Дело № 2-1431/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2017 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кушнаревой И.К., при секретаре Чернышевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Никишиной С.Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Бурятия о признании правопреемником, отмене регистрационных действий, признании решения недействительным,
установил:
Никишина С.Г., обращаясь в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Бурятия (далее – МРИ ФНС № 9), просила признать Дачное некоммерческое товарищество «Имени Тимирязева» правопреемником Садоводческого товарищества «Имени Тимирязева», созданного в 1957 г., обязать ответчика отменить регистрационные действия о внесении записи в ЕГРЮЛ ГРН ... от ***, признать решение регистрирующего органа о внесении записи недействительным.
Требования мотивированы тем, что СТ «Им. Тимирязева» создано *** решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся. Согласно п. 1 ст. 53 Федерального закона от *** № 66-ФЗ устав товарищества был приведен в соответствие с действующим законодательством, организационно-правовая форма СТ «Им. Тимирязева» изменено на ДНТ «Им. Тимирязева» и является правопреемником СТ «Им. Тимирязева», что подтверждается уставом ДНТ, зарегистрированном в ЕГРЮЛ *** Однако, ЕГРЮЛ не содержит сведений о правопреемстве, а ДНТ «Им. Тимирязева» зарегистрировано, как вновь созданное в 2007 г. Данное сведение является препятствием для оформления истцом в собственность земельного участка, находящегося в ДНТ «Им. Тимирязева», которым она владеет. Для передачи земельного участка в собственность истца Комитет по имуществу и землепользованию требует предоставить документ, подтверждающий выделение земельного участка под организацию ДНТ в 2007 году. Из-за того, что ДНТ зарегистрировано, как вновь созданное, представить требуемый документ истец не может, поскольку земельный участок под организацию садоводства предоставлялся садоводческому товариществу. Считает, что запись ДНТ, как вновь созданного, не соответствует действительности.
Истец Никишина С.Г., ее представитель по устной доверенности Бронникова Л.П. иск подержали, просили удовлетворить, суду пояснили, что 2007 г. регистрацию ДНТ в Едином государственном реестре юридических лиц, проводил бывший председатель ДНТ «Им. Тимирязева» ФИО5, который вместо того, что бы зарегистрировать изменения организационно-правовой формы зарегистрировал ДНТ, как вновь созданное. В настоящее время, члены ДНТ из-за этого, не могут оформить земельные участки в собственность, им отказывает КУИиЗ. В настоящее время внести изменения в ЕГРЮЛ, ДНТ не может, так как ФИО5, не смотря на решение суда, не передает действующему председателю ДНТ документы, в том числе по регистрации садоводческого товарищества, в архивах города документы отсутствуют, в связи с чем подтвердить правопреемство иным путем истец не может.
Представители ответчика МРИ ФНС № 9 по доверенностям Балданов Ф.А., Доржиева Д.Е. иск не признали, суду пояснили, что внесение записей в ЕГРЮЛ производится на основании документов, поступивших от заявителя. В 2007 г. решение о регистрации юридического лица принималось Министерством юстиции, которое проводило проверку представленных документов и выносило решение. При подаче документов заявитель заполнял утвержденную форму для создания юридического лица Р 11001 и для перерегистрации ранее созданного лица для внесения его в ЕГРЮЛ Р 17001. В последней форме указываются сведения о регистрации лица до 2002 г. и указывается орган, зарегистрировавший юридическое лицо. Документы о создании ДНТ «Им. Тимирязева» им поступили из Министерства юстиции с решением о регистрации создания ДНТ, поступили документы о регистрации ДНТ, при этом заявитель заполнил форму Р 11001. Если подано заявление на создание юридического лица, то ему присваиваются новый ИНН и ОГРН. Это индивидуальные номера, они не повторяются. Налоговый орган исполнил свою обязанность, зарегистрировал юридическое лицо. С заявлением по форме Р 17001 товарищество не обращалось.
