ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1433/2016 от 18.04.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2016г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Хортовой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1433/2016 по иску ФИО1 к Межрайонному Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №1 о восстановлении права на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонному Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №1 о восстановлении права на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей, ее мать – ФИО2, отец – ФИО3 лишены родительских прав решением Черемховского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. она находилась на полном государственном обеспечении в ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Черемховского района», откуда выбыла в связи с совершеннолетием. Право пользования жилыми помещениями за ней не закреплялось, в собственности жилых помещений не имеет.

Истец указывает, что по окончании пребывания в ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Черемховского района» ей сообщили, что заявление на внесение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья было направлено мэру г.Черемхово и жилое помещение ей будет предоставлено после его приобретения, по мере поступления бюджетных средств. В 2015г. ею была получена справка Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. , что она не состояла в Администрации г.Черемхово на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В заявлении от 27.09.2001г., поданном администрацией детского дома г.Черемхово на имя мэра о внеочередном предоставлении жилья, по непонятным причинам была указана только ее сестра ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Также, истец указывает, что в январе 2016г. она обратилась в Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением Межрайонного управления от 12.02.2016г. /мр-и ей было отказано во включении в список. Полагает, что право ею утрачено по уважительной причине, ввиду незаконных действий/бездействий администрации детского дома <адрес>, исполнявшей полномочия законного представителя, заключающихся в направлении заявления о внесении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья, без включения ее в качестве лица, имеющего соответствующее право, а также, предоставлении недостоверных сведений по поводу направления вышеуказанного заявления с ее данными.

Просит суд восстановить право на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Межрайонного Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес>ФИО7, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, полагал их не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что ФИО1 с момента достижения совершеннолетия в 2000г. и до 2016 не обращалась в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет, как относящаяся к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и не предоставляла пакет документов, подтверждающий данный факт, и соответственно на такой учет принята не была. Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

На момент рассмотрения данного гражданского дела спорные отношения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013г., и специальным законом - ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту ФЗ РФ № 159-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г. определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абз. 3 ст. 1 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 5 ЖК РФ, ст. 4 ФЗ от 29.12.2004г. № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов, действующих на территории РФ, законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и Федеральному закону от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. В случае не соответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

Пунктом 1 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» установлено, что с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Из п.2 указанной статьи следует, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

Судом установлено, что ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>, в качестве родителей указаны: мать – ФИО2, отец – ФИО3, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о рождении III-СТ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Черемховского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3, ФИО2 были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., несовершеннолетние переданы под опеку государства.

С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. находилась в ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Черемховского района» на полном государственном обеспечении. 01.07.2001г., выбыла по личному заявлению, в связи с совершеннолетием, что подтверждается представленной в материалы дела справкой ОГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. .

В январе 2016г. ФИО1 обратилась в Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию <адрес>.

Распоряжением Межрайонного управления министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. /мр-и, ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области по договорам найма специализированных жилых помещений, по муниципальному образованию г.Иркутск, указано, что ФИО1 не соответствует категории лиц, указанных в ч.2 ст. 4, ч.1 ст. 2 Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. -ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области, что подтверждается представленными в материалы дела Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. /мр-и, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. .

Таким образом, судом установлено и не оспорено в судебном заседании, что в период с момента достижения совершеннолетия в 2000г. и до 2016г. в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет нуждающейся в получении жилого помещения, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот ФИО1 не обращалась, в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не включена, о своих правах не заявляла, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с абз. 1,2,3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу норм ст. ст. 52, 57 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона о дополнительных гарантиях, предоставление жилья осуществляется после постановки на учет.

Действовавшим до 01.01.2009г. Законом Иркутской области от 13.12.2006г. № 97-ОЗ заявление о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подавались в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства (месту закрепления за ними жилой площади) либо по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ст. 3).

С 01.01.2009г. вступил в силу Закон Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» № 127-оз от 17.12.2008г.

Настоящий Закон в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяет порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет)(ст. 1).

На учет принимаются граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном законом Иркутской области, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определенные федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определенные законом Иркутской области категории граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) законом Иркутской области основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ст. 2).

Для принятия на учет граждане подают заявления о принятии на учет в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение учета (далее - орган, осуществляющий ведение учета), по месту своего жительства.

Заявления о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подаются в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства (месту закрепления за ними жилой площади) либо по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) (ст. 3).

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения органом, осуществляющим ведение учета (ст. 4).

Учет ведется по спискам, сформированным отдельно в отношении каждой категории граждан, указанной в статье 2 настоящего Закона, и в отношении граждан, имеющих в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди (ст. 5).

В соответствии со ст. 7 указанного Закона право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований снятия их с учета.

