ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1431/2022 от 25.04.2022 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-1431/2022

51RS0002-01-2021-001629-38

Решение в окончательной форме принято 25 апреля 2022 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 г. город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Замбуржицкой И.Э.,

при секретаре Вострецовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее – КГИОП) обратился в суд с иском к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия, указав в обоснование исковых требований, что в соответствии с распоряжением КГИОП от ***№*** здание, расположенное по адресу: *** является объектом культурного наследия регионального значения ***

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 является собственником квартиры №***, расположенной в вышеуказанном доме.

*** на основании приказа КГИОП от ***№*** в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, составлен акт, из которого следует, что в квартире №***, расположенной на 3 этаже объекта культурного наследия регионального значения *** выполнен ремонт, а именно: отделка потолка, стяжка пола, проложены современные инженерные коммуникации, в квартире отсутствует часть межкомнатных стен и перегородок комнат № 3,4,5,6, изменено расположение и конфигурация входов комнат № 1,2,3, полностью утрачена архитектурно-художественная отделка, указанная в описи архитектурно-художественных элементов интерьера в квартире ***.

Все вышеперечисленные работы выполнены в отсутствие письменного разрешения КГИОП и согласованной КГИОП проектной документации.

Постановлением *** суда *** от *** по делу №*** ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение действий, указанных в акте проверки КГИОП от ***

Просит обязать ФИО1 в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: на основании задания КГИОП от ***№*** разработать проектную документацию на выполнение работ по сохранению культурного наследия регионального значения *** в части квартиры ***; на основании письменного разрешения КГИОП привести интерьер и планировку квартиры *** в соответствие с согласованной КГИОП проектной документацией; установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с ФИО1 пользу КГИОП, в размере 50 000 рублей за каждый случай неисполнения пунктов 1.1 и 1.2 просительной части искового заявления, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда – 100 000 рублей.

Представитель истца – КГИОП – ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Руководствуясь статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно преамбуле к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки либо задания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия, и проводить исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что здание, расположенное по адресу: ***, на основании распоряжения КГИОП от ***№*** является объектом культурного наследия регионального значения ***

ФИО1 является собственником квартиры №*** расположенной по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

*** на основании приказа КГИОП от ***№*** в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка.

Согласно акту проверки от *** в квартире №***, расположенной на 3 этаже объекта культурного наследия регионального значения *** в отсутствие задания, согласованной с КГИОП проектной документацией и письменного разрешения, проведены ремонтные работы: отделка потолка, стяжка пола, проложены современные инженерные коммуникации, в квартире отсутствует часть межкомнатных стен и перегородок комнат № 3,4,5,6, изменено расположение и конфигурация входов комнат № 1,2,3, полностью утрачена архитектурно-художественная отделка, указанная в описи архитектурно-художественных элементов интерьера в квартире ***.

В связи с допущенными нарушениями обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а именно статей 33,45, 47.2, 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», постановлением *** суда *** от *** по делу №*** ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Оценивая представленные по делу доказательства и установив, что ответчик, имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по его сохранению, нарушила требования Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что выразилось в проведении работ на объекте культурного наследия регионального значения *** с нарушением установленным указанным законом требований, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности разработать проектную документацию на выполнение работ по сохранению культурного наследия регионального значения *** в части квартиры *** на основании задания КГИОП от ***№***; привести интерьер и планировку квартиры *** в соответствие с согласованной КГИОП проектной документацией на основании письменного разрешения КГИОП.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что ФИО1 не представила суду доказательств надлежащего исполнения требований законодательства об объектах культурного наследия Российской Федерации, доводы, изложенные в иске, не опровергла.

В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, суд считает, что установление срока, равного 18 месяцам с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик обязан осуществить комплекс мер, направленных на устранение нарушений законодательства, отвечает принципу разумности.

Доказательств невозможности совершения указанных действий в установленные судом сроки ответчиком не представлено.

Разрешая требование о взыскании судебной неустойки, суд руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).

По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в пунктах 28, 31, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.

Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.

Проанализировав доводы представителя КГИОП, руководствуясь вышеприведенными положениями закона и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости на случай неисполнения решения суда присудить в пользу истца денежную сумму с целью побуждения ответчика к своевременному исполнению обязательства.

При этом, исходя из обстоятельств спора, с учетом принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения прибыли, суд полагает возможным установить неустойку на случай неисполнения решения суда в размере 10 000 рублей за каждый случай неисполнения решения суда в установленный срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 5000 рублей в месяц. Оснований для присуждения неустойки в большем размере суд не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к ФИО1 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия удовлетворить.

Обязать ФИО1 в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

На основании задания КГИОП от ***№*** разработать проектную документацию на выполнение работ по сохранению культурного наследия регионального значения *** в части квартиры ***;

На основании письменного разрешения КГИОП привести интерьер и планировку квартиры *** в соответствие с согласованной КГИОП проектной документацией.

Установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с ФИО1 в пользу комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, в размере 10 000 рублей за каждый случай неисполнения пунктов 1.1., 1.2. в установленный решением суда срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда в размере 5000 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере 300 рублей.

Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано ответчиками в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья подпись И.Э. Замбуржицкая