Дело № 2-1433/2019
(44RS0001-01-2019-000902-71)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года <...>
Свердловский районный суд города Костромы в составе
Председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица Администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области ФИО3 гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Костромском районе (межрайонное) о признании незаконным решения о перерасчете пенсии, обязании производить выплату пенсии с 01.11.2018 года с учетом индексации
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с выше указанным иском, требования мотивировала тем, что в декабре 2018 года она узнала о произведенном ей перерасчете пенсии в меньшую сторону за ноябрь 2018 года, размер выплачиваемой ей пенсии с <дата> составил 15296,68 руб., что меньше выплаченной пенсии за октябрь 2018 года. Она просил дать ей разъяснения о причинах такого перерасчета пенсии. В ответе от <дата> пенсионный орган в качестве причин перерасчета указал следующее, в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, в целях реализации положений части 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с частями 6-8 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенных в порядке, - предусмотренном частью 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ, и выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. В сентябре 2018 года Администрацией городского поселения <адрес> сданы сведения по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) о факте ее работы за период с января 2017 года по <дата>. В октябре 2018 года вынесено решение о выплате ей с <дата> пенсии без учета индексации в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. В результате несвоевременного предоставления Администрацией городского поселения <адрес> сведений о факте работы, образовалась переплата пенсии за период с <дата> по <дата> год. С данным решением ответчика она не согласна, считает его незаконным по тем основаниям, что она не состою в трудовых отношениях с Администрацией городского поселения <адрес>, является депутатом Совета депутатов городского поселения <адрес> третьего созыва и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (Постановления Избирательной комиссии муниципального района <адрес> и <адрес> от 21.09.2016г. № и от 01.10.2016г. №). На основании решения Совета депутатов городского поселения <адрес> от <дата> № 209 «Об утверждении Положения «О порядке возмещения расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутатам Совета депутатов городского поселения <адрес>, выполняющим свои полномочия на непостоянной основе» и о размерах компенсационных выплат» и указанного Положения, она ежемесячно получает компенсацию расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности в размере 2000 руб.. Согласно п. 5 Положения денежные средства, выплаченные в качестве возмещения расходов на осуществление депутатской деятельности, могут быть направлены: на расходы на оплату услуг связи и сети Интернет; расходы на приобретение канцелярских товаров и на почтовые услуги; расходы на размещение материалов о работе депутата в средствах массовой информации; транспортные расходы; расходы, связанные с обеспечением депутатской деятельности на основании заключенных гражданско-правовых договоров; расходы, связанные с проведением собраний избирателей, праздничных и иных мероприятий; иных расходов. То есть, компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности не является оплатой оказания депутатом каких-либо услуг (работ) Администрации городского поселения <адрес>.
Истец просит признать незаконным и отменить Решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о выплате с <дата> пенсии без учета индексации в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности, обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) производить выплату пенсии с <дата> с учетом индексации.
В ходе рассмотрения дела истец уточняла требования, просит признать незаконным и отменить Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о выплате ФИО1 с <дата> пенсии без учета индексации в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) произвести перерасчет пенсии с <дата> и производить выплату пенсии с учетом индексации и корректировки (увеличения на 2 139,76 руб.) с <дата>.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Межрайонная инспекция ФНС № по Костромской области, ООО «...».
Истица в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ УПФР в Костромском районе иск не признала, поддержала письменный отзыв на иск.
Представитель Администрации муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района <адрес> и <адрес> требования полагал обоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), введенной Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Часть 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусматривает, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с <дата> является получателем страховой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжке истицы <дата> имеется запись о прекращении трудового договора с МУП АМО городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> «...».
С <дата> ФИО1 принята на работу мастером участка ООО «УК «Гермес».
Кроме того ФИО1 с <дата> является депутатом Совета депутатов городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> и <адрес> третьего созыва по четырехмандатному избирательному участку №, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.
