ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1433/19 от 04.09.2019 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1433/2019

Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2019-001597-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 04 сентября 2019 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе: единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при секретаре Мельниковой Ю.А.,

с участием:

- представителя истца ФИО1ФИО2,

- представителя ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края ФИО3,

- представителя ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО4,

- представителя ответчика Правительства Хабаровского края ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда.

Свои исковые требования мотивировала следующим.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Автомобильная дорога «Обход <адрес> км 13 - км 42» в городском округе «<адрес>» и «<адрес>» определены границы зоны планируемого размещения объекта, в целях строительства которого предполагалось изъятие земельных участков и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества.

Согласно перечню земельных участков на территории Хабаровского муниципального района <адрес>, предполагаемых к изъятию для нужд <адрес> в целях строительства автодороги «Обход <адрес>», подлежали изъятию в том числе, земельные участки (с 1 по 20) расположенные: <адрес>, сдт «Южное» в районе пос. им. Горького в границах кадастрового квартала .

Таким образом, к изъятию для строительства автомобильной дороги «Обход <адрес>» подлежало все <адрес>

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, выданному на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, на праве частной собственности по адресу: сдт «Южное» <адрес>-1 (в районе пос. имени Горького) принадлежит (без ограничений и обременений) садоводческий земельный участок общей площадью 950 кв.м., государственный учетный (далее - условный номер).

Согласно выписке из ЕГРН, земельному участку с указанным условным номером присвоен кадастровый ; категория земли - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - садоводство; правообладатель - ФИО1.

Таким образом, право собственности на земельный участок с кадастровым номером за ФИО1 зарегистрировано в органах Росреестра и до настоящего времени не прекращено.

С момента приобретения право собственности на земельный участок с кадастровым номером и до момента изъятия и начала строительства автомобильной дороги «Обход <адрес>», ФИО1 беспрепятственно владела и использовала земельный участок по прямому назначению вместе с имуществом находящимся на нем.

В соответствии с заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ вся площадь кадастрового квартала (19637 кв.м.) занята в полном объеме двумя земельными участками с кадастровыми номерами и . Оба земельных участка имеют вид разрешенного использования - для размещения линейного объекта «Автомобильная дорога «Обход <адрес> км 13 - км 42» в городском округе «<адрес>» и <адрес>.

Исходя из выводов кадастрового инженера, имеет место наложение земельных участков с кадастровыми номерами и на принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером .

Таким образом, ФИО1 лишена права собственности на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером , в связи с тем, что земельный участок изъят для государственных нужд с целью строительства автодороги «Обход <адрес> км 13 - км 42» и на котором в настоящее время ведутся строительные работы.

Статья 35 Конституции Российской Федерации гласит, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 49 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а именно: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

Согласно п. 1 ст. 56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 56.5 ЗК РФ в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны в частности запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества.

Таким образом, по смыслу закона орган принявший решение об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд обязан соблюсти процедуру такого изъятия, в том числе порядок выявления правообладателей, изымаемых земельных участков, который подробно регламентирован земельным кодексом РФ.

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп утверждена документация по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога "Обход <адрес> км 13 -км 42" в городском округе "<адрес>" и <адрес>.

Согласно распоряжению о внесении изменений в распоряжение Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для государственных нужд <адрес> земельных участков в целях строительства I, II этапа объекта «Автомобильная дорога «Обход <адрес> км 13- км 42» в городском округе «<адрес>» и <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ изъятию подлежали участки с кадастровыми номерами и .

Отсутствие границ земельного участка, не предоставляет органам власти изымать участок без выполнения предварительных мероприятий по установлению собственников таких земельных участков.

Между тем, выданное свидетельство на право собственности на земельный участок с кадастровым номером имеет регистрационную запись от ДД.ММ.ГГГГ, составлено в двух экземплярах, один из которых хранится в комитете по земельным ресурсам <адрес> (правопреемник Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики <адрес>).

Согласно договору купли-продажи ФИО1 приобрела у ФИО6 земельный участок с условным номером (на момент сделки номер кадастровый) . В настоящее время указанный договор хранится в Департаменте муниципальной собственности <адрес>.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельных участков для ведения садоводства гражданам, состоящим в садоводческом товариществе «Южное», в собственность гражданам (посписочно), состоящим в <адрес> переданы земельные участки для ведения садоводства.

Согласно сведениям, предоставленным из Государственного архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.1-47/647-2018н, одним из списка владельцев, а именно - участка является ФИО6.

