ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1434/2021 от 11.05.2021 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-1434/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 11 мая 2021 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при секретаре Бакулиной Е.А.,

с участием:

представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 о признании незаконным решения № номер от 24.02.2021 года в части отказа во включении в страховой стаж периода учёбы в техникуме и периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии в двойном размере, обязании включения в специальный страховой стаж периодов учёбы в техникуме и периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по стрости с момента возникновения права,

У С Т А Н О В И Л :

Истец ФИО1 обратился в суд к ответчику ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 с данным иском, в обоснование указав, что 19 ноября 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением номер от 24.02.2021 года в назначении досрочной пенсии ему было отказано со ссылкой на п.2, 9 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от28.12.2013 года №400 ФЗ, ввиду отсутствия необходимого страхового стажа. Считает, что ответчик необоснованно не включил в его страховой стаж период учёбы в техникуме с 01.09.1980 года по 29.06.1984 года и период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 26.10.1984 года по 11.12.1986 года в двойном размере.

Согласно разъяснением, изложенным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до 01ю01.2002 года, может проводиться по нормам правового регулирования, действовавшего на 31.12.2001 года.

В соответствии со ст.92 и ст.94 Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в общий трудовой стаж включаются наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, включались в частности, обучение в средних специальных и высших учебных заведениях и военная службы по призыву - в двойном размере.

При этом единственным условием указанного пенсионного обеспечения в части исчисления трудового стажа является подтверждение постоянного проживания в Российской Федерации на 31.12.2001 года

Между тем, отказывая во включении страхового стажа по приведённым нормам законодательства, Ответчик сослался на отсутствие ответов из Управления ФМС по г.Находка и УПФ РФ по г.Находка.

В период проведения проверки по его заявлению от 19.11.2020 года, им в адрес Ответчика нарочно была предоставлена Выписка из картотеки регистрационного учёта на жилое помещение от 19.01.2020 года, подтверждающая факт его проживания на 31.12.2001 года на территории РФ, в частности в адрес.

Однако данный документ не был учтён Ответчиком при вынесении обжалуемого Решения от 24.02.2021 года.

Таким образом, в его страховой стаж подлежит включению период учёбы в техникуме с 01.09.1980 года по 29.06.1984 года и период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 26.10.1984 года по 11.12.1986 года, следовательно, отказ ответчика от включения этих периодов является неправомерным.

В связи с чем, с учётом уточнений просит признать незаконным решение ГУ ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области №2 №660197/20 от 24.02.2021 года в части отказа во включении в страховой стаж ФИО1 периода учёбы в техникуме с 01.09.1980 года по 29.06.1984 года и периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 26.10.1984 года по 11.12.1986 года в двойном размере, обязать включить в страховой стаж ФИО1 периода учёбы в техникуме с 01.09.1980 года по 29.06.1984 года и периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 26.10.1984 года по 11.12.1986 года в двойном размере, и обязать назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права, учесть его предыдущее обращение к Ответчику, на основании которого было вынесено Ф.И.О.4номер от дата.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещён надлежаще, причина неявки суду не известна, обеспечил явку своего представителя.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объёме, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований истца, пояснила, что в рамках проверки они запрашивали сведения из г.Находка о месте жительства и регистрации там истца, однако дот вынесения решения ответ на указанный запрос в рамках проверки ими получен не был, в связи с чем у них не имелось оснований включить спорные периоды в специальный страховой стаж истца, поскольку одним из условий для применения Постановления № 2-П является установление факта постоянного проживания или осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации на 01 января 2002 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит обоснованными исковые требования истца и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено в судебном заседании, с заявлением о назначении пенсии истец обратился 19.11.2020 года.

Решением ответчика от 24.02.2021 года за номерФ.И.О.4 отказано в установлении пенсии досрочно по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.

Кроме того, датаФ.И.О.4 также обращался к Ф.И.О.4 с заявлением об установлении пенсии.

Ф.И.О.4номер от датаФ.И.О.4 также было отказано в установлении пенсии досрочно по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.

Ф.И.О.4 оспаривает Ф.И.О.4 от дата за номер, но просит учесть также его ранее обращение, на основании которого вынесено Ф.И.О.4номер от дата.

С дата основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от дата № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ).

В соответствии со ст. ст. 8, 35 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости в 2020 году имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет 6 месяцев, и женщины, достигшие возраста 55 лет 6 месяцев, при наличии не менее 11 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.

В то же время законодателем предусмотрено льготное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан.

Так, согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работай не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статье 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 1 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периоде работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Включая в льготный стаж истца периоды его обучения в техникуме в 01.09.1980- 29.06.1984 года (период СССР) суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно подпунктам "з" и "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, и действовавшего в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", в общий стаж работы засчитывались, в частности, периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Как определено в подпункте "л" указанного Положения, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и" (в том числе, учеба в техникуме), засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пп. "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Исходя из анализа приведённых норм права, период обучения истца в техникуме с 01.09.1980 года по 29.06.1980 года подлежит зачёту в специальный стаж.

Согласно данным о стаже период работы истца после учёбы в техникуме с 01.08.1984 года по 18.10.1984 года до службы в рядах Советской Армии с 26.10.1984 года по 11.12.1986 года, а также после службы в армии с 09.02.1987 года по 15.08.1988 года включен в льготный стаж, в связи с чем период службы в армии должен быть зачтен в льготный стаж.

