Дело № 2-67/2019 (2-1431/2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 05 февраля 2019 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Петренко А.П.
при секретаре Ханхадаевой О.С.
с участием истца ФИО3
представителя ответчика по доверенности ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в нём, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение-Управление ПФР в <адрес> заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста 50 лет 11 месяцев 12 дней и выработанными льготным стажем в местностях приравненных к районам Крайнего Севера (20 лет) и специальным стажем (12 лет 6 месяцев) в должности прораба ремонтно-строительного участка.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано.
В обжалуемом решении УПФР указано: «Страховой стаж ФИО8 для права на пенсию (с учетом льготного исчисления) составил - 34 года 11 мес. 13 дней; Стаж работы в РКС (1 год МКС = 9 мес. РКС) - 15 лет 0 мес. 15 дней.
Специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ (Список №) - отсутствует (работодателем не подтверждена работа полный рабочий день в должности прораба по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета).
Таким образом, для двойного снижения возраста выхода на досрочную страховую пенсию с учетом пункта 2 статьи 33 Закона от ДД.ММ.ГГГГ у заявителя не выработан специальный стаж работы не менее 10 лет на дату обращения (возраст 51 год - ДД.ММ.ГГГГ).
В результате полного, всестороннего и объективного рассмотрения представленных документов отказать ФИО3 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы по Списку № не менее 10 календарных лет».
С вышеуказанным решением УПФР он не согласен по следующим основаниям:
Несмотря на тот факт, что им в УПФР была предоставлена справка работодателя от ДД.ММ.ГГГГ исх. №-к о том, что он работал в ООО «ФИО4 и ФИО4» полный рабочий день, первоначально с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аппаратчиком ГСИ, а затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прорабом ремонтно-строительного участка, в обжалуемом решении УПФР указано: «Специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ (Список №) - отсутствует (работодателем не подтверждена работа полный рабочий день в должности прораба по сведениям индивидуального (персонифицированного учета)» (л. 3, абз. 2 решения; копия справки в приложении).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктами 1 и 3 статьи 8 Закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии 15 лет страхового стажа.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 баллов, если мужчина проработал на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев (для женщин - 10 лет).
В силу требований статьи 33 Закона № 400-ФЗ стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, выработанный в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях суммируется со стажем, выработанным на соответствующих видах работ определяемых Правительством Российской Федерации (так называемый Список №).
В целях реализации положений статьи 30 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список №).
В Списке № раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» (в ред. Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ указаны «Производители работ» (прорабы).
Постановлением Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ№, по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, было утверждено разъяснение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в пункте 1 которого указано:
«При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от ДД.ММ.ГГГГ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа)».
На основании статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
В его трудовой книжке, в том числе, отражено: № записи 13 - ДД.ММ.ГГГГ - Принят аппаратчиком линии ГСИ в ТОО «ФИО4 и ФИО4» (Пр. №-и от ДД.ММ.ГГГГ); № записи 14 - ДД.ММ.ГГГГ - Переведен прорабом ремонтно-строительного участка (Пр. №-и от ДД.ММ.ГГГГ); № записи 16 - ДД.ММ.ГГГГ Уволен по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ (Пр. №-и от ДД.ММ.ГГГГ); №№ записей 14-16. стаж работы прорабом = 14 лет 09 месяцев 07 дней (календарно).
С учетом того, что почти за 15 лет работы прорабом, его отпуска без сохранения заработной платы составили в общей сложности 1 год 1 месяц 1 день и по сведениям индивидуального лицевого счета за эти периоды работодателем не уплачивались страховые взносы, эти периоды следует исключить из специального страхового стажа.
Следовательно, исключив из страхового стажа периоды его работы в должности прораба, за которые работодатель не уплачивал страховые взносы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отпуска без сохранения заработной платы) получим страховой стаж, выработанный им в периоды работы прорабом, за которые страховые взносы выплачивались в общем порядке: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 лет 03 мес.08 дн.) по сведениям ИЛС; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 05 мес.00 дн.) по сведениям ИЛС. Всего: 13 лет 08 месяцев 08 дней.
Таким образом, его специальный страховой стаж, предусмотренный Списком №, составит 13 лет 08 месяцев 08 дней, что на 1 год 2 месяца 8 дней превышает необходимый специальный стаж в 12 лет 6 месяцев, установленный пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Кроме того, в обжалуемом решении УПФР, при расчете периодов его работы, везде указано «по сведениям ИЛС», значит за все эти периоды, кроме отпусков без сохранения заработной платы, работодателем уплачивались страховые взносы в ПФР и по сведениям его индивидуального лицевого счета (страховое свидетельство 006-867-983 93) величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 54,461 балла, что почти в два раза превышает необходимый минимум в 30 баллов (ч. 3 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).
В пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П изложена следующая правовая позиция: «Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается названным Федеральным законом («Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 25, 26 и 27). Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований».
Таким образом, с учетом выработанного им трудового (страхового) стажа в местностях приравненных к районам Крайнего Севера свыше 20 лет и специального стажа выработанного в должности производителя работ (прораба) ремонтно-строительного участка свыше 12 лет 6 месяцев на основании статьи 33 Закона № 400-ФЗ возраст выхода на досрочную пенсию снижается на 10 лет (т. е. с 60 лет до 50 лет).
На основании изложенного, полагает, что обжалуемое решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, с момента подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истец ФИО3, доводы изложенные в иске поддержал и просил суд признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным; Включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 лет 03 месяца 08 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по 31.-8.2010 ( 5 месяцев 00 дней) в должности производителя работ (прораба) ремонтно-строительного участка ООО «ФИО4 и ФИО4» в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; Обязать Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить ему страховую пенсию по старости досрочно, с даты обращения за ее назначением с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика по доверенности ФИО9 исковые требования ФИО3. не признала, суду пояснила, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном ом страховании в РФ», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммированная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные статьями 11 и 12 данного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством (ст.14 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 его Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного в соответствии с ФЗ № учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. № утверждены Правила и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного азом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г.№н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз.1-3 ст.3 Закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже-на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст.8.1 Закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.125.2013г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд РФ о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд РФ вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователь (работодатели) ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации в качестве застрахованного подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем предоставления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
ФИО3 был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования в 1997г., то есть спорный период его трудовой деятельности в должности прораба ремонтно-строительного участка ООО «ФИО4 и ФИО4» с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2011гг. (по трудовой книжке) имел место после его регистрации в системе дарственного пенсионного страхования.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа ФИО3 представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ следующим образом: ДД.ММ.ГГГГ по 30.04.1997гг. (00-04-00) -общие условия труда, то есть без кода льготной работы в местности, приравненной к района Крайнего Севера «МКС» и без кода льготной работы с тяжелыми условиями труда по Списку № «27-2 22900006-24441». При этом отсутствует начисление ФИО3 заработной платы и, как следствие, уплата страховых взносов; с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.1997гг. (00-06-01)-с кодом льготы «МКС», но без кода льготы по Списку J&2 «27-2 22900006-24441»; с ДД.ММ.ГГГГ по 30.11.1997гг.(00-01-00) - общие условия труда без кодов льготных условий труда. При этом отсутствует начисление ФИО3 заработной платы и, как следствие, уплата страховых взносов; с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2009гг.(12-01-01)-с кодом льготы «МКС», но без кода льготы по Списку № «27-2 22900006-24441»; с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.2010гг. (00-03-01Уотпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по 31.08.2010гг. (00-05-01) - с кодом льготы «МКС», но без кода льготы по Списку № «27-2 22900006-24441»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.(00- 10-00)-отпуск без сохранения заработной платы.
Таким образом, в отношении ФИО3 работодателем в соответствующий орган ПФР предоставлялись сведения о включаемых в страховой стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ-работа в МКС, а сведения о работе по Списку № не представлялись.
В справке №-к от 03.09.2011г., выданной ООО «ФИО4 и ФИО4», на которую ссылается в исковом заявлении истец, сведения о том, что ФИО3 полный рабочий день работал в должности прораба с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2011гг. полностью не соответствуют сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, так как в указанный период работы истца имели место отпуска без сохранения заработной платы большой продолжительности (17 месяцев), в течение которых заработная плата истцу не начислялась и не выплачивалась и отсутствует уплата страховых взносов в ПФР, что подтверждается выпиской из ИЛС. Таким образом, справка вызывает обоснованные сомнения.
Вывод в исковом заявлении о том, что сведения о специальном стаже истца подтвержден записями в его трудовой книжке, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Правомерность не включения в специальный стаж периодов деятельности на соответствующих видах работ только по записям в трудовой книжке без подтверждения сведениями индивидуального (персонифицированного) учета также подтверждена определениями Верховного Суда РФ от 11.09.2017г. №-КГ 17-13, №Г-192/2018 4Г-2330/2018 от 30.05.2018г. и др.
