ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1434/17 от 15.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-1434/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2017 год г. Комсомольск-на-Амуре

Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Шкатова Е.А.

при секретаре судебного заседания Коваль К.В., с участием

истца ФИО1;

представителя ответчика войсковая часть - ФИО6;

представителя ответчика ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», филиала ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» - ФИО4;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к войсковой части , Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», филиалу Федерального казенного учреждения КУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании незаконным отказа в выплате надбавки за хранение вооружения и боеприпасов, взыскании надбавки за хранение вооружения и боеприпасов;

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к войсковой части , ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», филиалу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании незаконным отказа в выплате надбавки за хранение вооружения и боеприпасов, взыскании надбавки за хранение вооружения и боеприпасов за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований истец указал, что он был принят по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть в команду военизированной охраны на должность начальника команды ВОХР. В соответствии с условиями трудового договора работнику выплачивается заработная плата, в том числе выплата за хранение вооружения и боеприпасов в размере 50 %. Данная выплата была фиксированной, то есть ее размер был неизменным каждый месяц. ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части издал приказ , в соответствии с которым было приказано начальнику отряда ВОХР ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ организовать учет рабочего времени, фактическое количество часов, в течение которых начальник ФИО1 непосредственно занимался приемом, хранением и выдачей сооружения и боеприпасов. ДД.ММ.ГГГГ истца ознакомили с уведомлением командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в котором сообщалась персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50%. В дальнейшем по инициативе работодателя было изменено определенные сторонами условия трудового договора - выплата за хранение вооружения боеприпасов в размере 50%, в соответствие с изменениями данная выплата была фиксированной и устанавливается за фактическое количество часов, в течение которых истец непосредственно занят приемом, хранением и выдачей вооружения боеприпасов. Согласно законодательству, условие о выплате фиксированной надбавки за хранение вооружения и боеприпасов в размере 50% должна было сохраниться не менее два месяца со дня уведомления работодателем, то есть минимум до ДД.ММ.ГГГГ, однако надбавка была начислена только ДД.ММ.ГГГГ надбавка не была начислена и не была выплачена. В соответствие со справкой 2-НДФЛ ДД.ММ.ГГГГ год была начислена заработная плата ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, разница в заработной плате составляет <данные изъяты>, на основании вышеизложенного, истец просит суд взыскать с ответчика в пользу ФИО1 невыплаченную надбавку за хранение вооружения боеприпасов ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, взыскать с ответчика в пользу ФИО1<данные изъяты> в счет возмещения судебных расходов».

В судебном заседании ФИО1 на исковых требованиях настаивал, пояснил, что его работа связана с хранение боеприпасов и вооружения, за что ему ежемесячно выплачивалась надбавка ДД.ММ.ГГГГ о прекращении выплаты надбавки он был уведомлен в ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями трудового законодательства надбавка ему должна быть выплачена ДД.ММ.ГГГГ т.к. работодателем изменены существенные условия труда.

Представитель войсковой части - ФИО6 полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным истцом.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», филиала ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю»- ФИО4 исковые требования не признала, полагает, что надбавка 50% к должностному окладу начальника команды ВОХР. за хранение боеприпасов и вооружения не предусмотрена действующим законодательством. Филиал ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» осуществляет финансовое обслуживание войсковой части

Выслушав пояснения сторон (представителей), изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в составе войсковой части имеется подразделение военизированной охраны Министерства обороны РФ (далее по тексту - ВОХР), работники которого являются гражданским персоналом. На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГФИО1 работал в войсковой части в должности начальника команды ВОХР. Как следует из трудового договора ФИО1 полагается компенсационная выплата за работу с вооружением и боеприпасами в размере 50% к должностному окладу. ДД.ММ.ГГГГ в адрес командира войсковой части направлено письмо от начальника филиала о том, что вышеуказанная компенсационная выплата в размере 50% к должностному окладу устанавливается гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения. На основании данного письма командиром войсковой части ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «Об установлении компенсационной выплаты работникам отряда ВОХР, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов», в котором указано, что учет начальнику команды ВОХР рабочего времени по выполнению указанных обязанностей производить с ДД.ММ.ГГГГ, согласно фактическому количеству часов, занятых приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов. Истец ФИО1 на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ войсковой части уволен с ДД.ММ.ГГГГ собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3), а также право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41). Данные конституционные положения конкретизируются в федеральных законах, в том числе в Трудовом кодексе Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполняемой работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ и трудовым договором.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно положениям ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно положениям ст.149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно положениям ст.349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством- Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об обороне» от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, для работников, устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (Приложение ) которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

Согласно пункту 17 Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение к приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%. В примечании к этому пункту определен перечень организаций и воинских частей, должностным лицам которых положена оспариваемая выплата. К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны РФ по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.

