Дело № 2-1432/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи И.В.Запорожец,
с участием прокурора С.А.Разумовского,
при секретаре А.В.Караваевой,
рассмотрев в г. Тутаеве 28 ноября 2013 года в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района о признании незаконным бездействия Муниципального Совета Тутаевского муниципального района пятого созыва по финансированию дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, возложении на Администрацию Тутаевского муниципального района обязанности осуществить финансирование выборов.
У С Т А Н О В И Л :
Территориальная избирательная комиссия г. Тутаева и Тутаевского района обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Муниципального Совета Тутаевского муниципального района пятого созыва по финансированию дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, в обоснование заявленных требований указала, что решением ТИК г. Тутаева и Тутаевского района от 26.09.2013 г. № 85/616 на 8 декабря 2013 года назначены дополнительные выборы депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, указанное решение опубликованное в Тутаевской муниципальной газете «Берега» от 27.09.2013 г. В адрес главы ТМР было направлены письмо и планируемая смета расходов на подготовку и проведение выборов в размере 401 000 рублей, утвержденная решением ТИК г. Тутаева и Тутаевского района от 30.09.2013 г. № 86/629. В то же время на заседании Муниципального Совета ТМР от 7.11.2013 г. принято решение о выделении из бюджета ТМР на финансирование дополнительных выборов денежной суммы 101 000 рублей. Остальные денежные средства до настоящего времени не перечислены, что ставит под угрозу проведение выборов. Ссылаясь на нарушение Муниципальным Советом прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, Территориальная избирательная комиссия г. Тутаева и Тутаевского района просила признать незаконным бездействие Муниципального Совета Тутаевского муниципального района пятого созыва, выразившееся в непринятии поправок в бюджет Тутаевского муниципального района в части выделения необходимой суммы денежных средств на проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, согласно утвержденной решением Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района от 30.09.2013 г. № 86/629 смете, обязать Муниципальный Совет Тутаевского муниципального района пятого созыва внести изменения в бюджет Тутаевского муниципального района в части увеличения денежных средств на проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, назначенных на 8 декабря 2013 года, до суммы, указанной в планируемой смете, утвержденной решением Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района от 30.09.2013 г. № 86/629.
В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района ФИО1 заявленные требования уточнил, дополнительно просил обязать Администрацию Тутаевского муниципального района перечислить на расчетный счет Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района денежные средства в размере 300 000 на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель Муниципального Совета Тутаевского муниципального района ФИО2 с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что считает Территориальную избирательную комиссию г. Тутаева и Тутаевского района ненадлежащим истцом, поскольку в ст.259 ГПК РФ избирательная комиссия не указана в перечне лиц, имеющих право обратиться в суд с подобными требованиями, дополнительные выборы депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 не назначались Муниципальным Советом Тутаевского муниципального района, размер планируемых расходов на подготовку и проведение дополнительных выборов, утвержденный ТИК г. Тутаева и Тутаевского района считает завышенным. Ко времени рассмотрения дела на расчетный счет ТИК г. Тутаева и Тутаевского района перечислены денежные средства в размере 101 000 рублей.
Представитель Администрации Тутаевского муниципального района ФИО3 согласился с заявленными требованиями о признании незаконным бездействия Муниципального Совета ТМР пятого созыва, выразившемся в непринятии поправок в бюджет Тутаевского муниципального района в части выделения необходимой суммы денежных средств на проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, согласно утвержденной решением Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района от 30.09.2013 г. № 86/629 смете, обязании Муниципального Совета ТМР пятого созыва внести изменения в бюджет Тутаевского муниципального района в части увеличения денежных средств на проведение указанных выборов до суммы, указанной в планируемой смете, утвержденной решением Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района от 30.09.2013 г. № 86/629. Вместе с тем, пояснил, что считает не подлежащими удовлетворению требования ТИК г. Тутаева и Тутаевского района об обязании Администрации Тутаевского муниципального района перечислить на расчетный счет ТИК г. Тутаева и Тутаевского района денежные средства в размере 300 000 на подготовку и проведение дополнительных выборов, поскольку данные требования заявлены преждевременно. Администрация ТМР полномочная перечислить необходимые денежные средства на счет ТИК г. Тутаева и Тутаевского района только в случае принятия Муниципальным Советом ТМР поправок в бюджет. Проект решения о внесении соответствующих поправок в бюджет ставился на обсуждение депутатов Муниципального Совета ТМР 24.10.2013 г. и 7.11.2013 г., однако было решено выделить на подготовку и проведение дополнительных выборов 101 000 рублей. Указанная денежная сумма перечислена на счет ТИК г. Тутаева и Тутаевского района.