По сведениям УПФР в <адрес> Республики Коми (письмо № от 15.11.2018г.) предприятие ООО «ФИО4 и ФИО4» было зарегистрировано 10.09.1992г. В настоящее время предприятие финансово-хозяйственную деятельность не осуществляет, запросы об истребовании документов возвращаются без исполнения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 20.04.2015г. основным видом деятельности Общества являлось производство изделий из асфальта или аналогичных материалов.
При сдаче в УПФР в <адрес> индивидуальных сведений за 1997 год ТОО «ФИО4 и ФИО4» для сверки был представлен приказ №-к от 03.01.1997г. о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы работникам, в том числе ФИО3, аппаратчику линии ГСИ. на 4 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по 30.04.1997гг.
Таким образом, согласно указанному приказу ФИО3 в штатном расписании числился в должности аппаратчика линии ГСИ, а работа в указанной должности не дает права на досрочное назначение пенсии по Списку №.
Из информации УПФР в <адрес> «наблюдательное дело» ООО (ТОО) «ФИО4 и ФИО4» в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц не формировалось, «Перечни рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых установлено право на льготное пенсионное обеспечение», ООО (ТОО) «ФИО4 и ФИО4» в Управление не предоставляло.
Учитывая изложенное, Управление ПФР считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика просила суд в иске ФИО3 отказать.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости отказе в иске ФИО3 на основании следующего:
ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился в УПФР в <адрес> края с заявлении о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с двойным снижением возраста выхода на пенсию: в связи с работой с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не менее 20 календарных лет.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы с тяжелыми условиями труда.
В специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием кода льготы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подтверждающих характер и условия выполняемых работ полный рабочий день, пенсионным органом не были включены периоды работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2011гг. в должности прораба ремонтно-строительного участка в ООО «ФИО4 и ФИО4».
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости до ДД.ММ.ГГГГ имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код 2290000б-24441) Списка N 2, утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют производители работ.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в связи с тяжелыми условиями труда имеют в том числе мужчины-производители работ (прорабы), проработавшие постоянно не менее 12 лет 6 месяцев, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Статьями 11 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как усматривается из материалов дела, ФИО3 в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Работодателем надлежащим образом была исполнена обязанность в течение 15 лет по представлению в отношении ФИО3 индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы «МКС», подтверждающей работу полный рабочий день в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которая дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
При этом, по данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы ФИО3 в должности прораба с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2011гг. отражены без указания кода льготных условий труда.
Согласно справке №-к от 03.09.2011г. о стаже работы ФИО3 в ООО «ФИО4 и ФИО4» подтверждается его работа полный рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по 22.09.1996г.в должности аппаратчика линии ГСИ и с 23.09.1996г. по 01.07.2011гг.в должности прораба ремонтно-строительного участка, имевшая место в <адрес> Республики Коми. В указанной справке работодатель подтверждает только работу в «северных» районах, а в отношении периода работы в должности прораба работодателем не оговорено, что указанный период-это работа с тяжелыми условиями труда, которая дает право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пенсионным законодательством. В основании выдачи справки отсутствует ссылка на документацию, подтверждающую работу с тяжелыми условиями труда: аттестация рабочих мест по условиям труда, подтверждающая работу с тяжелыми условиями труда; акты приема-сдачи строительных объектов и др.
При этом, справка о стаже не соответствует сведениям в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО3, так как сведениями персонифицированного учета не подтверждена работа полный рабочий день: по представляемой работодателем в ПФР отчетности имеются периоды предоставления истцу отпусков без сохранения заработной платы более 17 месяцев в общей сложности.
Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку. Однако, «наблюдательное дело» по предприятию ООО (ТОО) «ФИО4 и ФИО4» в Пенсионном фонде РФ не формировалось, так как «Перечни рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых установлено право на льготное пенсионное обеспечение» за работу с тяжелыми условиями труда по Списку №, в Управление ПФР работодатель в течение 15 лет не предоставлял.
Таким образом, ФИО3 документально не подтвердил право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как не представил доказательств о недостоверности представленных работодателем в Пенсионный фонд РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периодов работы истца в должности прораба в ООО «ФИО4 и ФИО4» с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2011гг.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В иске ФИО3 к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении досрочной страховой пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Приморско-Ахтарский райсуд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморско-Ахтарского
районного суда: А.П. Петренко