В соответствии с пунктом 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внутренним и внешним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное время по средствам связи докладывают начальнику караула об обстановке на посту.

Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет часовой, а не начальник группы военизированной охраны (начальник караула), не начальник указанной команды и его заместитель, а также не контролер контрольно-пропускного пункта арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов. В связи с чем, право на компенсационную выплату к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% за охрану вооружения и боеприпасов возникает у лица из числа гражданского персонала арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, занимающего штатные должности военизированной охраны, который непосредственно выполняет обязанности часового на посту.

Судом на основании исследования, доказательств, предоставленных сторонами, установлено, что истец ФИО1 занимал должность начальника команды ВОХР и не осуществлял функции по непосредственной охране поста «склад вооружений», основания для выплаты ФИО1, компенсационной надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов отсутствуют. В пункте 17 Положения такие должности как начальник ВОХР, начальник отряда (команды) ВОХР, их заместители, начальник караула, начальник группы не поименованы, а под указанными в нем вооружением и боеприпасами понимаются именно вооружение и боеприпасы, хранящиеся на арсеналах, базах, складах и т.п., а не оружие и боеприпасы подразделения ВОХР, хранящиеся в комнате для хранения оружия, и предназначенное для выполнения стрелками ВОХР своих обязанностей. Для выплаты работнику указанной компенсационной выплаты необходимо соблюдение следующих условий: работник занимает штатную должность военизированной охраны и выполняет на посту обязанности часового по охране вооружения и боеприпасов; работник занимает штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов.

Доводы истца ФИО1 о том, что ему положена оспариваемая компенсационная выплата за то, что он принимал, выдавал и хранил боеприпасы в течение дежурства в караульном помещении, суд считает необоснованными, поскольку из содержания Положения усматривается, что спорная компенсационная выплата производится при условии непосредственной занятости работника приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов на объектах. Истец ФИО1 занимал должность начальника команды ВОХР и не осуществлял функции, непосредственно связанные с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, в связи, с чем не имеется законных оснований для выплаты компенсационной надбавки, т.к. непосредственную охрану объектов, вверенных караулу ВОХР, осуществляет часовой. В судебном заседании установлено, что истец должность часового не занимал.

Учитывая разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № В «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения, таким образом, мнение истца на не устранение противоречия между содержанием уведомления командира войсковой части и трудового договора в части невыплаты установленной я истцу компенсационной выплаты в размере 50% должностного оклада за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов и указанными нормативно-правовыми актами является неверным. Поскольку, истец ФИО1 по условиям должностных обязанностей непосредственно не занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, то взыскание указанной компенсации в его пользу является незаконной. Не состоятелен вывод истца о том, что работодатель незаконно изменил истцу условия труда, прекратив такую выплату, поскольку, прекращение незаконной выплаты денежных средств не может расцениваться как изменение условий оплаты труда и трудового договора. Сам факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выпла­ту не является основанием для еб. выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, а устанавливает право на ее получение при соблюдении условий, установленных указанной правовой нормой, из содержания которой и приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что под работниками арсеналов, баз и т.п., непосредственно заня­тыми охраной вооружения и боеприпасов (т.е. несущие службу на постах в карауле) понимаются лица, занимающие должности ВОХР, а под работниками, непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, зани­мающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика.

Довод представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», филиала ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» ФИО4 о пропуске истцом процессуального срока, предусмотренного ст.392 ТК РФ суд признает несостоятельным, т.к. согласно положениям указанной статьи, действующим на момент возникновения спора о праве, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Данный процессуальный срок истцом не пропущен, т.к. исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, о нарушении своего права истец узнал в феврале 2017 года, уволен ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, истцу ФИО1 согласно вышеизложенного действующего законодательства не подлежит выплате указанная компенсационная выплата, так как он, занимая должность начальника команды ВОХР непосредственно не выполнял обязанности часового на посту по охране вооружения и боеприпасов, не являлся заведующим хранилищем, заведующим складом или кладовщиком, которые непосредственно заняты приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов в связи, с чем законные основания для выплаты истцу ФИО1 компенсационной надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», филиалу Федерального казенного учреждения КУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о признании незаконным отказа в выплате надбавки за хранение вооружения и боеприпасов, взыскании надбавки за хранение вооружения и боеприпасов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Шкатов