ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1434/18 от 03.07.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-1434/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2018 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.

при секретаре Абрамовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК, к Администрации Псковской области и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование иска указано, что ФИО1 (до перемены имени 06.04.2002 ФИО2) является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в 1990 году ее мать, а в 2001 году отец были лишены родительских прав.

В связи с отсутствием родительского попечения ФИО1 (ФИО2) являлась воспитанницей детского дома семейного типа на базе семьи ФИО3, под опекой ФИО4

В 1992 году ФИО4 на основании решения горисполкома от 10 июля 1992 № 1104-р был выдан ордер на жилое помещение № *** по адресу: <...> д. ***, кв. ***. В ордере были указаны супруг ФИО4 - Ф. Ю.Н., трое ее сыновей и пятеро подопечных включая истца.

Несмотря на то, что ФИО1 (ФИО2) была включена в ордер и являлась нанимателем жилого помещения, истец в 2006 году в возрасте 18 лет и ее представитель ФИО4 в 2007 году обращались в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлениями о постановке ФИО1 на учет для предоставления жилого помещения.

Однако в ответ на обращения Комитетом по жилищным вопросам указывалось на отсутствие юридических оснований для предоставления жилого помещения, поскольку ФИО4 на состав семьи 10 человек, включая истца предоставлены квартиры, в которых ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в связи с чем, она имеет право пользования ими и проживания.

22 января 2013 году апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Псковского областного суда по иску одной из подопечных ФИО4 - П. В.С. было установлено, что включение в указанный ордер членов семьи ФИО4 и пятерых подопечных детей было произведено незаконно, поскольку ФИО3 не предоставлялось жильё как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; а П. В.С. и несовершеннолетние О-вы не были членами семьи Ф-ных.

Кроме того, решением Псковского городского суда ФИО4 было отказано в удовлетворения иска о признании права собственности на жилые помещения по адресу: <...> д. ***, кв. №№ *** в порядке приватизации, так как жилые помещения были предоставлены детскому дому семейного типа исключительно для создания необходимых и благоприятных условий для проживания детей оставшихся без попечения родителей и выполнения приемным родителем обязанностей по воспитанию и содержанию приемных детей, таким образом, между сторонами не возникли отношения по пользованию жилым помещением на условиях социального найма.

Истец полагает, что право на получение меры социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения она не утратила, так как до достижения возраста 23 лет она не встала на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по причине незаконного отказа в постановке на данный учет органа местного самоуправления.

Поэтому ФИО1 просит признать за ней право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области и включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Истец ФИО1 и её представители ФИО4 и ФИО5 требования с учетом их уточнений поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ФИО6 иск не признала, указав, что истцом не представлены доказательства её обращения по вопросу обеспечения жилым помещением в возрасте до 23 лет, поскольку на заявлениях отсутствуют штампы входящей корреспонденции.

Кроме того, полагала, что преюдиционный факт, установленный апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Псковского областного суда по иску ФИО7 о незаконном включении её в ордер, не имеет отношения к ФИО1 Других доказательств о незаконном включении истца в ордер в материалы дела также не предоставлено.

Представитель ответчика Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом.

Представитель третьего лица Администрации г. Пскова в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с просьбой отказать истцу в удовлетворении требований.

Выслушав истца ФИО1 и её представителей ФИО4 и ФИО5, представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ФИО6, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Конституцией Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе право на обеспечение жилыми помещениями определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к категории детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, а также в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона, а также ст. 107 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, достигшим 18 лет, относящимся к указанной категории граждан, по заявлению в письменной форме по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На территории Псковской области порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен Законом Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором закреплены аналогичные по содержанию положения.

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

Исходя из системного анализа приведенных норм, возможность их распространения на ФИО1 зависит от наличия у неё нереализованного на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ (01.01.2013 г.) права на обеспечения жильем, как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали, жилое помещение предоставляется вне очереди.

С декабря 1996 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в ранее действующей редакции, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действующей до 01 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Факт такого учета означал констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могли рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивали одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Одной из причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет.

Судом установлено, что ФИО1 (согласно свидетельству о перемене имени *** от *** года ФИО2 л.д. 13), *** года рождения, являющаяся лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что при рассмотрении дела сторонами не оспаривалось, 28.02.2016 года обращалась к меру г. Пскова по вопросу предоставления ей жилья в соответствии с п. 4.14 Положения о детских домах семейного типа и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д. 14).

Вопреки доводам представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ФИО6 факт обращения истца по вопросу обеспечения жилым помещением подтверждают ответы Комитета по жилищным вопросам Администрации г. Пскова от 26.04.2006 № Ф-24, от 02.06.2006 № 1780, Ф-24, согласно которым Администрацией города было отказано в предоставлении ФИО1 жилого помещения вне очереди, поскольку распоряжением Администрации города от 10.07.1992 № 1104-р ФИО4 на состав семьи 10 человек предоставлены квартиры №№ *** жилой площадью *** кв.м, общей площадью *** кв.м. в доме № *** по ул. К.. Пятеро подопечных, включая истца, зарегистрированы по месту жительству по данной жилой площади с правом пользования и проживания (л.д. 16, 17).

Апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Псковского областного суда по иску прокурора города Пскова в интересах ФИО8 установлено, что выдача ордера № *** (л.д. 12) на имя ФИО4 с включением в него членов её семьи и пятерых подопечных детей была произведена незаконно, в нарушение условий и порядка, предусмотренного главой 1 раздела 3 ЖК РСФСР, которой были урегулированы вопросы предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного фонда (закон, действовавший на момент выдачи ордера), поскольку ФИО3 не предоставлялось жильё как лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий; а П. В.С. и несовершеннолетние О-вы не были членами семьи Ф-ных (л.д. 19-23).

Поскольку в силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные в указанном апелляционном определении, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию, суд приходит к выводу, что обратившись в орган местного самоуправления в возрасте 18 лет, ФИО1 было незаконно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку выдача ордера № 017043 и включение в него истца была произведена незаконно, следовательно, отказы со ссылкой на указанный ордер также являлись незаконными.

Оценивая доводы представителя ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ФИО6, согласно которым преюдиционный факт, установленный апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Псковского областного суда по иску М. И.Ю. (П. В.С.) о незаконном включении её в ордер, не имеет отношения к ФИО1 суд не принимает во внимание, поскольку согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Кроме того, апелляционным определением установлен не факт незаконного включения М. И.Ю. (П. В.С.) в ордер, а факт незаконной выдачи самого ордера № ***.

Таким образом, по мнению суда, имеются законные основания для признания за ФИО1 права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2018 года.

судья С.М. Тесёлкина