ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1433/2012 от 31.01.2013 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2013 года

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Беспаловой О.В.,

при секретаре Калининой Ю.С.,

с участием истца Л.,

представителя ответчика МП ЖКХ г. Шуя Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к МП ЖКХ г. Шуя о взыскании морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Л. обратился в суд с иском к МП ЖКХ г. Шуя, в котором просит взыскать с ответчика моральный вред в размере 1000 рублей, судебные издержки.

Свои требования истец обосновывает тем, что он является нанимателем квартиры по адресу: …. Наймодателем по указанному договору найма выступает МП ЖКХ г. Шуя, которое взимает плату за содержание жилья. … года он обратился к ответчику с претензией, однако ему не было дано извещение в соответствии с п.49 «и» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, то есть ему в течение 2-х дней с даты получения претензии не было направлено извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа. Поскольку претензия касается услуг, оказываемых МП ЖКХ г. Шуя по договору найма жилого помещения, то иск вытекает из отношений по защите прав потребителей. В результате демонстративного нарушения его прав со стороны ответчика, ему нанесен существенный моральный вред, выразившийся в том, что он не получил ответа на свое заявление, вследствие чего постоянно испытывал нравственные страдания.

В судебном заседании истец Л. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснил, что …года ответчиком был осуществлен осмотр санитарно-технического узла в его квартире по адресу…на предмет осыпания штукатурного слоя потолка и причинения ущерба его имуществу. Однако акт осмотра ни …, ни … ему выдан не был. … года он обратился в МП ЖКХ г. Шуя с претензией, в которой требовал дать объяснения по поводу не выдачи акта и выслать ему указанный акт. Полагает, что осыпание штукатурного слоя произошло вследствие изношенности дома и длительного отсутствия капитального ремонта. Решением Шуйского городского суда от … года МП ЖКХ г. Шуи обязано провести капитальный ремонт в указанной квартире. Ремонт до настоящего времени не произведен, в результате чего происходит дальнейшее осыпание штукатурного слоя. Поскольку МП ЖКХ не выполняет обязанность по капитальному ремонту жилого помещения, в данной ситуации следует применять Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года. В данных Правилах указано, что акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнения работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В данном случае МП ЖКХ г. Шуи не предоставило услугу по предоставлению ответа на претензию. Считает, что к коммунальным услугам относится и составление акта. Акт он получил … года. Однако ответ на его претензию в установленный законом срок ему дан не был. Кроме того, полагает, что срок исковой давности не распространяется на возмещение морального вреда, материальные требования у него отсутствуют. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика МП ЖКХ г. Шуя Т. исковые требования Л. не признала и показала, что абз.2 п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусмотрено, что в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда. В данном случае требование о возмещении морального вреда вытекает из требования о защите нарушенного права на получение ответа на обращение. На требование о возложении обязанности предоставить ответ на письменное обращение распространяется общий срок исковой давности - три года. По обращению в суд с данным требованием срок исковой давности истек … года, а истец обратился в суд с иском …. Следовательно, также истек срок исковой давности по требованиям истца о компенсации морального вреда. Просит применить срок исковой давности. Кроме того, МП ЖКХ г. Шуи полагает, что правовая позиция истца является неверной. Согласно преамбуле Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Претензия Л. не содержит вопросов, связанных с обслуживанием общего имущества многоквартирного дома, в котором он проживает. Соответственно, в данном случае указанные Правила применению не подлежат. В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Претензия Л. не содержит вопросов, связанных с предоставлением ему коммунальных услуг. Как следует из текста претензии, в ней указаны только требования о предоставлении акта осмотра унитаза в квартире Л. Соответственно, Постановление Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» применению также не подлежит. Как видно из материалов дела акт обследования санитарно-технического оборудования в квартире Л. был получен им … года, о чем имеется подпись Л. Кроме этого в ответ на претензию … года в адрес Л. было направлено заказное письмо № … от … года, которое вернулось в МП ЖКХ г. Шуи за истечением срока хранения. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Л. о возмещении морального вреда не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что Л. является нанимателем квартиры по адресу: … (л.д.6)

Согласно дополнительному соглашению к договору найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда Ивановской области от 1 декабря 2008 года наймодателем по договору найма указанного жилого помещения выступает МП ЖКХ г. Шуя, которое взимает плату за содержание жилья. (л.д.7)Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

Судом установлено, что … года комиссией МП ЖКХ г. Шуи был осуществлен осмотр санитарно-технического узла в квартире №… по адресу: … на предмет осыпания штукатурного слоя потолка и причинения ущерба имуществу.

… года Л. обратился в МП ЖКХ г. Шуя с претензией, в которой требовал дать объяснения по поводу не выдачи акта осмотра санитарно-технического узла в его квартире и выслать ему указанный акт. (л.д.5)

Акт осмотра санитарно-технического узла в квартире №… по адресу: … от … года предоставлен Л. … года, о чем имеется его собственноручная отметка на указанном акте. (л.д.26)

Ответчиком по делу было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу п. 2 ч.2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с ч. 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Из материалов дела следует, что истец ссылается на обязанность ответчика в течение 2-х дней с даты получения претензии направить ему извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа. Поскольку Л. обратился с претензией … года, исходя из логики истца, МП ЖКХ г. Шуя должно было направить извещение в течение 2-х рабочих дней. Следовательно, извещение должно было быть направлено … года.

Из пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24 марта 2006 года, следует, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на внутригородской территории составляют 2 дня.

В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 221 от 15 апреля 2005 года, почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца.

При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

По истечении установленного срока хранения не полученная адресатами (их законными представителями) простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений. Не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.