Суд, изучив доводы заявления, выслушав председателя Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района ФИО1, представителя Муниципального Совета Тутаевского муниципального района ФИО2, представителя Администрации Тутаевского муниципального района ФИО3, показания свидетеля ФИО4, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить требования, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона выборы органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (ч. 1 ст. 57 Федерального закона).
Аналогичные нормы содержится в Законе ЯО от 2.06.2003 г. № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области».
В соответствии с п.4 ст.91 Закона ЯО от 2.06.2003 г. № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе соответствующая избирательная комиссия назначает дополнительные выборы.
В силу п.4 ст.69 Закона ЯО от 2.06.2003 г. № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», в случае проведения досрочных, повторных либо дополнительных выборов объем средств, выделенных из соответствующего бюджета на их подготовку и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда на день назначения выборов.
На основании п.п.7, 8 ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти Ярославской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, кандидатов, избирательных объединений, иных общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п.6 ст.14 Закона ЯО от 2.06.2003 г. № 27-з).
В соответствии с п.п.1.1, 1.2 Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, бюджетного учета и отчетности, перечисления денежных средств, выделенных из местного (областного) бюджетов избирательным комиссиям муниципальных образований, другим комиссиям, комиссиям референдума, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 29.07.2009 г. № 50/409-4, расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов (референдума), в том числе досрочных, дополнительных и повторных, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, производятся за счет финансовых средств, выделяемых из местных бюджетов, а в случаях и порядке, установленных законом Ярославской области, - также из областного бюджета. Средства, выделенные на подготовку и проведение выборов (референдума), поступают в распоряжение избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов местных бюджетов не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов (референдума). На другие цели (использование, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей) - в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной росписью.
В силу п.п. 1.3, 1.9 указанной Инструкции, средства, выделенные из местного бюджета на подготовку и проведение выборов (референдума), перечисляются финансовыми органами администраций муниципальных образований, а из областного бюджета - департаментом финансов Ярославской области либо Избирательной комиссией Ярославской области на вновь открываемые лицевые счета избирательных комиссий муниципальных образований. Средства бюджета, выделенные избирательным комиссиям, расходуются ими самостоятельно.
При рассмотрении дела установлено, что решением Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области № 56-п от 26.09.2013 г. досрочно прекращены полномочия депутатка Муниципального Совета ТМР ФИО5 в связи с его отставкой по собственному желанию.
Решением ТИК г. Тутаева и Тутаевского района № 85/616 от 26.09.2013 г. назначены дополнительные выборы депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 на 8 декабря 2013 года. Данное решение опубликовано в Тутаевской массовой муниципальной газете «Берега» 27.09.2013 г.
Решение ТИК г. Тутаева и Тутаевского района № 85/616 от 26.09.2013 г. о назначении дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 никем не оспаривалось.
Решением ТИК г. Тутаева и Тутаевского района № 86/629 от 30.09.2013 г. утверждена смета расходов на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 в сумме 401 000 рублей.
Вопрос о выделении денежных средств согласно указанной смете решался на заседаниях Муниципального Совета ТМР пятого созыва 24.10.2013 г., 7.11.2013 г., что подтверждается содержанием протоколов № 17,18 заседания Муниципального Совета ТМР от 24.10.2013 г., от 7.11.2013 г., показаниями депутата Муниципального Совета ТМР ФИО4, допрошенной в качестве свидетеля. Согласно отчета ТИК г. Тутаева и Тутаевского района о поступлении и расходовании средств районного бюджета, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Муниципального Совета ТМР, по состоянию на 1.10.2013 г., на подготовку и проведение выборов израсходовано средств местного бюджета 185 688 рублей.
