ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1433/2023 от 28.11.2023 Бугульминского городского суда (Республика Татарстан)

16RS0037-01-2023-001816-65

Дело № 2-1433/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 ноября 2023 года город Бугульма

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галеевой Д.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Галоян Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Бугульма-Водоканал» к ФИО1 о взыскании задолженности,

установил:

ООО «Бугульма-Водоканал» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности.

В обоснование требований указывается, что истец является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей водоснабжение и водоотведение в городе Бугульме и <адрес> Республики Татарстан с ДД.ММ.ГГГГ и определено гарантирующей организацией.

Согласно акту о несанкционированном подключении от ДД.ММ.ГГГГ обнаружено несанкционированное подключение к централизованным системам инженерно-технического обеспечения (ЦСИТО) холодного водоснабжения жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. Диаметр трубы в месте врезки 40 мм. Несанкционированное подключение устранено путем отсечения трубы, ответчику произведено доначисление в размере 472 642 рубля 35 копеек.

ДД.ММ.ГГГГ несанкционированное подключение устранено заключением договора водоснабжения и установки прибора учета потребления воды.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлена претензия о погашении долга. Претензия оставлена без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика суммы долга за коммунальные услуги холодного водоснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ определением судьи судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оплата потребителем не произведена.

Истец ООО «Бугульма-Водоканал» просил взыскать с ответчика задолженность в размере 472 642 рубля 35 копеек.

В судебном заседании представитель истца ООО «Бугульма-Водоканал» ФИО3 исковые требования уменьшила, представив расчет, исходя из пропускной способности трубы и внутреннего диаметра врезки, просила взыскать задолженность в размере 209 014 рублей 26 копеек.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал. Считает, что произведенное Водоканалом доначисление незаконно и необоснованно, поскольку он не потребил такое количество воды. Полагает, что должен быть произведен перерасчет воды по диаметру и пропускной способности трубы, используемой в доме, либо произведено доначисление по количеству потребленной воды.

Ответчик не оспаривал наличие несанкционированной врезки, подключение и пользование водой ЦСИТО. Вместе с тем пояснял, что он сам врезку не осуществлял, кто именно ее сделал, не знает, поэтому и не должен нести ответственность за нее.

Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения сторон, приходит к следующему.

Частью 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу ст. 539 с учетом ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации снабжение собственников жилых домов водой осуществляется на основании договора, заключенного с водоснабжающей организацией.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ N 416 от 07.12.2011) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные систем.

Согласно п. 6 ст. 2 ФЗ № 416 от 07.12.2011 гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Частью 6 ст. 20 ФЗ № 416 от 07.12.2011 предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливая их права и обязанности, порядок заключения договора, контроля качества предоставления коммунальных услуг, определения размера платы за коммунальные услуги и ее перерасчета, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно п. 62 данных Правил № 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированного подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354), установлено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Подпунктом "а" п. 14 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776 (далее - Правила N 776), установлено, что при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (подпункт "а" п. 15 Правил N 776).

Согласно п. 16 Правил N 776 в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с с момента обнаружения.

Из приведенных норм следует, что истец должен доказать достоверными доказательствами несанкционированное подключение внутридомового оборудования к централизованным сетям водоснабжения и самовольное пользование названными сетями, а ответчик, руководствуясь ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их опровергнуть.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой проверки контролерами ООО «Бугульма-Водоканал» обнаружено несанкционированное подключение к централизованным системам инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения жилого дома по адресу: <адрес>. ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка: расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН.

ДД.ММ.ГГГГ несанкционированное подключение устранено путем заключения договора водоснабжения и установки прибора учета потребления воды, в тот же день произведена опломбировка прибора учета, что подтверждается актом.

Истцом в адрес собственника дома направлено требование об оплате задолженности, начисленной в связи с несанкционированным подключением к ЦСИТО, в размере 472 642 рубля 35 копеек, требование не исполнено, истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ по делу отменен по заявлению должника ФИО1

Из акта обследования сетей водопровода на земельном участке, расположенном вблизи <адрес>, и фотоматериала к нему усматривается, что от колодца по направлению к дому имеется подключение к ЦСИТО, на дне колодца обнаружен шланг. Несанкционированное подключение имеет врезку трубы с диаметром 40 мм.

В судебном заседании ответчик не оспаривал наличие несанкционированной врезки, подключение и пользование водой ЦСИТО из этой врезки.

Судом установлено, что ФИО1 или прежний собственник домовладения в ООО «Бугульма-Водоканал» с заявлением на заключение договора водопользования не обращались, технические условия для осуществления врезки не получали.

Проанализировав указанные доказательства, учитывая, что ООО «Бугульма-Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах <адрес> и <адрес>, суд приходит к выводу, что ответчиками допущено несанкционированное подключение к ЦСИТО, в связи с чем произведенное истцом доначисление правомерно. Проверив представленный истцом расчет объема и стоимости потребления услуги при несанкционированном подключении, суд с ним соглашается.

