером по старости, и, выехавшая на постоянное место жительства в город <адрес> из района Крайнего Севера - <адрес> РС(Я), имеет право на возмещение расходов, связанных с выездом, следовательно, исковые требования заявлены обоснованно; согласно представленным документам, последняя при переезде понесла расходы всего в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> - за авиабилет, <данные изъяты>. - за провоз личного имущества (3800кг) + <данные изъяты>. - за транспортно-экспедиционное обслуживание груза (работа крана в <адрес> – <данные изъяты> погрузочно-разгрузочные работы в <адрес> – <данные изъяты> автоуслуги до <адрес> – <данные изъяты>.)).
При имеющихся и установленных обстоятельствах, в силу требований действующего законодательства суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично и взыскании в пользу истицы с ответчика - МФ РС(Я) за провоз личного имущества <данные изъяты> (<данные изъяты> /3800 кг х 1000 кг), за транспортно-экспедиционное обслуживание груза – <данные изъяты> (<данные изъяты> /3800 кг х 1000 кг), <данные изъяты> - стоимость авиабилета по маршруту: <адрес>, всего взыскать <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет средств казны Республики Саха (Якутия) в пользу ФИО1 компенсацию в возмещение расходов, связанных с выездом из <адрес> Республики Саха (Якутия) на постоянное место жительства, в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через Мирнинский районный суд РС (Я) в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено судом 04.02.2014г.
Председательствующий: п/п
Копия верна
Судья Мирнинского районного суда РС(Я): С.Ж.Иванова