Таким образом, в силу указанных положений Л. должен был узнать о нарушении своего права не ранее 16 октября 2009 года (11 сентября – день приема почтовой корреспонденции, 12, 13 сентября – срок на пересылку почтовой корреспонденции, с 14 сентября по 13 октября – срок на хранение в объектах почтовой связи при невозможности вручения адресату, 14, 15 октября – срок пересылки корреспонденции адресату). Следовательно, срок исковой давности истекает 15 октября 2012 года.

Из материалов дела следует, что Л. обратился в суд …года, что подтверждается входящим штампом Шуйского городского суда, то есть в пределах срока исковой давности, в связи с чем ходатайство ответчика о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежит.

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Судом установлено, что решением Шуйского городского суда Ивановской области от … года МП ЖКХ г. Шуи и Администрация г.о. Шуи обязаны произвести в квартире …дома … по … капитальный ремонт, поскольку обязаны выполнить работы по замене окон, дверных блоков, а также замене несущих балок, замене электропроводки, замене пола в ванной и кухне, а также частичную замену части чердачного перекрытия над ванной и кухней, полную замену труб системы холодного и горячего водоснабжения, замену отопительного котла, смесителей, газовой плиты и водонагревательной колонки, а также замене более 10% штукатурного слоя с последующей покраской и оклейкой обоями межкомнатных перегородок. При этом согласно заключению судебного эксперта от … года, на основании которого было вынесено решение Шуйского городского суда от … года, если в квартире будет проводиться капитальный ремонт большинства строительных конструкций (в том числе часть чердачного перекрытия над ванной комнатой), то работы, входящие в косметический ремонт, будут выполнены автоматически.

Определением Шуйского городского суда от … года данное решение было разъяснено: Администрация г.о. Шуя обязана профинансировать выполнение указанных работ, а МП ЖКХ г. Шуи - выполнить данные работы.

Из материалов дела следует, что в обоснование своей позиции истец ссылается на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Согласно преамбуле Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливают основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В данном случае Л. собственником жилого помещения не является.

Как наниматель жилого помещения истец в силу ч.1 ст. 154 ЖК РФ вносит плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Таким образом, наниматель жилого помещения не несет расходов по капитальному ремонту жилого помещения, отношения между Л. и МП ЖКХ г. Шуи в части проведения капитального ремонта жилого помещения возникли из договора найма жилого помещения, и соответственно Правила, на которые ссылается истец, при данных обстоятельствах не применимы.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пункт 3 настоящих Правил определяет "коммунальные услуги" как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Подпункт «и» пункта 49 указанных Правил предусматривает, что исполнитель обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.

Исходя из общих положений данных Правил суд приходит к выводу о том, что все изложенные в Правилах нормы регулируют отношения между гражданами и управляющими организациями (товариществами собственников жилья, специализированными потребительскими кооперативами, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – организациями, приобретающими и производящими коммунальные ресурсы), касающиеся предоставления, не предоставления, некачественного предоставления коммунальных услуг. В том числе п. 49 Правил устанавливает обязанность исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги, в течение двух рабочих дней направлять извещения о приеме жалобы и последующем ее удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении, в случаях, если эта жалоба касается вопроса предоставления, не предоставления и некачественного предоставления коммунальных услуг.

Претензия Л. не содержит вопросов, связанных с предоставлением ему коммунальных услуг. Как следует из текста претензии, в ней указаны только требования о предоставлении акта осмотра санитарно-технического узла в квартире Л., в связи с чем ссылка истца на подп. «и» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года, несостоятельна.

Также суд находит несостоятельными доводы истца о том, что составление акта осмотра жилого помещения и предоставление ответа на претензию являются коммунальными услугами, поскольку в силу п. 3 настоящих Правил данные действия к коммунальным услугам не относятся, а определяются п. 49 Правил как обязанности исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, у МП ЖКХ г. Шуи отсутствовала обязанность, предусмотренная подп. «и» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в течение 2-х рабочих дней с даты получения претензии направить Л. извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа.

Доводы Л. о том, что в данном случае имеется нарушение 30-дневного срока рассмотрения претензии, установленного ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», суд полагает необоснованными.

Как установлено судом, акт осмотра санитарно-технического узла в квартире №7… по адресу: … от … года истцу был предоставлен … года, то есть в пределах срока, установленного ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Кроме того, указанные доводы не были положены Л. в обоснование исковых требований и не исследовались судом в процессе рассмотрения дела.

В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Суд считает, что поскольку поданная Л. претензия по сути своей не относится к заявлениям, касаемым предоставления коммунальных услуг, то возникшие между истцом и ответчиком отношения по поводу данной претензии не могут быть рассмотрены в соответствии с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».

Доводы истца о том, что претензия касается услуг, оказываемых МП ЖКХ г.Шуи согласно договору найма, в связи с чем возникшие отношения подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», суд находит несостоятельными, поскольку ни договор найма, на который ссылается истец, ни Жилищный кодекс РФ, ни Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит положений, регулирующих составление акта осмотра жилого помещения и сроки ответа на претензию по факту невыдачи указанного акта заинтересованной стороне.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с Законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо имущественные права гражданина.

Таким образом, истцом подлежит доказыванию факт причинения ему ответчиком физических или нравственных страданий действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права.

В данном случае доказательств, что в результате получения истцом акта осмотра санитарно-технического узла … года нарушены его личные неимущественные права и причинены нравственные или физические страдания, суду не представлено.

При данных обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Л. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Л. к МП ЖКХ г. Шуя о взыскании морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Беспалова.

Решение изготовлено 5 февраля 2013 года.