№ 2-1431/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Химки, Московская область <дата>
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Татарова В.А., при секретаре Арзуманян Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охрана окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в интересах фио к Муниципальному предприятию городского округа Химки Московской области «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» о возложении обязанности производить начисления платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета и обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
МОБО «Общество защиты прав потребителей и охрана окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в интересах фио обратилась к МП «ДЕЗ ЖКУ» с настоящим иском, в обосновании которого указала на то, что ответчик не производит начисления платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, несмотря на то, что приборы учета установлены, проверены, приняты в эксплуатацию управляющей организацией.
Представитель МОБО «Общество защиты прав потребителей и охрана окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в суд явился, требования поддержал и пояснил, что в квартире фио по адресу: <адрес> были установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии <дата>. Согласно Акту от <дата> квартирные приборы учета в количестве 4 (четырех) были введены в эксплуатацию, проверены и опломбированы в присутствии представителей исполнителя, управляющей организации МП «ДЕЗ ЖКУ» и собственника. Все четыре установленных индивидуальных прибора учета тепловой энергии имеют паспорта, предназначены для измерения и учета тепловой энергии в небольших по мощности закрытых системах отопления и применяются в коммунально-бытовой сфере, а кроме того, теплосчетчики данного вида зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений под номером <№ обезличен> Начиная с даты ввода ИПУ в эксплуатацию и до даты подачи в суд искового заявления фио неоднократно обращался в управляющую организацию, в ООО «МосОблЕИРЦ» с заявлениями о том, чтобы начисление платы за отопление производилось по показаниям ИПУ. Данные обстоятельства подтверждаются заявлением от <дата> (вх. <№ обезличен> о <дата>), заявлением от <дата> (вх.<№ обезличен> от <дата>) заявлением от <дата> (вх.<№ обезличен> от <дата>). Показания индивидуальных приборов учета отопления на 1 января составляют ИПУ № 65504702 - 0,74 Гкал, ИПУ № 65504696 - 0,10 Гкал, ИПУ № 65504714- 0,76 Гкал, ИПУ № 65504716 - 1,46 Гкал, а всего 3,06 Гкал. Однако, несмотря на то, что ИПУ проверены, опломбированы, соответствуют требованиям, законодательства РФ об обеспечении единства измерений, введены в эксплуатацию, управляющая организация продолжает производить начисление платы за коммунальную услуга по отоплению исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению. Уточнив требования в соответствии с требованиями ст. 39 ГПК РФ, просит суд обязать ответчика производить начисления платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, обязать произвести перерасчет платы за коммунальную услугу с 01.01.2017г., компенсировать моральный вред.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, представил возражения на исковое заявления и пояснил, что не оспаривает наличие индивидуальных приборов отопления в квартире фио, законность и возможность их установки, подтвердил, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес> нет общедомового прибора учета отопления. В своих возражениях ссылался на то, что оплата услуг за отопление подразумевает плату за потребление оказанной услуги, как в жилом помещении, так и за ее потребление на общедомовые нужды, ссылался на то, что для начисления платы за отопления необходимо установить индивидуальные приборы учета тепловой энергии и теплоносителя во всех жилых и нежилых помещениях.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Судом достоверно установлено, что в квартире фио по адресу: <адрес> были установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии <дата>.
Согласно Акту от <дата> квартирные приборы учета в количестве 4 (четырех) были введены в эксплуатацию, проверены и опломбированы в присутствии представителей исполнителя, управляющей организации МП «ДЕЗ ЖКУ» и собственника. Все четыре установленных индивидуальных прибора учета тепловой энергии имеют паспорта, предназначены для измерения и учета тепловой энергии в небольших по мощности закрытых системах отопления и применяются в коммунально-бытовой сфере, а кроме того, теплосчетчики данного вида зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений под номером <№ обезличен>
фио неоднократно обращался в управляющую организацию, в ООО «МосОблЕИРЦ» с заявлениями о том, чтобы начисление платы за отопление производилось по показаниям ИПУ, что подтверждается заявлением от <дата> (вх. <№ обезличен> о <дата>), заявлением от <дата> (вх.<№ обезличен> от <дата>) заявлением от <дата> (вх.<№ обезличен> от <дата>).