В нарушение п.4 ст.69 Закона ЯО от 2.06.2003 г. № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», Решением Муниципального Совета ТМР от 7.11.2013 г. внесены изменения в решение Муниципального Совета ТМР от 20.12.2012 г. № 05-г № «О бюджете Тутаевского муниципального района на 2013 год и плановый период 2014-2915 годов», которым из бюджета ТМР на финансирование дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 выделены денежные средства в размере 101 000 рублей.
26.11.2013 г. денежные средства в размере 101 000 рублей перечислены Администрацией ТМР на расчетный счет ТИК г. Тутаева и Тутаевского района, что подтверждается платежным поручением № 1103 от 26.11.2013 г.
В силу п.1.10 Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, бюджетного учета и отчетности, перечисления денежных средств, выделенных из местного (областного) бюджетов избирательным комиссиям муниципальных образований, другим комиссиям, комиссиям референдума, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 29.07.2009 г. № 50/409-4, избирательные комиссии оплачивают расходы на подготовку и проведение выборов (референдума) в соответствии со сметами расходов, утвержденными решением соответствующей избирательной комиссии по форме согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции.
Таким образом, составление и утверждение сметы расходов на проведение выборов возложено на ТИК, а не на муниципальное образование, в котором проходят выборы. При этом законом обязанность подтверждения ТИК предстоящих расходов на подготовку и проведение выборов не установлена.
В силу п. 6 ст. 57 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отчеты избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются в представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
Доводы представителя Муниципального Совета ТМР ФИО2 о завышенном размере расходов на проведение дополнительных выборов объективно ничем не подтверждены, соответствующего расчета Муниципальный Совет ТМР в суд не представил. На муниципальном уровне ставки вознаграждений по выборам не утверждены. Также суд считает несостоятельными доводы представителя Муниципального Совета ТМР ФИО2 о том, что ТИК г. Тутаева и Тутаевского района не обладало правом обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку п.2 ст.259 ГПК РФ предусмотрено право избирательных комиссий муниципальных образований обратиться в суд с заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах.
Действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения распорядителя финансовых средств муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования или бюджета.
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Муниципальным Советом ТМР предпринимались все возможные меры, необходимые для финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутата представительного органа.
При указанных обстоятельствах оспариваемое ТИК г. Тутаева и Тутаевского района бездействие Муниципального Совета ТМР являются нарушением положений ст. 15 Конституции РФ, поскольку последний фактически не исполняет федеральный закон, что создает предпосылки нарушения конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих на территории ФИО6, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Следовательно, требования ТИК г. Тутаева и Тутаевского района о возложении на Муниципальный Совет ТМР пятого созыва обязанности внести изменения в бюджет Тутаевского муниципального района в части увеличения денежных средств на проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета ТМР Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, назначенных на 8 декабря 2013 года, до суммы, указанной в планируемой смете, утвержденной решением ТИК г. Тутаева и Тутаевского района от 30.09.2013 г. № 86/629, а на Администрацию ТМР обязанности перечислить на расчетный счет ТИК г. Тутаева и Тутаевского района денежные средства в размере 300 000 на подготовку и проведение указанных выборов, являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что дополнительные выборы депутата Муниципального Совета ТМР Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 назначены на 8 декабря 2013 года, отсутствие финансирования выборов в необходимых объемах может повлечь за собой осуществление ненадлежащей подготовки к проведению выборов, нарушению прав избирателей при проведении выборов, вплоть до срыва проведения выборов в назначенное время. При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального Совета Тутаевского муниципального района пятого созыва, выразившееся в непринятии поправок в бюджет Тутаевского муниципального района в части выделения необходимой суммы денежных средств на проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, назначенных на 8.12.2013 г., согласно утвержденной решением Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района от 30.09.2013 г. № 86/629 планируемой смете.
Обязать Муниципальный Совет Тутаевского муниципального района пятого созыва внести изменения в бюджет Тутаевского муниципального района в части увеличения денежных средств на проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, назначенных на 8 декабря 2013 года, до суммы, указанной в планируемой смете, утвержденной решением Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района от 30.09.2013 г. № 86/629.
Возложить на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области обязанность перечислить на расчетный счет Территориальной избирательной комиссии г. Тутаева и Тутаевского района денежные средства в размере 300 000 на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, назначенных на 8 декабря 2013 года.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В.Запорожец
В окончательной форме решение изготовлено 2 декабря 2013 года
Судья И.В.Запорожец