Согласно уведомлению управления Росреестра по <адрес> об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером , площадью 950 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> Горького собственником которого является ФИО1

Таким образом, в нарушение требований ст. 56.5. ЗК РФ, 1069 ГК РФ Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее - Министерство) при изъятии земельного участка с кадастровым номером , площадью 950 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, не соблюдена процедура в части принятия мер по выявлению и установлению ФИО1, как собственника указанного земельного участка, что привело к возникновению убытков у ФИО1, связанных с утратой земельного участка, изъятого для строительства автодороги «Обход <адрес>».

Нарушение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд с целью строительства автодороги не свидетельствует об отсутствии самого факта изъятия земли и причинения собственнику убытков его изъятием (лишением имущества), в связи с чем у ФИО1, возникло право на их возмещение.

В соответствии со п.п. 2, 3 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти, принявшим решение об изъятии, направляется для подписания лицу у которого изымается земельный участок, в том числе лицам, выявленными в качестве правообладателя такой недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство с предложением разобраться в сложившейся ситуации и направить в ее адрес: проект соглашения и отчет об оценке рыночной стоимости изъятого для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером с целью его выкупа.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство сообщило об отказе в направлении проекта соглашения, отчета об оценке и предложило обратиться в суд.

Между тем, отказ Министерства не согласуется с положениями действующего законодательства, поскольку изъятие земельного участка у собственника возможно только при условии предварительной выплаты собственнику земельного участка выкупной стоимости и убытков, в случае их наличия.

Согласно ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных и муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При этом отчуждение земельного участка допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

При этом, под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую на основании п. 2 ст. 281 ГК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка.

Таким образом, в результате неправомерных действий Министерства, связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером при наличии документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, ФИО1 вправе требовать в свою пользу выплаты возмещения за изъятый земельный участок, занятого в связи со строительством автодороги «Обход <адрес>».

В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании ст. 281 ГК РФ и ст. 56.8 лицо, земельный участок которого изымается, имеет право на получение равноценной суммы, включающей: рыночную стоимость земельных участков; убытки, причиненные изъятием земельных участков и упущенную выгоду, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , изъятого под строительство автодороги истец был вынужден обратиться в «Дальпрофоценка», где получен отчет об оценки данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выводам оценщика, рыночная стоимость объекта оценки - «Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: садоводство, общая площадь 950 кв.м., кадастровый , адрес (местоположение)»: <адрес>, сдт. «Южное», с учетом округлений, на дату ДД.ММ.ГГГГ составляет 272 650 (двести семьдесят две тысячи шестьсот пятьдесят) рублей.

Таким образом, в силу требований статей 15, 281 ГК, с учетом площади земельного участка с кадастровым номером , изъятого под строительство автодороги «Обход <адрес>» в пользу ФИО1 подлежат взысканию убытки в размере 272 650 рублей.

В соответствии с ч. 1,3 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Учитывая, что распоряжением Министерства инвестиционной и земельно- имущественной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ участки подлежали изъятию для государственных нужд, то ФИО1 фактически лишена была земельного участка с кадастровым номером не позднее этой даты.

Таким образом, у Министерства возникло денежное обязательство по выплате истцу выкупной цены, которое до настоящего времени не исполнено надлежащим образом, в связи с чем, имеются основания начисления процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 71 318, 1 рублей за 1116 дней.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону либо иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Автомобильная дорога «Обход <адрес> км 13 - км 42» является дорогой регионального значения, соответственно земельный участок с кадастровым номером подлежал изъятию за счет средств краевого бюджета, а значит обязанность выплатить выкупную цену является обязательством субъекта РФ.

Согласно подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии с пунктами 1.3, 3.14 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр «Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений <адрес>» (далее - постановление Правительства) Министерство имущественных отношений <адрес> является правопреемником Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики <адрес>, а также главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание краевых подведомственных учреждений, а также финансовое обеспечение исполнение возложенных на Министерство функций, в том числе государственных программ края, реализуемых Министерством в пределах компетенции.

Таким образом, Министерство имущественных отношений <адрес>, как главный распорядитель средств краевого бюджета является надлежащим ответчиком по требованию ФИО1 о возмещении убытков, вызванных изъятием земельного участка с кадастровым номером для строительства автодороги «Обход <адрес>».

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В течение длительного времени (более 2-х лет) ФИО1 переживала нравственные страдания, поскольку была лишена возможности использовать земельный участок по прямому назначению, принадлежащий ей на праве собственности с 1995 года.

