ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1434/2021 от 11.03.2022 Павловского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-99/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Павлово 11 марта 2022 года

Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Павлычевой С.В., при секретаре судебного заседания Ломакиной А.Д.,

с участием пом. Павловского городского прокурора Чернякова Е.А.,

представителя ответчика администрации Павловского муниципального округу Нижегородской области Киселевой И.В., действующей на основании доверенности

представителя ответчика МУП «Водоканал» Уляшкина С.П., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица Управления капитального строительства Павловского муниципального округа Нижегородской области Фадеев А.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал», администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области об обязании МУП «Водоканал» привести водовод Павлово- Ворсма в техническое состояние, обеспечивающее бесперебойную поставку холодного водоснабжения, обязании администрации Павловского муниципального округа обеспечить выделение денежных средств на проведение мероприятий по приведению водовода в надлежащее техническое состояние, установить срок для устранения нарушений - 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Павловский городской прокурор обратился в Павловский городской суд Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал», администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области об обязании МУП «Водоканал» привести водовод Павлово- Ворсма в техническое состояние, обеспечивающее бесперебойную поставку холодного водоснабжения, обязании администрации Павловского муниципального округа обеспечить выделение денежных средств на проведение мероприятий по приведению водовода в надлежащее техническое состояние, установить срок для устранения нарушений- 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что Павловской городской прокуратурой по обращениям жителей г. Ворсма проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере водоснабжения.

В силу требований к качеству коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, поставщик коммунальной услуги обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное обеспечение потребителя холодной водой надлежащего качества в необходимых объемах.

В соответствии со ст. 37 Устава Павловского муниципального округа, принятого решением Совета депутатов Павловского муниципального округа от 26.01.2021 №7, администрация Павловского муниципального округа наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе организация водоснабжения в пределах границ муниципального округа.

В связи с повышением среднесуточной температуры ДД.ММ.ГГГГ в Павловском муниципальном округе сложилась неблагоприятная обстановка с холодным водоснабжением потребителей г. Ворсма, д. Ясенцы и, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, вода подавалась по часам с дефицитом, составляющим 3,5 тыс. м3 в сутки.

Потребителями холодного водоснабжения на указанной территории являются: г. Ворсма - 10300 чел., д. Ясенцы- 1910 чел., количество домовладений: г. Ворсма 3903-ИЖС, 84- МКД (2166 квартир), д. Ясенцы: 539- ИЖС, 19-МКД (576 квартир), юридические лица: ООО «Птицефабрика Павловская», ЗАО «Абабковское» и ОАО п/ф «Ворсменская».

Кроме того, потребителями услуги по холодному водоснабжению являются также и объекты социально значимой инфраструктуры, в том числе образовательные учреждения и учреждения здравоохранения.

На территории Павловского муниципального округа поставщиком холодного водоснабжения является МУП «Водоканал».

Проверкой установлено, что водовод Павлово- Ворсма протяженностью 10167м., расположенный на участке местности от очистного сооружения по адресу: <адрес> до резервуара чистой воды по адресу: <адрес>, обеспечивающий водоснабжение жителей <адрес>, является муниципальной собственностью, переданной в хозяйственное ведение МУП «Водоканал» на основании решения администрации Павловского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Износ указанного водовода, обеспечивающего подачу холодного водоснабжения, по информации администрации Павловского муниципального округа, близок к 100%, что является причиной перебоя централизованного водоснабжения жителей <адрес>.

Работы по текущему и капитальному ремонту указанного водовода, включающие в себя замену поврежденных участков водовода, производились сотрудниками МУП «Водоканал» на основании муниципальных контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем текущее техническое состояние водовода не позволяет обеспечить круглогодичную бесперебойную поставку водоснабжения конечным потребителям.

По факту выявленных нарушений, связанных с ненадлежащим содержанием водовода, в адрес собственника имущества- администрации Павловского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление о необходимости незамедлительного устранения нарушений, связанных с перебоем поставки централизованного водоснабжения потребителей <адрес>.

Между тем, администрацией Павловского муниципального округа необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.

Обязанность по содержанию водовода Павлово – Ворсма, протяженностью 10167м., расположенного на участке местности от очистного сооружения по адресу: <адрес> до резервуара чистой воды по адресу: <адрес>, лежит на МУП «Водоканал», эксплуатирующим данный водовод. Контроль за надлежащим содержанием переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества лежит на собственнике имущества, т.е. на администрации Павловского муниципального округа.

В связи с изложенным ненадлежащее содержание водовода Павлово- Ворсма сотрудниками МУП «Водоканал» влечет нарушение прав граждан на получение коммунальной услуги своевременно и надлежащего качества.

Просит обязать МУП «Водоканал» привести водовод Павлово- Ворсма протяженностью 10167м., расположенный на участке местности от очистного сооружения по адресу: <адрес> до резервуара чистой воды по адресу: <адрес>, в техническое состояние, обеспечивающее бесперебойную поставку коммунальной услуги холодного водоснабжения конечным потребителям- жителям <адрес>.

Обязать администрацию Павловского муниципального округа в полном объеме исполнить выделение денежных средств на проведение мероприятий по приведению водовода Павлово- Ворсма в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее круглогодичную бесперебойную поставку коммунальной услуги.

Установить срок для устранения нарушений - 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца пом. Павловского городского прокурора Чернякова Е.А., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Павловского муниципального округу Нижегородской области Киселева И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, отзыв на исковое заявление приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика МУП «Водоканал» Уляшкин С.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что, действительно, перебои поставки коммунальной услуги холодного водоснабжения на спорном участке были ДД.ММ.ГГГГ., поскольку лето было очень жалкое, и был большой разбор воды; в настоящее время перебоев поставки воды не наблюдается.

Третье лицо, представитель Управления капитального строительства Павловского муниципального округа Нижегородской области Фадеев А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании согласен с позицией ответчиков.

Третье лицо, КУМИ и ЗР Павловского муниципального округа Нижегородской области, АО "Дорожное", извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

На основании изложенного, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив согласно ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения. При этом в силу ч. 2 ст. 18 названного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 названного закона к таковым полномочиям отнесено принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Данному положению корреспондируют положение ч. 2 ст. 23 того же закона, согласно которому органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Согласно п.1 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств

Таким образом, износ системы водоснабжения, постоянные порывы в сетях приводят не только к потере воды при передаче водоснабжения, уменьшению объема поставляемой потребителям воды и, как следствие, увеличению тарифов, но также и к снижению качества питьевой воды, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность предусмотрен ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

В силу требованиям к качеству коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, поставщик коммунальной услуги обязан обеспечить бесперебойное круглосуточное обеспечение потребителя холодной водой надлежащего качества в необходимых объемах.

В соответствии со ст. 37 Устава Павловского муниципального округа, принятого решением Совета депутатов Павловского муниципального округа от 26.01.2021 №7, администрация Павловского муниципального округа наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе организация водоснабжения в пределах границ муниципального округа.

Судом установлено, что в связи с повышением среднесуточной температуры летом 2021 года в Павловском муниципальном округе сложилась неблагоприятная обстановка с холодным водоснабжением потребителей г. Ворсма, д. Ясенцы и начиная с ДД.ММ.ГГГГ вода подавалась по часам с дефицитом, составляющим 3,5 тыс. м3 в сутки.

Потребителями холодного водоснабжения на указанной территории являются: г. Ворсма- 10300 чел., д. Ясенцы- 1910 чел., количество домовладений: г. Ворсма 3903-ИЖС, 84- МКД (2166 квартир), д. Ясенцы: 539- ИЖС, 19-МКД (576 квартир), юридические лица: ООО «Птицефабрика Павловская», ЗАО «Абабковское» и ОАО п/ф «Ворсменская».

Кроме того, потребителями услуги по холодному водоснабжению являются также и объекты социально значимой инфраструктуры, в том числе образовательные учреждения и учреждения здравоохранения.

На территории Павловского муниципального округа поставщиком холодного водоснабжения является МУП «Водоканал».

Водовод Павлово- Ворсма протяженностью 10167м., расположенный на участке местности от очистного сооружения по адресу: <адрес> до резервуара чистой воды по адресу: г. Ворсма, в 1000м на северо- запад от д. 35 по ул. Захаровская, обеспечивающий водоснабжение жителей г. Ворсма, д. Ясенцы, является муниципальной собственностью, переданной в хозяйственное ведение МУП «Водоканал» на основании решения администрации Павловского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Износ указанного водовода, обеспечивающего подачу холодного водоснабжения, по информации администрации Павловского муниципального округа, близок к 100%, что является причиной перебоя централизованного водоснабжения жителей г. Ворсма, д. Ясенцы.

Работы по текущему и капитальному ремонту указанного водовода, включающие в себя замену поврежденных участков водовода производились сотрудниками МУП «Водоканал» на основании муниципальных контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем текущее техническое состояние водовода не позволяет обеспечить круглогодичную бесперебойную поставку водоснабжения конечным потребителям.

По факту выявленных нарушений, связанных с ненадлежащим содержанием водовода в адрес собственника имущества- администрации Павловского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление о необходимости незамедлительного устранения нарушений, связанных с перебоем поставки централизованного водоснабжения потребителей г. Ворсма, д. Ясенцы.

Между тем, администрацией Павловского муниципального округа необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.

Обязанность по содержанию водовода Павлово- Ворсма протяженностью 10167м., расположенного на участке местности от очистного сооружения по адресу: <адрес> до резервуара чистой воды по адресу: <адрес>, лежит на МУП «Водоканал», эксплуатирующий данный водовод. Контроль за надлежащим содержанием переданного в хозяйственное ведение муниципального имущества лежит на собственнике имущества, т.е. на администрации Павловского муниципального округа.

Факт нахождения спорного участка водопроводной сети в неисправном состоянии установлен на основании материалов прокурорской проверки и иных представленных в дело материалов.

Выявленное судом состояние сетей позволяет сделать вывод о необходимости ремонта, организация которого должна быть возложена на соответствующий орган местного самоуправления - администрацию муниципалитета.

Кроме того, в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Передача имущества в хозяйственное ведение унитарному муниципальному предприятию (ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") на освобождает муниципалитет в лице его полномочных органов (ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации) от всех обязанностей собственника этого имущества (не имущества самого предприятия). Поскольку собственником сетей решение о необходимости капитального ремонта не принимается, у суда имеются основания для удовлетворения иска.

В п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов публичных образований. Положения приведенных норм предоставляют прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, право обратиться в суд с настоящим иском.

Учитывая, что эксплуатация изношенных водопроводных сетей может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, принимая во внимание, что от этих сетей обеспечиваются снабжением водой жилые многоквартирные дома, прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ч.1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Проанализировав материалы дела, учитывая мнение сторон, суд устанавливает срок для устранения нарушений - 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Павловского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал», администрации Павловского муниципального округа Нижегородской области об обязании МУП «Водоканал» привести водовод Павлово- Ворсма в техническое состояние, обеспечивающее бесперебойную поставку холодного водоснабжения, обязании администрации Павловского муниципального округа обеспечить выделение денежных средств на проведение мероприятий по приведению водовода в надлежащее техническое состояние, установить срок для устранения нарушений- 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Обязать МУП «Водоканал» привести водовод Павлово- Ворсма протяженностью 10167м., расположенный на участке местности от очистного сооружения по адресу: <адрес> до резервуара чистой воды по адресу: г. Ворсма, в 1000м на северо- запад от д. 35 по ул. Захаровская, в техническое состояние, обеспечивающее бесперебойную поставку коммунальной услуги холодного водоснабжения конечным потребителям- жителям <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Павловского муниципального округа в полном объеме исполнить выделение денежных средств на проведение мероприятий по приведению водовода Павлово- Ворсма в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее круглогодичную бесперебойную поставку коммунальной услуги, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: С.В. Павлычева

Мотивированное решение изготовлено 18.03.2022 года.

Судья: С.В.Павлычева