Законом Иркутской области № 47-оз от 18.06.2010г. «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» в ст. 3 внесены изменения, а именно, для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей.

Действовавшим до 01.01.2013г. Законом Иркутской области от 22.06.2010г. № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» было предусмотрено обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществлялся в соответствии с законом Иркутской области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.ст. 2,3).

Действовавшим до 01.01.2013г. Законом Иркутской области от 29.06.2010г. № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделялись государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области жилыми помещениями по договорам социального найма (далее - государственные полномочия).

Исходя из положений вышеназванных норм закона, п. 2 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 1, 2 ст. 6 ФЗ РФ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», ст. 49, ст. 57, п. 3 ст. 52 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижениями ими 23-летнего возраста.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются указанной категории лиц по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица достигшие возраста 14 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состояли на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно ст.109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012г. № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела действует Закон Иркутской области от 28.12.2012г. № 164-оз «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».

В соответствии со ст. 4 указанного закона орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот. В список включаются дети-сироты достигшие возраста 14 лет. Для включения в список лица или их представители обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства лица с заявлением о включении в список. Орган опеки и попечительства рассматривает поступившие заявление о включении в список и документы, указанные в части 4 настоящей статьи и принимает решение о включении лица в список либо об отказе во включении лица в список в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица или его представителя.

В соответствии со ст. 5 указанного закона, в целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот.

Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом с учетом указанных в списке сведений о месте жительства детей-сирот, мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области, а также получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Правительством Иркутской области.

В соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются по заявлениям лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенных в список, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ст. 6).

Таким образом, как при ранее действовавшем законодательстве на момент возникновения спорных правоотношений, так и при действующем законодательстве на момент рассмотрения дела, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении носит заявительный характер, то есть для этого требуется волеизъявление гражданина и обращение с соответствующим заявлением.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с указанным законом орган по управлению имуществом формирует списки на предоставление жилых помещений в хронологической последовательности исходя из даты обращения лица с заявлением в указанный орган. Лица, обратившиеся с заявлением в один и тот же день, указываются в списках в алфавитном порядке.

Администрация г.Иркутска в соответствии с законом Иркутской области от 17.12.2008г. №127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» передала Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г.Иркутска учетные дела.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в Межрайонном управлении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №1 в списках нуждающихся в предоставлении жилых помещений ФИО1 не значится.

Таким образом, с момента достижения возраста 18 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. до достижения возраста 23 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 не реализовано право на обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

С заявлением в органы местного самоуправления с просьбой принять заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 не обращалась, на момент обращения с настоящим иском она достигла возраста 33 лет.

Между тем, реализация права на предоставление жилья ограничена достижением возраста 23 лет и носит заявительный характер.

Доводы истца ФИО1 о том, что право утрачено ею по уважительной причине, ввиду незаконных действий (бездействия) администрации детского дома г.Черемхово, в связи с тем, что администрацией детского дома г.Черемхово на имя мэра о внеочередном предоставлении жилья ДД.ММ.ГГГГ. было подано заявление только в отношении ее сестры ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р., суд не принимает, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства государство гарантирует предоставление жилого помещения лицам, достигшим 23-возраста, но вставших (поставленных) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. У истицы имелось достаточно времени для обращения с заявлением в компетентные органы о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, поскольку это право гражданина воспользоваться либо не воспользоваться своим законным правом, гарантированным законом.

Данные обстоятельства не являются основанием для постановки ФИО1 на учет для предоставления жилого помещения, поскольку установленные условия (включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет) выполнены не были.

Учитывая, что ФИО1 в установленном законом порядке (как в рамках ранее действующего законодательства, так и после внесения изменений) ни в орган местного самоуправления, ни в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства по Иркутской области по опеке и попечительству г.Иркутск за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась, необходимый пакет документов не представляла, не включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, на день обращения в суд возраст истца ФИО1 – 33 года, т.е. превышает указанную в законе возрастную границу, она не обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в установленный законом срок, в связи с чем, утратила право на получение мер социальной поддержки для указанной категории лиц и основания для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Доказательств каких-либо уважительных причин, объективно препятствующих истцу реализовать свои права до достижения возраста 23 лет суду истцом не представлено, обязанности у органов государственной власти и органа местного самоуправления по разъяснению гражданам, не обращавшимся к ним с заявлениями нет.

Доказательств каких-либо препятствий в осуществлении прав истца на включение в список детей-сирот со стороны государственных органов не установлено. Доказательств нарушения права истца со стороны ответчика судом не установлено, а потому право не подлежит восстановлению в судебной защите.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрайонному Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №1 о восстановлении права на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениям - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья А. М. Тимофеева

Мотивированный текст решения изготовлен 22.04.2016г. Судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>