ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14315/20 от 08.11.2021 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

Дело № 2- 4256/2021

24RS0048-01-2020-015446-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Черновой Т.Л.,

при секретаре Кравчук Е.А.,

с участием:

представителя истца Внукова Е.А. - Новосельцева С.П., действующего на основании ордера от 08.11.2021,

представителей ответчика АО «КрасАвиа» – Рудко Е.А., действующего на основании доверенности от 15.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Внукова ФИО16 к АО «КрасАвиа», Полякову ФИО17 о признании записи недействительной, действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Внуков Е.А. обратился в суд с иском к АО «КрасАвиа», Полякову С.Н. о признании записи недействительной, действий незаконными.

Требования мотивировал тем, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с АО «КрасАвиа», с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности командира самолетной эскадрильи. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в его летную книжку были внесены сведения о квалификационной проверке техники пилотирования на подтверждение квалификации инструктора-экзаменатора. ДД.ММ.ГГГГ при осмотре своей летной книжки обнаружил в ней запись начальника ИБП АО «КрасАвиа» Полякова С.Н. об аннулировании проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Считает указанные действия незаконными, поскольку внесение указанной записи является нарушением Инструкции ИН.МО.01-10.2018, отсутствуют сведения об ознакомлении его с указанной записью.

Просит признать недействительной запись в летной книжке следующего содержания: «проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ аннулированы в связи с АС от ДД.ММ.ГГГГ. Нач. ИБП АО «КрасАвиа» С.Н.Поляков»; признать незаконными действия начальника ИБП АО «КрасАвиа» Полякова С.Н., внесшего указанную запись в летную книжку специалиста Внукова Е.А.

Истец Внуков Е.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, его представитель Новосельцев С.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель ответчика АО «КрасАвиа» – Рудко Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая, что запись в летную книжку истца Внукова Е.А. была внесена правомерно.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно п. 2, 5 ст. 54 Воздушного кодекса РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.

В виду п. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 246 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил".

Указанные Правила устанавливают порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки (далее - эксплуатант, сертификат эксплуатанта соответственно), требованиям федеральных авиационных правил, и требования к эксплуатанту.

Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 128, устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации. Настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.84 указанных Правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ-к, приказа /к от ДД.ММ.ГГГГ, Внуков Е.А. был принят на работу в АО «КрасАвиа» на должность командира воздушного судна АН-24/26/32 первого класса в Первую самолетную авиационную эскадрилью летного комплекса с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договора, приказа /к от ДД.ММ.ГГГГ, Внуков Е.А. был переведен на должность командира самолетной эскадрильи в Первую самолетную авиационную эскадрилью летного комплекса АО «КрасАвиа».

В соответствии с приказом /к от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора -к от ДД.ММ.ГГГГ прекращено, Внуков Е.А. уволен с занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ по п.3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – по инициативе работника.

Согласно представленной в материалы дела летной книжки Внукова Е.А., в данной книжке содержится запись от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что проведена квалификационная проверка техники пилотирования на подтверждение квалификации инструктора-экзаменатора, оценка «пять», может продолжать полеты в качестве инструктора-экзаменатора воздушного судна АН-24/26. Указанная запись заверена инструктором-экзаменатором ФИО6

Кроме того в летной книжке имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о квалификационной проверке техники пилотирования на подтверждение квалификации инструктора-экзаменатора, оценка «пять», запись о том, что Внуков Е.А. может продолжать полеты в качестве инструктора-экзаменатора воздушного судна АН-24. Запись заверена инструктором-экзаменатором ФИО12

Также судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в период работы Внукова Е.А. в АО «КрасАвиа», ДД.ММ.ГГГГ он как КВС в составе экипажа, в том числе второго пилота ФИО7, бортмеханика ФИО8 выполнял рейс SSJ 56 по маршруту Тура-Красноярск (Черемшанка) на самолете <данные изъяты> АО «КрасАвиа». На борту находился экипаж и 43 пассажира, а также груз 100 кг, багаж 613 кг. После приземления в а/п Красноярск (Черемшанка) в 13.26 UTC (20.26. местного времени), в процессе пробега воздушного судна на полосе произошло разрушение трех шин основных опор шасси (две шины на левой основной опоре шасси, внешняя шина на правой основной опоре шасси), ВС не смогло самостоятельно освободить ВПП, пассажиры были эвакуированы силами аэропорта в аэровокзал, экипаж и пассажиры не пострадали.

По данному факту приказом руководителя Красноярского МТУ Росавиации -П от ДД.ММ.ГГГГ была назначена комиссия по расследованию авиационного события, в состав которой в качестве заместителя председателя комиссии был включен начальник ИБП АО «КрасАвиа» - Поляков С.Н.,

Как следует из Плана работы комиссии, Полякову С.Н. среди прочего было поручено оценить профессиональную подготовленность членов экипажа, организацию подготовки полета и его выполнение; изучить летные книжки и летные дела членов экипажа.

По результатам расследования авиационного события, комиссией был составлен отчет, утвержденный руководителем Красноярского МТУ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что причиной разрушения трех пневматиков основных опор шасси явилось применение интенсивного торможения при посадке на скорости, выше рекомендованной РЛЭ ВС, в условиях взлетно-посадочной полосы (ВПП) ограниченных размеров; основной причиной явился человеческий фактор, выразившийся в самоуверенности командира воздушного суда Внукова Е.А., отсутствии грамотного решения на изменение схемы захода на посадку по ОПРС, а также не принятие своевременного решения об уходе на второй круг в условиях нестабилизированного захода на посадку.

Отчет по результатам расследования авиационного инцидента с воздушным судном АН-24 РВ RA-46466 АО «КрасАвиа», произошедшего ДД.ММ.ГГГГг. в аэропорту Красноярск (Черемшанка), в установленном законом порядке оспорен не был.

В связи с повреждением ДД.ММ.ГГГГ воздушного судна Ан-24, выполнявшего рейс по маршруту Тура-Черемшанка, Красноярской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения АО «КрасАвиа» законодательства о безопасности полетов, по результатам которой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ КВС Внуков Е.А., несмотря на отсутствие у него соответствующей подготовки и допуска к выполнению визуальных заходов на посадку, а также отсутствие у второго пилота ФИО7 необходимой подготовки и допуска к выполнению самостоятельных полетов в качестве второго пилота, выполнил визуальных заход на посадку на аэродром Черемшанка; посадка воздушного судна на ВПП аэродрома Черемшанка произошла на скорости 227 км/час; для остановки воздушного судна КВС Внуков Е.А. применил интенсивное торможение, в результате которого произошло разрушение внешнего пневматика правой опоры шасси, а также внешнего и внутреннего пневматиков левой опоры шасси. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ заместителем Красноярского транспортного прокуратура в адрес генерального директора АО «КрасАвиа» ФИО9 было внесено представление об устранении нарушений закона, рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

В связи с полученными результатами, выявленными нарушениями норм эксплуатационной документации и норм воздушного законодательства РФ ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальник Инспекции по безопасности полетов АО «КрасАвиа» Поляков С.Н. на имя директора Летного комплекса АО «КрасАвиа» ФИО6 направил инспекторское предписание. Из содержания которого следует, что в рамках СУБУП, анализа расследования авиационного инцидента, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, наряду с Фактором риска категории 3С9 был выявлен сопутствующий фактор опасности риска, а именно несоответствие второго пилота ФИО7 квалификации, специалист проходит третью программу ввода в строй. При этом Решение командира о продлении программы ввода в строй решением командира летного подразделения по представлению инструктора документарно не оформлялось. Целесообразность дальнейшего ввода в строй, после второй программы, на рассмотрение Летно-методического совета летного комплекса не выносилось (нарушение требований командиром АЭ п.9 «Общих положений ППЧЛЭ»). В связи с чем с целью обеспечения проведения должной оценки риска, реализации профилактических мер и корректирующих мероприятий предписано в ввиду выявленных нарушений в порядке допуска, аннулировать проверки техники пилотирования на воздушном судне Ан-24 и Ан-26 командира воздушного судна Внукова Е.А. на допуск в качестве пилота инструктора-экзаменатора с записью в летную книжку.