Исходя из внутреннего диаметра трубы и ее пропускной способности по формуле: площадь круга через диаметр. S = d2: 4 х п, где d — это диаметр трубы, п-постоянная математическая величина (3,14).

3,14*(26,6/1000)2/4*1,2*3600*24*92*(38,41)(41,50)

40 мм наружный диаметр трубы. 6,7 мм толщина стенки. 6,7+6,7 =13,4 общая толщина двух стенок. 40-13,4=26 мм внутренний диаметр трубы (пропускная способность трубы)

26,6/1000=0,0266 м. (перевод мм в м)

0,266*0,0266=0,00070756 м2

0,0266*0,0266=0,00070756 м2. (произвести умножение во второй степени)

0,00070756*3,14=0,00022217384 м2. (произвести умножение на число пи)

0,00022217384/4=0,0005554346 м2. (произвести деление на 4 и получаем площадь сечения трубы в метрах)

0,0005554346*1,2=0,00066652152 м3 (произвести умножение на скорость движения воды и получаем объем воды за 1 секунду)

0,0001663038*3600 = 2,399477472 м3. (объем воды за 1 час)

2,399477472*24=57,587459328 м3. (объем воды в сутки)

57,587459328*61=3512,835019 м3 за май и июнь, май 31 день, июнь 30 дней.

1368,0773614*38,41=134927,99 (134927993079)

57,587459328*31=1785,21123914 за июль 2022 года 31 день. 1785,21123914*41,50=74086,27(74086,2664243)

Сумма начисления 134927,99+74086,27 =209014 рублей 26 копеек

При этом:

3,14*(32/1000)2/4 - площадь круга (сечение трубы)

1,2 - скорость движения воды

3600 - 60мин*60 сек.время- это 1 час

24 часа в сутках.

61 день - май, июнь 2022 года

38,41 руб. стоимость 1м3 - тариф водоснабжения

31 день - июль 2022 года

41,50 руб. стоимость 1м3 - тариф водоснабжения.

Доводы ответчика о том, что размер задолженности необходимо рассчитать по нормативам потребления коммунальной услуги отклоняются, пункт 62 Правил № 354 предусматривает, что при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Предусматривая возможность доначисления потребителю платы за коммунальную услугу водоснабжения по пропускной способности трубы и его круглосуточной работы, п. 62 Правил № 354 формулу расчета объема потребления воды не определяет.

Между тем применение метода учета пропускной способности устройств, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 м/с (2,12 м?/час) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения установлено п. 16 Правил № 776, в связи с чем применение такого способа расчета задолженности п. 62 Правил № 354, а также п. 1 Правил № 776 не противоречит.

Доводы ответчика о незаконности действий контролеров Водоканала, при проведении обследования по установлению факта несанкционированного подключения к централизованной системе водоотведения в связи с ненаправлением уведомления собственнику объекта о дате и времени проверки, и составлением акта без участия собственника, несостоятельны в силу следующего.

В силу пп.б п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов.

Истец, являясь на основании постановления исполнительного комитета Бугульминского муниципального района № 335 от 01.04.2013 гарантирующим поставщиком и ресурсоснабжающей организацией, действовал в рамках своей компетенции и уполномочен на осмотр сетей водоснабжения и водоотведения, составление актов. Акт ответчиком не оспорен, в установленном порядке незаконным не признан.

Из Правил № 354 не следует обязанность исполнителя при осуществлении контроля за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения извещать о предстоящей проверке, учитывая и тот факт, что каких-либо договорных отношений между истцом и ответчиком на дату его составления не имелось. На исполнителе в силу п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг лежала обязанность по направлению в адрес лица, осуществившего несанкционированную врезку, уведомления о необходимости устранить несанкционированное подключение и о доначислении платы за потребленную коммунальную услугу, что истцом выполнено.

Ссылка ответчика на то, что на дату составления акта в доме никто не проживал, велось строительство, при котором использовано незначительное количество воды, правового значения не имеет, поскольку при установлении факта несанкционированного подключения начисление платы за коммунальную услугу не ставится в зависимость от фактического потребления и объема потребленного коммунального ресурса, а в соответствии с п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов рассчитывается по определенной формуле, пропорционально пропускной способности трубы при условии круглосуточной работы за период с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных праворегулирующих норм, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и удовлетворении иска в полном объеме.

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 5290 рублей, исходя из суммы удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

иск удовлетворить.

В пользу общества с ограниченной ответственностью «Бугульма-Водоканал», ИНН , взыскать с ФИО1, ИНН , задолженность в размере 209014 рублей 26 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 5290 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.

Мотивированное решение составлено 5 декабря 2023 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья Галеева Д.Б.

Решение суда вступило в законную силу «__»__________20__ года.

Судья: Галеева Д.Б.