В ходе проверки, проведенной ГУ УПФР в <адрес> (межрайонное), установлено, что за истицу как за застрахованное лицо страхователем администрацией городского поселения <адрес> в орган Пенсионного фонда Российской Федерации представлены сведения по форме СЗВ-М за период с январь-декабрь 2017 года, за январь-август 2018 года. Сведения были представлены в сентябре 2018 года.
После проведенной проверки выплата пенсии истице производится без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В ответе ответчика от <дата> в адрес истца указано, что в связи с вышеуказанными обстоятельствами в октябре 2018 года вынесено решение о выплате ей с <дата> пенсии без учета индексации в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности. Размер выплачиваемой пенсии с <дата> составил 15296,68 руб., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 4383,59 руб.
Суд полагая вышеуказанные действия и решения пенсионного органа неправомерными, считает необходимым указать следующее.
Решением Совета депутатов городского поселения <адрес> от <дата> № 376 «О компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов городского поселения <адрес> за выполнение депутатских обязанностей» установлено ежемесячное возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности в виде денежной компенсации затрат в размере 2000 руб.
Из материалов дела следует, что с данных выплат произведены отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с <дата> в налоговый орган.
Указанное обстоятельство явилось основанием для прекращения ответчиком индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии истицы.
Статья 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" выплату страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности ставит в зависимость от той работы и (или) деятельности, при выполнении которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Понятие "депутат" закреплено в статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ), в соответствии с которым депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
Согласно статье 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (часть 3).
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования (часть 5).
Гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).
В соответствии со статьей 23 Устава муниципального образования городское поселение <адрес> муниципального района Нерехта и <адрес>, (далее - Устав), принятого решением Совета депутатов городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> и <адрес>№ от <дата> – Совет депутатов городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> и <адрес> является представительным органом поселения, входящий в структуру органов местного самоуправления поселения.
Совет депутатов состоит из 20 депутатов, избираемых населением городского поселения на муниципальных выборах сроком на 5 лет (ст. 24)
Статья 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регламентирует круг застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с указанной статьей застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации:
работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
священнослужители;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Депутаты представительного органа муниципального образования в указанном перечне застрахованных лиц не значатся.
По смыслу положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01 января 2017 года, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона указаны физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Аналогичные нормы предусмотрены в статье 420 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с <дата>.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, следует, что депутат городского округа, избранный жителями города, являясь членом представительного органа муниципального образования и осуществляя деятельность в органе местного самоуправления на непостоянной основе, не относится к числу застрахованных лиц в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а денежная выплата, которая ему выплачивалась в качестве дополнительной гарантии, не являлась объектом обложения страховыми взносами по смыслу положений статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и не является таковой по смыслу статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная позиция поддерживается и налоговыми органами, осуществляющим с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд полагает, что к истице неприменимы положения части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", на которую ссылается ответчик.
Довод ответчика о наличии у депутата представительного органа местного самоуправления, в том числе осуществляющего деятельность на непостоянной основе, трудовых отношений с представительным органом местного самоуправления, не может быть принят судом, поскольку он основан на произвольном толковании ответчиком норм материального права, в частности, статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, регламентирующей статус депутата.
То обстоятельство, что за истицу, как за застрахованное лицо, администрацией поселения произведены отчисления страховых взносов в налоговый орган, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку действия администрации, взявшей на себя полномочия страхователя, не могут влиять на пенсионное обеспечение истицы. При этом представителя ответчика не отрицалось, что в спорный период 2017-2018 годов сведения в отношении ФИО1 по форме СЗВ-М администрацией поселения до сентября 2018 года не сдавались.
Как следует из материалов дела с <дата> истица возобновила свою трудовую деятельность в ООО «УК «Гермес», которым своевременно сданы сведения по форме СЗВ-М в пенсионный орган. Однако как установлено судом какого-либо решения пенсионным органом о выплате страховой пенсии без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты в связи с этим не принималось.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований в рамках предмета спора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Костромском районе Костромской области (межрайонное) произвести выплату ФИО1 пенсии с учетом индексации и корректировки с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья