РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Городец 14 июля 2014 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Перлова С.Е., с участием старшего помощника прокурора Тороповой Н.П., при секретаре Бергерт Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Городецкого городского прокурора Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к Сельскому Совету Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия должностного лица органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Городецкий городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к Сельскому Совету Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия должностного лица органа местного самоуправления, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы Решения от 11 апреля 2014 года № 8 «Об отмене решения «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Ильинском сельсовете» от 18 февраля 2008 года № 4» и обязании Сельский Совет провести антикоррупционную экспертизу данного решения от 11 апреля 2014 года № 8.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в деятельности Сельского совета Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области установлено, что Решением сельского Совета Николо-Погостинского сельсовета от 19 февраля 2010 года № 34 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Данный Порядок определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Николо-Погостинского сельсовета и их проектов, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Николо-Погостинского сельсовета и их проектов. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов муниципальной власти, создаваемых ими муниципальных учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности. В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Николо- Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме. Так, Сельским Советом Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области принято Решение № 8 от 11 апреля 2014 года «Об отмене решения «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Ильинском сельсовете» от 18 февраля 2008 года № 4». В нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно - правового акта не проведена.
На основании изложенного, Городецкий городской прокурор просит признать незаконным бездействие Сельского Совета Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы Решения № 8 от 11 апреля 2014 года и обязать Сельский Совет Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района срок до 01 августа 2014 года провести антикоррупционную экспертизу данного решения.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, изложенные в исковом заявления обстоятельства подтвердила, просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Сельского Совета Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В письменном отзыве исковые требования признает в полном объеме, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав доводы прокурора, и исследовав в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
В соответствии со статьей 7 Закона Нижегородской области №20 от 07.03.2008 «О противодействии коррупции в Нижегородской области» Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Коррупциогенные факторы, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов), выявляются в соответствии с перечнем коррупциогенных факторов, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами государственной власти Нижегородской области, их должностными лицами.
В судебном заседании установлено, что Решением сельского Совета Николо-Погостинского сельсовета от 19 февраля 2010 года № 34 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Данный Порядок определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Николо-Погостинского сельсовета и их проектов, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Николо-Погостинского сельсовета и их проектов.
Антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности органов муниципальной власти, создаваемых ими муниципальных учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ, муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Норма аналогичного характера закреплена в п. 10 ч.1 ст. 11 Закона Нижегородской области «О муниципальной службе в Нижегородской области» от 03.08.2007 № 99-3.
В ходе проведенной Городецкой городской прокуратурой проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области нормативно-правовых актов проводится не в полном объеме, а именно Сельским Советом Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области принято Решение № 8 от 11 апреля 2014 года «Об отмене решения «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Ильинском сельсовете» от 18 февраля 2008 года № 4». В нарушение вышеуказанных требований законодательства, антикоррупционная экспертиза данного нормативно - правового акта не проведена.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О муниципальной службе», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора законными и обоснованными, соответственно, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В связи с тем, что требование о возложении обязанности на ответчика совершить определенные действия не связаны с передачей имущества или денежных сумм, и действия по представлению вышеуказанных документов могут быть совершены только ответчиком, суд полагает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно, в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Городецкого городского прокурора Нижегородской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к Сельскому Совету Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области об оспаривании бездействия должностного лица органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Сельского Совета Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы Решения № 8 от 11 апреля 2014 года «Об отмене решения «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Ильинском сельсовете» от 18 февраля 2008 года № 4».
Обязать Сельский Совет Николо-Погостинского сельсовета Городецкого муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу Решения № 8 от 11 апреля 2014 года «Об отмене решения «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Ильинском сельсовете» от 18 февраля 2008 года № 4» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья Городецкого городского суда С.Е. Перлов