Выслушав ответчика, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 8 ст. 52 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ) определяет государственную регистрацию, как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр, являющийся федеральным информационным ресурсом, сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 1, п. 1 ст. 4). Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Согласно ст. 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
Согласно абзацу 2 ст. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется налоговыми органами.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных для государственной регистрации, то есть, государственная регистрация носит заявительный характер.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать предоставление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом
При поступлении заявления на государственную регистрацию, которое соответствуют установленным законодательством требованиям, регистрирующий орган обязан в установленные законом сроки принять решение о государственной регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены ст. 23 названного Закона.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона ответственность за достоверность сведений, предоставляемых на государственную регистрацию, несут сами заявители. Из этого следует, что решения регистрирующего органа изначально являются законными. Их незаконность является следствием незаконных решений, действий самого заявителя.
Из положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ) следует, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента государственной регистрации. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствие с п. 1 ст. 17 Закона № 66-ФЗ государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 53 Закона № 66-ФЗ садоводческие товарищества, созданные до вступления в силу этого Федерального закона, должны были в течение 5 лет привести уставы в соответствие с ним. Садоводческие, огороднические и дачные товарищества и садоводческие, огороднические и дачные кооперативы освобождаются от уплаты регистрационного сбора при государственной регистрации изменений их правового статуса в связи с их реорганизацией и приведением уставов в соответствие с нормами настоящего Федерального закона.
В соответствие со ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом.
В соответствии с п. 23 Указа Президента РФ от 02.08.1999 N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (в редакции от 21.10.2002); абз. 3 подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, принятого в замен утратившего силу Указа от 02.08.1999 N 954, Административного регламента Министерства юстиции РФ, утвержденного Приказом Минюста России от 19.12.2006 N 372, полномочия по принятию решений о регистрации юридических лиц (Указ от 02.08.1999 N 954), а затем только некоммерческих организаций (Указ от 13.10.2004 N 1313) возложено на Министерство юстиции РФ и его территориальные органы
Согласно регламенту, действовавшему на момент регистрации ДНТ «Им. Тимирязева», документы на регистрацию некоммерческой организации (далее – НКО), перечень которых определялся ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях (п. 22 Административного регламента), подавались в Федеральную регистрационную службу Министерства юстиции РФ, его территориальный орган, котороепринимало решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, государственной регистрации вновь возникшей в результате реорганизации некоммерческой организации, не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения заявления и документов.
Перечень документов, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган для государственной регистрации НКО при ее создании, определен в п. 5 ст. 31.1 Закона о НКО является исчерпывающим и включает в себя:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы НКО в трех экземплярах;
3) решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.
Формы заявлений о государственной регистрации НКО при ее создании (форма N РН 11001) и заявления о государственной регистрации НКО, создаваемой путем реорганизации (форма N РН 12001), о внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г., (форма N Р17001) утверждены Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
В 2007 году применялись формы заявлений о государственной регистрации НКО при ее создании (N РН 0001) и о государственной регистрации НКО, создаваемой путем реорганизации (N РН 0002), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212.
Заявление о государственной регистрации по утвержденной форме подписывается заявителем, подпись которого удостоверяется нотариально согласно абзацу 3 п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, абзацу 2 п. 3 Требований к оформлению документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
В заявлении подтверждается, что:
представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам НКО данной организационно-правовой формы;
сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;
при создании НКО соблюдены установленный для НКО данной организационно-правовой формы порядок учреждения, а также требования, предъявляемые законом к учредителям, участникам, членам НКО;
Исходя из пункта 5 Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, действовавшем до 18.08.2015 г., основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр являлось решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом (в данном случае регистрационным органом Министерства юстиции РФ) в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества «Им. Тимирязева», оформленного протоколом № ... от *** г., постановлено создать СНТ «Им. Тимирязева», принять и утвердить Устав СНТ. Распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по Республики Бурятия Министерства юстиции РФ от 28.04.2007 ... принято решение о государственной регистрации создания СНТ «Им. Тимирязева», направлении копии распоряжения и документов в Управление ФНС по Республике Бурятия для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Из пояснений ответчика следует, что СНТ «Им. Тимирязева», в последствие переименованного в ДНТ «Им. Тимирязева» внесены в ЕГРЮЛ на основании распоряжения Управления ФРС по Республике Бурятия Минюста РФ.