Показания индивидуальных приборов учета отопления на 1 января составляют ИПУ № 65504702 - 0,74 Гкал, ИПУ № 65504696 - 0,10 Гкал, ИПУ № 65504714- 0,76 Гкал, ИПУ № 65504716 - 1,46 Гкал, а всего 3,06 Гкал.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.80 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с пп. «ж», «т», «у» п.31, абз. 3 п.81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354(в редакции от 26 декабря 2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" управляющая организация обязана принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку ИПУ, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательства РФ об обеспечении единства измерений, даже если такой ИПУ по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Согласно п.9 ст.11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно п.5 ст.13 Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" соблюдены три критерия установки индивидуальных приборов учета.
Потребитель, согласно требованиям действующего законодательства и требованиям вышеуказанных норм Постановления № 354, передавал показания индивидуальных приборов учета тепла в управляющую организацию, с тем чтобы начисление платы за услугу по отоплению производилось на основании этих сведений.
Согласно п.42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В силу абзаца 7 п.42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В силу буквального толкования п.42, аб.7 п.42(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при отсутствии общедомового прибора учета отопления и при наличии индивидуального прибора учета отопления в квартире размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме определяется исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Возражения ответчика о том, что оплата услуг за отопление подразумевает плату за потребление оказанной услуги, как в жилом помещении, так и за ее потребление на общедомовые нужды, что для начисления платы за отопления необходимо установить индивидуальные приборы учета тепловой энергии и теплоносителя во всех жилых и нежилых помещениях не могут быть приняты во внимание судом в связи со следующим.
Согласно п.40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст.4 ЖК РФ вопросы, касающиеся платы за жилое помещение, коммунальные услуги, оказания услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяются положения Закона РФ 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
На основании изложенного, ответчику была направлена претензия о перерасчете платы за отопление за указанный период и возврате излишне выплаченных сумм. Претензия оставлена без ответа.
В силу п. 1 ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей исполнитель, уполномоченная организация несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст. 31 Закона данное требование подлежит удовлетворению исполнителем в десятидневный срок со дня предъявления потребителем соответствующего требования. За нарушение срока удовлетворения законного требования исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), в размере трех процентов цены оказанной услуги (п. 5 ст. 28 Закона).
В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая, что ответчик в одностороннем порядке уклонился от исполнения принятых на себя обязательств, установленных п.81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354(в редакции от 26 декабря 2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" суд исходя из принципов разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
Согласно п. 6 ст. 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
При таких обстоятельствах суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, размер которого также, в силу положений ст.333 ГК РФ подлежит снижению, в сумме <данные изъяты>
При этом суд учитывает, что 50% взысканного штрафа подлежат перечислению в МОБО «Общество защиты прав потребителей и охрана окружающей среды «ПРИНЦИПЪ», как организацию по защите прав потребителей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
ИскМежрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охрана окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в интересах фио к Муниципальному предприятию городского округа Химки Московской области «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» о возложении обязанности производить начисления платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, компенсации морального вреда, -удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное предприятие городского округа Химки Московской области «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» произвести перерасчет за оплаченные фио услуги по отоплению за период с <дата> исходя из показаний индивидуальных приборов учета отопления на <дата>: прибор № 65504702 - 0,74 Гкал, ИПУ № 65504696 - 0,10 Гкал, ИПУ № 65504714- 0,76 Гкал, ИПУ № 65504716 - 1,46 Гкал, а всего 3,06 Гкал.
Обязать управляющую компанию Муниципальное предприятие городского округа Химки Московской области «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» (МП «ДЭЗ ЖКУ») производить фио начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по показаниям индивидуальных приборов учета отопления.
Взыскать с Муниципального предприятия городского округа Химки Московской области «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» в пользу фио компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>
Взыскать с Муниципального предприятия городского округа Химки Московской области «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» в пользу фио штраф в размере <данные изъяты>, в пользу Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охрана окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в размере <данные изъяты> в счет штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
В части превышающей размер удовлетворенных требований Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охрана окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» в интересах фио к Муниципальному предприятию городского округа Химки Московской области «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» о компенсации морального вреда, штрафа - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Татаров В.А.