Приказом АО «КрасАвиа» /лд от ДД.ММ.ГГГГ к Внукову Е.А. за допущенные нарушения требований внутренних нормативных документов, выразившиеся в непринятие Внуковым Е.А. как командиром ВС решения об уходе на второй круг в условиях нестабизирозанного захода на посадку, что создало угрозу выполнения безопасной посадки воздушного судна и привело к авиационному инциденту ДД.ММ.ГГГГ, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Кроме того, в летную книжку Внукова Е.А. начальником ИБП АО «КрасАвиа» Поляковым С.Н. внесена запись: «Проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ аннулированы в связи с авиационным событием от 03.08.2020».

Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец ссылается на то, что запись об аннулировании квалификационных проверок в летной книжке является нарушением инструкции по ведению летно-штабной документации.

В соответствии с инструкцией № по ведению летно-штабной документации в летном комплексе, разработанной методическим отделом летного комплекса АО «КрасАвиа», утвержденной и введенной в действие приказом генерального директора АО «КрасАвиа» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, настоящая инструкция устанавливает единые формы летно-штабной документации, предназначенные для планирования, организации и обеспечения выполнения полетов в летных подразделениях летного комплекса. Ответственные лица за ведение и хранение конкретных форм документации назначаются руководителями подразделений. Оформленные бумажные бланки заданий на тренировку по видам подготовки, вкладываются в летные дела специалистов, которые хранятся в подразделении летной службы в течение всего периода работы летного специалиста.

Согласно п. 3.1.1 Главы 3 указанной инструкции, данная инструкция разработана в целях упорядочения и унификации записей, вносимых в летную книжку. В инструкции даны рекомендации по правильному оформлению записей в летной книжке и представлены примеры (варианты) записей в разд. «Сведения о результатах тренировки, проверки техники пилотирования, самолетовождения и практической работы в полете. Содержание записей в других разделах летной книжки определяется наименованием срок и колонок. Сведения в летную книжку должны вноситься своевременно и быть точными. При необходимости незначительных исправлений, они делаются путем зачеркивания неправильной записи и внесения правильной, при внесении неправильной записи данная запись зачеркивается «Крест-накрест» и вносится новая запись. Все исправления заверяются подписью с указанием фамилии лица, вносившего исправление.

Из раздела 7 Инструкции «Сведения о результатах тренировки, проверки техники пилотирования, самолетовождения и практической работы в полете» о результатах тренировки, проверки техники следует, что в раздел 6 летной книжки заносятся результаты всех видов тренировки на воздушном судне и проверки техники пилотирования, самолетовождения, практической работы в воздухе. В графе «Дата и тип ВС» указывается дата проведения проверки, тип ВС, условия при которых производилась проверка. Результаты проверки (тренировки) заносятся в летную книжку и действительны на период, соответствующий установленному сроку проверки летного состава согласно требований Федеральных авиационных правил.На основании п. 3.5.1 Инструкции по ведению летно-штабной документации в летном комплексе №ИН.3ДД.ММ.ГГГГ.18, утвержденной приказом генерального директора АО «КрасАвиа» -од от ДД.ММ.ГГГГ, в строке цель полета указывается наименование программы, номера задач и упражнений, подлежащих обработке в рейсовых условиях.

Ответственным лицом за поддержание формы летной книжки в актуальном состоянии является специалист по ЛШД летного подразделения (помощник командира авиационной группы), ответственным лицом за внесение записей является командно-летный состав, инструкторский состав, лица определенные за внесение записей в подразделении.

В соответствии с Руководством по производству полетов №РУК.01-04.18, утвержденным генеральным директором АО «КрасАвиа» ФИО9ДД.ММ.ГГГГ, процедура отбора кандидатов на получение полномочий инструктора-экзаменатора включает в себя: выдвижение кандидата на основании рекомендаций непосредственного или вышестоящего руководителя; анализ индивидуальных данных кандидата (летное дело, летная книжка, личное дело); рассмотрение на заседании Летно-методического совета летного комплекса. Кандидат на получение полномочий инструктора - экзаменатора должен иметь, в том числе выполнение в роли инструктора-экзаменатора под контролем действующего инструктора-экзаменатора одной проверки профессиональной подготовки командира воздушного судна или члена экипажа воздушного судна. Проверяющий инструктор-экзаменатор делает заключение о возможности использования данного кандидата в качестве инструктора-экзаменатора. Полномочия инструктора-экзаменатора утверждаются протоколом ВКК или ТКК, после чего полномочный орган выдает экзаменатору разрешение, срок действия которого не превышает 2 года (п. 1.5.2.2).