С момента распоряжения земельным участком, предназначенным для садоводства, потребовалось не мало труда, и усилий для его возделывания, в связи с тем, что почва находилась в неудовлетворительном состоянии и первые три года владения землей были неплодородными.

После восстановления плодородного слоя почвы, земельный участок являлся для истца и его семьи одним из источников питания. Помимо основных посадок, необходимых для потребления в пищу на участке были посажены многолетние насаждения; имелся дом, ограждения, другие постройки и иное имущество.

Кроме того, ФИО1 пережила нравственные страдания вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, связанных с непредставлением равноценного возмещения за земельный участок, в который в течение более 20 лет вкладывался непомерный труд истца.

В связи с неправомерными действиями (бездействиями), связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером с Министерства имущественных отношений <адрес> в пользу ФИО1 подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию, составляет 443 968,1 (четыреста сорок три тысячи девятьсот шестьдесят восемь) рублей, из них: требования имущественного характера - 343 968, 1 рублей; неимущественного характера (моральный вред) - 100 000 рублей.

На основании вышеизложенного истец ФИО1 просила суд взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края убытки, причиненные изъятием земельного участка с кадастровым номером в размере 272 650 рублей, взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 71 318, 1 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства с согласия истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов <адрес>.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направила в суд своего представителя ФИО2

Представитель истца ФИО1 ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования доверителя поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, указанным в возражениях на иск.

Представитель ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях на иск.

Представитель ответчика Правительства Хабаровского края ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по основаниям, указанным в возражениях на иск.

В силу положений ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца ФИО1

Выслушав пояснения представителя истца ФИО1 ФИО2, пояснения представителя ответчика Министерства имущественных отношений Хабаровского края ФИО3, представителя ответчика Министерства финансов Хабаровского края ФИО4, представителя ответчика Правительства Хабаровского края ФИО5, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению за счет Министерства имущественных отношений Хабаровского края по следующим основаниям.

Документация по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта "Автомобильная дорога "Обход <адрес> км 13 - км 42" в городском округе "<адрес>" и <адрес>" утверждена распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-РП.

В соответствии с указанной документацией сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером собственником которых является <адрес>.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельных участков для ведения садоводства гражданам, состоящим в садоводческом товариществе «Южное», в собственность гражданам (посписочно), состоящим в <адрес> переданы земельные участки для ведения садоводства.

Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, выданному на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, на праве частной собственности по адресу: сдт «Южное» <адрес>-1 (в районе пос. имени Горького) принадлежит (без ограничений и обременений) садоводческий земельный участок общей площадью 950 кв.м., государственный учетный (далее - условный номер).

Согласно выписке из ЕГРН, земельному участку с указанным условным номером присвоен кадастровый ; категория земли - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования - садоводство; правообладатель - ФИО1.

Таким образом, право собственности на земельный участок с кадастровым номером за ФИО1 зарегистрировано в органах Росреестра и до настоящего времени не прекращено.

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции действовавшей до 01.01.2017 года) если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, ФИО1 вправе была зарегистрировать свое право собственности на земельный участок в ЕГРН на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ и соответствующего договора купли-продажи, при этом обязательное установление границ участка не требовалось.

В соответствии со статьей 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу положений ст. 281 ГК РФ За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В настоящее время порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются земельным законодательством (VII ЗК РФ).

В силу ч. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.

Статьи 15, 16 ГК РФ устанавливают правила, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону либо иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.

Распоряжениями Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось изъятие земельных участков для государственных нужд <адрес> в целях строительства объектов капитального строительства в целях строительства объекта «Автомобильная дорога «Обход <адрес> км 13 - км 42» в городском округе «<адрес>» и <адрес>. Земельный участок ФИО1 не изымался, в соответствующих перечнях земельных участков отсутствует.

Согласно п. 1 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

В соответствии с заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ вся площадь кадастрового квартала (19637 кв.м.) занята в полном объеме двумя земельными участками с кадастровыми номерами и . Оба земельных участка имеют вид разрешенного использования - для размещения линейного объекта «Автомобильная дорога «Обход <адрес> км 13 - км 42» в городском округе «<адрес>» и <адрес>.

Исходя из выводов кадастрового инженера, имеет место наложение земельных участков с кадастровыми номерами и на принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером . А именно кадастровым инженером сделан вывод, что вся территория кадастрового квартала, где расположен земельный участок ФИО1 используется для государственных нужд <адрес>. Заключение кадастрового инженера лицами, участвующими в деле не опровергнуто. При этом, точную площадь и границы земельного участка ФИО1 установить невозможно, так как все природные и искусственные объекты, обозначающие границы участка на местности утрачены в связи со строительными работами.

