ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1433/2013 от 14.01.2014 Ростовского районного суда (Ярославская область)

  №2-19/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 14 января 2014 года                          г. Ростов Ярославской области

      Ростовский районный суд Ярославской области в составе

 Председательствующего Захаровой С.И.

 При секретаре ФИО4

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», Администрации городского поселения <данные изъяты> о возложении обязанности обеспечить необходимую надежность электроснабжения канализационно-насосной станции путем обеспечения станции вторым независимым резервным источником снабжения электрической энергией, суд

 УСТАНОВИЛ:

      Канализационно-насосная станция-3 (далее по тексту КНС-3), расположенная по адресу <адрес>, обеспечивает водоснабжение и отведение сточных вод жителей <адрес>. КНС-3 принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП «<данные изъяты>», включено в конкурсную массу предприятия - банкрота. ДД.ММ.ГГГГ имущество было передано по договору аренды МУП «<данные изъяты>», которое так же объявлено банкротом. ДД.ММ.ГГГГ МУП «<данные изъяты>» передало КНС-3 в субаренду ОАО «<данные изъяты>», которое в настоящее время является ее законным владельцем.

      КНС-3 относится ко второй категории надежности электроснабжения, должна иметь два независимых взаимно резервирующих источника питания.

      Согласно схеме ее электроснабжения станция имеет два источника питания - от ЗТП № и ЗТП №. В течение длительного времени фидер электроснабжения КНС-3 от ЗТП № находится в нерабочем состоянии по причине неисправности кабеля, который подлежит замене по всей протяженности.

      Прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, просил обязать ОАО «<данные изъяты>» обеспечить необходимую надежность электроснабжения КНС-3 путем ремонта и приведения в рабочее состояние фидера электроснабжения КНС-3 от ЗТП №

 В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МУП «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», Администрация городского поселения <данные изъяты>, Администрация <данные изъяты>.

      Прокурор уточнил требования, просил возложить на Администрацию городского поселения <данные изъяты>, МУП «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» обязанность по обеспечению необходимой надежности электроснабжения КНС-3 путем обеспечения станции вторым независимым резервным источником снабжения электрической энергии.

      Участвующая в судебном заседании прокурор Уксусова Я.В. заявленные требования поддержала, пояснила, что в случае выхода из строя действующего в настоящее время источника электроснабжения КНС-3, создается реальная угроза чрезвычайной ситуации, т.к. второй независимый резервный источник снабжения станции электроэнергией находится в нерабочем состоянии. Станция отнесена ко второй категории надежности электроснабжения, должна быть обеспечена двумя независимыми источниками электроснабжения. Обязанность поддерживать резервные источники питания в состоянии готовности к использованию лежит на владельце энергопринимающих устройств. Законным владельцем является ОАО «<данные изъяты>», арендодателями - МУП «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты>». Полномочиями в области организации водоснабжения населения наделена администрация городского поселения. Обеспечение КНС-3 вторым резервным источником электроснабжения возможно путем приведение в рабочее состояние фидера электроснабжения от ЗТП№, а так же путем приобретения автономного источника электроснабжения. Считает, что проведением этих мероприятий должен заниматься законный владелец станции при наличии согласия арендодателей, а Администрация городского поселения в рамках реализации полномочий в области организации водоснабжения должна обеспечить работоспособность этого объекта.

      ФИО6 - представитель администрации городского поселения <данные изъяты> возражала против удовлетворения исковых требований. Настаивала на том, что вопросы организации водоснабжения населения администрацией решены - ОАО «<данные изъяты>», находящееся на территории поселения, имеет на балансе КНС-3, используя которую предприятие осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению населения. КНС-3 принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП «<данные изъяты>», учредителем которого является Администрация <данные изъяты>, включено в конкурсную массу предприятия - банкрота. Заниматься ремонтом указанного имущества, производить его улучшение городское поселение за счет собственных денежных средств не может. До настоящего времени МУП «<данные изъяты>» получает доход в виде платежей по арендной плате от использования этого имущества. Обратила внимание суда на то, что вопрос включения затрат на капитальный ремонт кабеля КНС-3 в тариф может быть решен ОАО «<данные изъяты>» совместно с Департаментом топлива и энергетики правительства <данные изъяты>, который утверждает эти тарифы.

      Представители ОАО «<данные изъяты>» ФИО7 и ФИО8 так же возражали против удовлетворения исковых требований. ФИО7 пояснила, что замена кабельной линии по сути является новым строительством. Имущество находится у предприятия в субаренде, а новое строительство договором аренды на предусмотрено. В тарифы по водоснабжению и водоотведения затраты на капитальное строительство не заложены.

      ФИО8 - главный инженер ОАО «<данные изъяты>» пояснил, что на балансе предприятия находится только здание КНС-3, кабельные линии на балансе не находятся, это имущество предприятию не передавалось, поэтому заниматься его ремонтом предприятие не вправе. Несмотря на это, были неоднократные попытки получения согласия арендодателя - МУП «<данные изъяты>» на проведение ремонта кабельной линии, согласия получено не было. Вопрос обеспечения КНС резервным автономным источником электроснабжения решен ОАО «<данные изъяты>» путем согласования с ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> плана аварийного электроснабжения, по которому последнее обязуется предоставить в пользование на время выходя из строя основного источника питания автономный источник электроснабжения.

      Представители МУП «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты>» участия в судебном разбирательстве не принимали. Представитель МУП «<данные изъяты>» просил рассмотреть дело в его отсутствие, сообщил, что решением Арбитражного Суда Ярославской области от 22.10.2012 года предприятие признано банкротом. В связи с прекращением деятельности по предоставлению услуг водоснабжения имущество предприятия в том числе и КНС-3 передано по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>». Представитель МУП «<данные изъяты>» от явки в суд уклонился.

      Представитель Администрации <данные изъяты> по доверенности ФИО9 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что ежегодно Администрация городского поселения передавала Администрации <данные изъяты> полномочия в области организации водоснабжения и водоотведения населения. Срок предыдущего Соглашения о передаче полномочий истек. Новое Соглашение Администрация <данные изъяты> подписывать не намерена. В свое время КНС-3 числилась в казне муниципального района, затем была изъята из казны и передана на праве хозяйственного ведения в МУП «<данные изъяты>». Считает, что Администрация городского поселения должна обеспечить бесперебойную деятельность предприятий, осуществляющих водоснабжение населения, поэтому должна принять участие в замене неисправного кабеля.

      Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований частично.

      Основной принцип защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - заблаговременное проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (ст. 7 гл. I, Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

 В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" каждая организация, эксплуатирующая социально значимые объекты производственные объекты, обязана иметь сформированный резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.

 Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена в том числе на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного водоснабжения и водоотведения (ст. 3, Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О водоснабжении и водоотведении").

 Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 в редакции Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

 Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

 Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

 Согласно п. 14(1) Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 27.08.2013) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.

 Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

 Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

 8 июля 2002 года Приказом Минэнерго РФ №204 утверждены Правила устройства электроустановок, согласно п. 1.2.17. которых, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

 Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей (п. 1.2.18).

 Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п.1.2.20).

 В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности (л.д. 21, 23, 24) КНС-3 обеспечена второй категорией надежности электроснабжения, согласно схеме электроснабжения имеет два независимых источника питания (л.д. 23). Один из фидеров энергоснабжения КНС-3 в течение длительного времени находится в нерабочем состоянии по причине неисправности электрокабеля. В таком состоянии КНС-3 была принята на баланс эксплуатирующей организацией - ОАО «<данные изъяты>». По сообщению гарантирующего поставщика электроэнергии ОАО «МРСК-Центра» <данные изъяты> указанная кабельная линия на балансе ФИО2 филиала ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> не находится, линия имеет многочисленные повреждения, ремонту не подлежит. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Начальник <данные изъяты> РЭС ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> ФИО10 пояснил, что кабель подлежит замене по всей длине, иной возможности приведения его в рабочее состояние не существует.

 Согласно п. 2.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между МУП «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» (л.д. 14), арендатор вправе по письменному согласованию с арендодателем производить капитальный ремонт арендованного имущества, возмещение затрат арендатору за выполненные работы по капитальному ремонту имущества осуществляется арендодателем по мере их выполнения путем зачета встречных требований в счет арендной платы в сумме, не превышающей 1/2 размера ежемесячной арендной платы по договору. Аналогичное условия содержится в договоре от ДД.ММ.ГГГГ заключенном между МУП «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты> (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46)).

 С учетом изложенного суд пришел к выводу, что обязанность по обеспечению КНС-3 вторым независимым источником энергоснабжения лежит на владельцах станции- ОАО «<данные изъяты>», которое непосредственно занимается эксплуатацией КНС, а так же на МУП «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты>», которые получают доходы от использования этого имущества. Кроме того, в силу статей 114, 210, 215, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятие, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, несет бремя содержания этого имущества. При таких обстоятельствах оснований для возложения обязанностей на Администрацию <данные изъяты> не имеется. Так же, по мнению суда, отсутствуют основания и для возложения обязанности на Администрацию городского поселения <данные изъяты>, т.к. согласно ст. 6 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся среди прочего только организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Содержание имущества в соответствии с требованиями закона, за счет которого водоснабжение осуществляется, предприятиями не находящимися в муниципальной собственности, к полномочиям указанного органа местного самоуправления не относится.

 Доводы ОАО «<данные изъяты>» о том, что поврежденная кабельная линия отдельно не числится на балансе предприятия и не была передана в рамках договора аренды вместе с КНС, судом во внимание не приняты. Представитель Администрации <данные изъяты> пояснила, что кабели электроснабжения КНС никогда отдельно в казне не числились. Посредством спорно указанной линии осуществляется электроснабжения только КНС-3, без источников питания эксплуатация станции невозможна, следовательно, кабельная линия 0.4 кВ от ЗТП-№, обеспечивающая электроснабжение КНС-3 является составляющей КНС и следует ее судьбе (ст. 135 ГК РФ).

 Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

      Удовлетворить исковые требования прокурора частично, возложив на ОАО «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты>» обязанность обеспечить необходимую надежность электроснабжения Канализационно-насосной станции № по адресу <адрес> путем обеспечения станции вторым независимым резервным источником снабжения электрической энергией.

 В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок.

 Председательствующий      С.И. Захарова