На основании п. 2.17 Главы 2 Части D-2 «Виды подготовки членов экипажей» Руководства по производству полетов № АО «КрасАвиа», требованияк кандидатам на допуск к работе в качестве инструктора-экзаменатора изложены в Квалификационных требованиях ФИО14 и Главе 11 настоящего РПП.

Кандидат на получение статуса проверяющего (экзаменатора) должен иметь теоретическую подготовку по программе подготовки инструктора и выполнит одну проверку профессиональной подготовки члена экипажа ВС по специальности в роли проверяющего. Проверка проводится под контролем члена ТКК (данная проверка может быть выполнена на комплексном тренажере). Проверяющий делает заключение о возможности использования данного кандидата в качестве инструктора-экзаменатора.

Полномочия проверяющего (экзаменатора) утверждаются решением ТКК КрасМТУ Росавиации.

Согласно пояснениям ответчика Полякова С.Н., данным в ходе рассмотрения дела, запись об аннулировании в летную книжку Внукова Е.А. была внесена в августе 2020 года, после авиационного инцидента, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, в рамках работы комиссии он оценивал квалификационную подготовку участников данного события. В рамках проведения проверки было обнаружено, что заседание комиссии АО «КрасАвиа» в отношении Внукова Е.А. не проводилось, копий протокола проведения заседания представлено не было. Чтобы получить полномочия инструктора-экзаменатора необходимо, чтобы кандидатура пилота была рассмотрена на заседании комиссии предприятия, где рассматривается предыдущий опыт работы пилота, и только после решения заседания комиссии пилот допускается до проведения проверок. Кроме того, в летной книжке вторых пилотов, выполняющих проверку, отсутствовали записи о проведенных проверках. В связи с чем на имя директора Летного комплекса АО «КрасАвиа» ФИО6 он направил инспекторское предписание, в котором было предписано аннулировать проверки техники пилотирования на воздушном судне Ан-24 и Ан-26 командира воздушного судна Внукова Е.А. на допуск в качестве пилота инструктора-экзаменатора с записью в летную книжку. Поскольку ФИО6 указанные действия совершены не были, он (Поляков С.Н.) в рамках имеющихся у него полномочий, в целях реализации профилактических мер и корректирующих мероприятий, снижения факторов риска, исключения аннулирования проверок надзорными органами, внес в летную книжку Внукова Е.А. запись об аннулировании проверок от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Положению о подразделении Инспекции по безопасности полетов №, утвержденной генеральным директором АО «КрасАвиа» ФИО9ДД.ММ.ГГГГ, указанное Положение является основным документом, определяющим область деятельности Подразделения, а также полномочия и границы ответственности его персонала в рамках соответствующей структуры Авиакомпании.

На основании п. 4.7 Положения инспекционным проверкам подлежит выполнение требований нормативных актов регламентирующих деятельность гражданской авиации в РФ, а также документов, разработанных в Авиакомпании в соответствии с государственными требованиями и правилами обеспечения безопасности полетов с учетом региональных условий, стандартов, положений, руководств, инструкций; организация летной работы и выполнение полетов; профессиональная подготовка летного состава и членов кабинного экипажа; подготовка экипажей к выполнению полетов; анализ летной работы и поведения разборов; организация и выполнение очередных и квалификационных проверок летного состава.

В силу п. 1.4.4 Руководства по производству полетов АО «КрасАвиа», утвержденной генеральным директором ФИО9ДД.ММ.ГГГГ, начальник инспекции по безопасности полетов отвечает за организацию деятельности Авиакомпании по выполнению «Программы обеспечения безопасности полетов и предотвращению авиационных происшествий в АО «КрасАвиа».