Таким образом, ФИО1 фактически лишена права собственности на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером , в связи с тем, что земельный участок изъят для государственных нужд с целью строительства автодороги «Обход <адрес> км 13 - км 42» и на котором в настоящее время ведутся строительные работы.

В целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , изъятого под строительство автодороги истец был вынужден обратиться в «Дальпрофоценка», где получен отчет об оценки данного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выводам оценщика, рыночная стоимость объекта оценки - «Земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: садоводство, общая площадь 950 кв.м., кадастровый , адрес (местоположение)»: <адрес> с учетом округлений, на дату ДД.ММ.ГГГГ составляет 272 650 (двести семьдесят две тысячи шестьсот пятьдесят) рублей.

Таким образом, в силу требований статей 15, 281 ГК, с учетом площади земельного участка с кадастровым номером , изъятого под строительство автодороги «Обход <адрес>» в пользу ФИО1 подлежат взысканию убытки в размере 272 650 рублей.

На обсуждение сторон ставился вопрос о назначении и проведении по делу судебных экспертиз, от проведения которых стороны отказались.

Министерство имущественных отношений <адрес> в указанном случае является уполномоченным органом на изъятие земельных участков и, соответственно уполномоченным органом на возмещение убытков, причиненных фактическим изъятием земельных участков.

Так пунктом 2.7. Раздела 2 «Основные задачи Министерства», пунктами 3.2.5., 3.3.4. и ДД.ММ.ГГГГ. Раздела 3 «Основные функции Министерства» Положения о МИЗИП, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр, установлены полномочия министерства по подготовке земельных участков, находящихся в краевой государственной собственности для предоставления инвесторам, по распоряжению земельными участками, находящимися в краевой государственной собственности, по разработке и реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры, а так же по осуществлению изъятия земельных участков для государственных нужд края.

В силу п. 1.3. действующего положения о Министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пр, Министерство имущественных отношений <адрес> является правопреемником МИЗИП <адрес>. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ положения Министерство имущественных отношений <адрес> именно указанное министерство осуществляет в установленном порядке изъятие земельных участков для государственных нужд края.

Именно с Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики <адрес>, в настоящее время Министерством имущественных отношений <адрес> заключены договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельных участков, предоставленных ООО «Региональная концессионная компания» для строительства объекта регионального значения «Автомобильная дорога «Обход <адрес> км 13 - км 42», о чем свидетельствует выписка из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером и .

Учитывая, что по настоящему решению суда в пользу ФИО1 взыскивается компенсация за земельный участок, право собственности ФИО1 на земельный участок подлежит прекращению.

В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В рассматриваемом случае при принятии решений о резервировании земель и об изъятии земель для государственных нужд Хабаровского края права ФИО1 на земельный участок не были выявлены, границы земельного участка не установлены, соглашение о выкупе не заключено, в связи с чем не имеется оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами. Право собственности ФИО1 на земельный участок в ЕГРН зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда не имеется в силу положений ст. 151, 1100, 1101 ГК РФ, так как на возникшие правоотношения между ФИО1 и Министерством имущественных отношений Хабаровского края законодательство о защите прав потребителей не распространяется, ФИО1 не ссылается на непосредственное нарушение её личных неимущественных прав ответчиком, указывая на нарушение её прав как собственника. Действующее законодательство, за исключением законодательства о защите прав потребителей, не предусматривает возможности денежной компенсации морального вреда за нарушение имущественных прав.

В силу положений п. 19 ч. 1 ст. 333.36 от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Министерство имущественный отношений является государственным органом исполнительной власти Хабаровского края, соответственно оснований для взыскания с Министерства имущественных отношений Хабаровского края в пользу ФИО1 государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка, процентов за пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Хабаровского края за счет средств казны Хабаровского края в пользу ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> в качестве возмещения рыночной стоимости фактически изъятого у ФИО1 для государственных нужд <адрес> земельного участка площадью 950 кв.м., расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер земельного участка , 272 650,00 рублей.

Прекратить право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 950 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, садоводческое некоммерческое товарищество «Южное» (в районе пос. им. Горького), кадастровый номер земельного участка .

В остальной части исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Хабаровского края и исковые требования к Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья А.С. Хальчицкий

<данные изъяты>.