В силу ч. 1 ст. 13 ГК РФ признание недействительным акта государственного органа возможно при наличии одновременно двух условий: несоответствие акта государственного органа закону и нарушение прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица.
Согласно п. 6 ст. 51 ГК РФ государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушениями закона.
Истцом не представлено доказательств того, что ДНТ «Им. Тимирязева» было создано с грубыми нарушениями закона, равно, как доказательств не соответствия решения и (или) действий регистрирующего органа закону или иному нормативному правовому акту при осуществлении государственной регистрации СНТ «Им. Тимирязева».
В силу п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица производится в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу ст. 58 ГК РФ правопреемство производится при реорганизации юридических лиц. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, выделения, разделения и преобразования (ст. 57 ГК РФ). Согласно ст. 58 ГК РФ в редакции, действовавшей на день создания СНТ «Им. Тимирязева» от 18.12.2006 г., при слиянии, присоединении, преобразовании юридического лица правопреемство устанавливалось в соответствии с передаточным актом, при разделении, выделении – в соответствии с разделительным балансом.
Частью 5 ст. 58 (в редакции от 18.12.2006 г.) преобразование юридического лица определялось, как изменение вида (организационно-правовой формы) лица.
Изменение формы садоводческого товарищества на СНТ или ДНТ не является реорганизацией в смысле статьи 57 ГК РФ, ст. 53 Закона № 66-ФЗ, а представляет собой приведение учредительных документов юридического лица в соответствие с положениями изменившегося законодательства, что не относится к формам реорганизации при которых устанавливается правопреемство.
Регистрацию юридических лиц, созданных до введения в действие Закона № 129-ФЗ, осуществлял налоговый орган на основании сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, по Форма Р17001.
Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ, уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу указанного закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 ст. 5 вышеназванного Закона.
Судом установлено, что садоводческое товарищество «Им. Тимирязева» не представило в налоговый орган обязательные сведения о регистрации товарищества до вступления в силу ФЗ N 129-ФЗ, в связи с этим у последнего статус юридического лица не возник.
Кроме того, согласно Правилам ведения, ЕГРЮЛ - это единая по всей территории РФ полная официальная база данных обо всех юридических лицах, включая сведения об их создании (либо сведения о зарегистрированных ранее, до 1.07.2002 года юридических лицах), до прекращения их деятельности. Каждой записи в реестре присваивается государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом представлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления Закона N 129-ФЗ в силу, и используется в качестве номера регистрационного дела юридического лица, в связи с этим внесение о ДНТ «Им. Тимирязева» в ЕГРЮЛ сведения как о правопреемнике юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002 г., противоречит нормам материального права.
Указанным выше протоколом общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества "Им. Тимирязева" ... от *** было принято решение о создании СНТ "Им. Тимирязева", утвержден устав СНТ, выбран председатель правления СНТ, ФИО5 Из названного протокола следует, что собрание проводилось и решение принималось только учредителями СНТ, члены садоводческого товарищества, учрежденного в 1957 г. в решении вопросов о создании СНТ не участвовали.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 г., для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
С учетом приведенных правовых норм требования об установлении правопреемства не могут быть заявлены к налоговому органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. В данном случае МРИ ФНС № 9 является ненадлежащим ответчиком.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств, свидетельствующих о том, что регистрация ответчиком СНТ «Им. Тимирязева» (переименованного в ДНТ «Им. Тимирязева») в качестве юридического лица сама по себе в той или иной мере нарушает права и законные интересы истца, в том числе и как члена ДНТ «Им. Тимирязева».
В связи с отказом в удовлетворении иска суд, в силу ст. 98 ГПК РФ, присуждает ко взысканию с истца в доход бюджета муниципального образования расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Никишиной С.Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Бурятия о признании правопреемником, отмене регистрационных действий, признании решения недействительным оставить без удовлетворения.
Взыскать с Никишиной С.Г. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Улан-Удэ в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 10.05.2015 г.
Судья И.К. Кушнарева.