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной генеральным директором АО «КрасАвиа» ДД.ММ.ГГГГ, начальник инспекции по безопасности полетов обязан, в том числе, проводить оценку рисков, выявленных в ходе реализации СУБП (п. 2.1.1.5); предлагать мероприятия по уменьшению рисков после идентификации угроз и оценки риска (п. 2.1.1.6); осуществлять постоянный контроль за состоянием безопасности полетов в авиакомпании, техническим состоянием и использованием воздушных судов, за разработкой и осуществлением профилактических мероприятий по выявлению факторов опасности и предупреждению авиационных событий, в соответствии с нормативными требованиями (п. 2.1.2.4); организовывать и проводить проверку наличия и соответствия установленным требованиям документации на право эксплуатации воздушных судов, аэродромов и полетной документации (п. 2.1.2.6); приостанавливать решения должностных лиц авиакомпании, если они противоречат требованиям законодательства РФ, приказам и указаниям уполномоченного органа в области гражданской авиации, приказам и указаниям генерального директора, с последующим уведомлением генерального директора авиакомпании (п. 2.ДД.ММ.ГГГГ).

Начальник инспекции по безопасности полетов наделен правами и полномочиями, в том числе, в отношении функционирования СУБП – осуществлять первичную идентификацию угроз и оценку рисков при разработке анализа безопасности полетов (п.3.1.2.); в отношении деятельности Авиакомпании - давать указания и инспекторские предписания (с докладом генеральному директору Авиакомпании) должностным лицам служб и подразделений Авиакомпании, касающиеся выполнения требований приказов и других документов уполномоченного органа в области гражданской авиации, Авиакомпании по обеспечению безопасности и регулярности полетов с установлением сроков устранения недостатков (п. 3.2.2); проверять соответствие и срок действия свидетельств всех специалистов Авиакомпании, полетную, судовую и перевозочную документацию (п. 3.2.3); в случаях, не терпящих отлагательств, отменять распоряжения должностных лиц служб и подразделений, если они противоречат требованиям направлений, приказов и указаний уполномоченного органа в области гражданской авиации и авиакомпании (п. 3.2.9); принимать неотложные меры к нарушителям правил полетов вплоть до отстранения членов экипажей от полетов, наземных специалистов от исполнения служебных обязанностей с немедленным докладом генеральному директору Авиакомпании (п. ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 3.5.1 инструкции № по ведению летно-штабной документации в летном комплексе, задание на полет является основным документом установленной формы, дающим право экипажам на выполнение полета, содержащим необходимые сведения об экипаже, ВС, определяющим цель полета (полетов, и кроме того, являющимся отчетом о выполненном полете (полетах). В строке «Цель полета» записывается наименование программы, номера задач и упражнений, подлежащих обработке в рейсовых условиях согласно ППЧЛЭ.

Раздел 1 «Подготовка пилота к самостоятельным полетам в качестве второго пилота» Программы подготовки членов летного экипажа на самолете Ан-24, АН-26 Руководства по производству полетов АО «КрасАвиа», утвержденного генеральным директором ФИО9ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает шесть задач подготовки: Задача 1 «Наземная подготовка», Задача 2 «Тренажерная подготовка», Задача 3 «Аэродромная тренировка», Задача 4 «Рейсовая тренировка второго пилота с инструктором», Задача 5 «Квалификационная проверка на допуск к самостоятельным полетам в качестве второго пилота», Задача 6 «Подготовка второго пилота к полетам в незакрепленном составе экипажа».

Так Задача 4 «Рейсовая тренировка второго пилота с инструктором» имеет своей целью отработать навыки по управлению самолетом, ведению радиосвязи, работе с оборудованием и взаимодействию в экипаже при выполнении полетов.

Тогда как целью Задачи 5 «Квалификационная проверка на допуск к самостоятельным полетам в качестве второго пилота» является определение готовности второго пилота выполнять самостоятельно полеты в составе экипажа в рейсовых условиях.

В соответствии с требованиями Задач, в которых предусматривается выполнение проверок, Программы 1 «Подготовка второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС» и Программы 5 «Периодическая подготовка и подтверждение квалификации» <данные изъяты> АО «КрасАвиа» результаты квалификационных проверок специалиста должны быть оформлены в летной книжке специалиста и карте квалификационной проверки.

Согласно представленного в материалы дела задания на полет , ДД.ММ.ГГГГ была произведена проверка ВП согласно пр. 5, разд. 1, зад. 2 – проверка инструктора на допуск к экзаменаторской работе, по маршруту полета Красноярск-Игарка-Красноярск, в составе командира воздушного судна-инструктора ФИО6, пилота-инструктора Внукова Е.А., второго пилота ФИО10, штурмана ФИО11, механика ФИО8

Однако как следует из представленной в материалы дела летной книжки, ФИО10, запись о квалификационной проверке ДД.ММ.ГГГГ в летной книжке отсутствует.

Согласно заданию на полет , ДД.ММ.ГГГГ был произведен полет с целью проверки инструктора на допуск к экзаменаторской работе в составе командира воздушного суда Внукова Е.А., проверяющего ФИО12, второго пилота ФИО7, механика ФИО8 по маршруту Красноярск-Байкит-Красноярк; цель полета - проверка пилота-инструктора Внукова Е.А. на допуск к экзаменационной работе.

При этом в задании на полет отсутствуют номера задач и упражнений, сведения о наименовании программы с целью проверки второго пилота ФИО7 Проверка профессиональной подготовки второго пилота ФИО7 Внуковым Е.А. в полете не выполнялась.

Согласно записям в задании на тренировку по программе ввода в строй в качестве второго пилота ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ в процессе выполнения рейса выполнялась тренировка второго пилота по программе 1 раздел 1 задание 4 <данные изъяты>, а не квалификационная проверка по программе 1 раздел 1 задание 5 ; тренировка не предусматривает проверку специалиста; за выполненную тренировку в этот день стоит оценка и подпись кандидата Внукова Е.А.

Кроме того, из представленной в материалы дела летной книжки ФИО7 следует, что проверка в отношении пилота производились ДД.ММ.ГГГГ, следующая проверка произведена ДД.ММ.ГГГГ, запись о проверке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной Внуковым Е.А. отсутствует.

Более того судом установлено и обратного не представлено, что кандидатура Внукова Е.А. в качестве кандидата на получение полномочий инструктора-экзаменатора на заседаниях Летно-методического совета летного комплекса ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не рассматривалась.

Учитывая изложенное, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу, что в целях обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности запись в летную книжку Внукова Е.А. об аннулировании квалификационных проверок ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внесена обоснованно в виду выявленных в процессе расследования авиационного события от ДД.ММ.ГГГГ нарушений при проверке квалификационной подготовки истца. Поскольку иного порядка аннулирования записи в летной книжке не введено, порядок процедуры аннулирования проверок локальной документацией работодателя не регламентирован, правовых оснований для вывода об отсутствии у начальника инспекции по безопасности полетов ФИО2 на то полномочий не имеется; соответствующая запись внесена должностным лицом АО «КрасАвиа» в пределах его компетенции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания записи «Проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ аннулированы в связи с авиационным событием от 03.08.2020» недействительной, а потому требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.

При этом суд также учитывает, что пилот воздушного судна несет ответственность за безопасность всех членов экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту самолета, а также несет ответственность за управление самолетом и его безопасность. Летная книжка подтверждает право летного состава на выполнение полетов на воздушных судах в соответствии с достигнутым уровнем подготовки, полученными допусками и натренированностью. Иное же истолкование привело бы к безосновательному допуску к полетам лиц, не имеющих на это законного права, и нарушению прав и законных интересов иных граждан Российской Федерации, поставив под угрозу их жизнь и здоровье.

Не усматривает суд правовых оснований и для удовлетворения требований истца о признании незаконными действия начальника ИБП АО «КрасАвиа» Полякова С.Н., внесшего запись в летную книжку истца, поскольку Поляков С.Н. являлся должностным лицом – сотрудником АО «КрасАвиа», действующим в соответствии с локальными нормативными актами работодателя, в соответствии с должностной инструкцией, действия сотрудника произведены в рамках установленных полномочий. В каких-либо трудовых отношениях Внуков Е.А. с ответчиком Поляковым С.Н. не состоял. Кроме того, положения трудового законодательства не предусматривают такого способа защиты права, как признание незаконными действий его работников.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Внукова ФИО18 к АО «КрасАвиа», Полякову ФИО19 о признании записи недействительной, действий незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись

Копия верна.

Председательствующий Т.Л.Чернова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение не вступило в законную силу.

Председательствующий Т.Л.Чернова