Для назначения пенсии истцом представлены справки, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и подтверждающие постоянную занятость в особых условиях труда.

При оценке трудового стажа, представляемого для назначения страховой пенсии, органы Пенсионного фонда Российской Федерации руководствуются статьёй 14 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой, при подсчёте страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после указанной даты - исключительно сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта.

Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 21 июля 1999 года.

Согласно положениям части 1 и 2 статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 данного Федерального закона, засчитываются иные (не страховые) периоды, в частности, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые осуществлялась уплата (начисление) страховых взносов в ПФР.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

С учётом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» (далее по тексту - Постановление № 2-П) при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа, имевшего место до 01 января 2002 года, в том числе до 1 января 1992 года, может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования.

Нормами Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который действовал с 1 марта 1991 по 31 декабря 2001, предусматривалось включение в стаж периодов учёбы (статья 91), а служба в армии по призыву засчитывалась в двойном размере (статья 94).

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 2-П определено, что нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично).

Таким образом, в Постановлении № 2-П речь идёт о тех категориях застрахованных лиц, которые рассчитывали на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего до 01 января 2002 года Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в силу своего постоянного проживания в Российской Федерации, осуществления в Российской Федерации трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, и тем самым были включены в круг лиц, подпадающих под действие пенсионного законодательства Российской Федерации.

Следовательно, одним из условий для применения Постановления № 2-П является установление факта постоянного проживания или осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации на 01 января 2002 года.

Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п.57 Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н).

Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации (п. 4 Перечня, утверждённого Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н).

Как указал представитель ответчика, при обращении с заявлением об установлении пенсии Истец ФИО1 предоставил паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства 30 марта 2006 года отделом УФМС России по Приморскому краю в Находкинском городском округе в адрес. Ответ на запрос Центра ПФР в Управление ФМС по адрес для подтверждения проживания Ф.И.О.4 на территории РФ до настоящего времени им не поступил. Кроме того, согласно Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Ф.И.О.4 по состоянию на дата трудовую деятельность не осуществлял.

Однако, Ф.И.О.4 суду была предоставлена Выписка из картотеки регистрационного учёта на жилое помещение от дата, именно в этот период проводилась проверка обоснованности назначения пенсии Ф.И.О.4Ф.И.О.1Ф.И.О.4, из которой следует, что с датаФ.И.О.4Ф.И.О.1 был зарегистрирован постоянно по адресу: адрес, и по дата, а затем по этому же адресу с дата по дата (л.д.23).

Как пояснил в судебном заседании как сам Ф.И.О.4, так и его представитель, указанную Выписку он предоставлял в Пенсионный фонд в период проверки его заявления о назначении пенсии в феврале 2021 года, предоставил он её нарочно сотруднику Пенсионного фонда, и был уверен что этот документ будет учтён при проверке его заявления о назначении пенсии, и был очень удивлён, когда ему отказал Пенсионный фонд в установлении пенсии, а указанный документ не был принят во внимание, как будто его не было вообще.

Кроме того, как пояснил Ф.И.О.4, с дата по дата он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что также свидетельствует о том, что он имел регистрацию на территории РФ, поскольку отсутствие прописки на территории РФ исключало бы регистрацию в качестве ИП на территории РФ.

Поскольку в судебном заседании было достоверно установлено, что Ф.И.О.4Ф.И.О.1 на дата имел постоянную регистрацию на территории Российской Федерации по адресу: адрес, что подтверждается Выпиской, суд не может признать обоснованным отказ Ф.И.О.4 включить спорные периоды при подсчёте страхового стажа Ф.И.О.4 для установления ему пенсии, указанные периоды подлежат включению в страховой стаж ФИО1, а именно периода учёбы в техникуме с 01.09.1980 года по 29.06.1984 года и периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 26.10.1984 года по 11.12.1986 года в двойном размере. Следовательно, решение Пенсионного фонда от 24.02.2021 года за № 660197/20в части отказа во включении указанных периодов при подсчёте страхового стажа истца является не законным.

Истцу Решением Ответчика было включено в специальный стаж по п.2 п.9 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. - 13 лет 1 месяц 23 дня (тяжелые условия труда – плавсостав на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности), с учётом включения периода прохождения срочной службы в рядах СА, а общий страховой стаж 23 года 09 месяцев 07 дней.

С учётом того, что спорные периоды судом включены при подсчёте страхового стажа истца в двойном размере, следовательно, у ФИО1 имеется более 12 лет и 06 месяцев требуемого специального стажа (2 года 02 месяца и 2 дня служба в армии Х 2 = 4 года 04 месяца и 04 дня, учеба в техникуме 3 года и 10 месяцев также в двойном размере) и общего страхового стажа более 25 лет, что является условием назначения досрочной страховой пенсии при достижении Истцом возраста 55 лет.

Истец ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается его паспортом (л.д.12), 55 лет ему исполнилось 02 августа 2020 года, в пенсионный фонд впервые он обратился с заявлением ранее этой даты, а именно 15 июля 2020 года, следовательно, право на назначение досрочно страховой пенсии по старости уже имеющего необходимого требуемого специального стажа 12,6 лет и общего страхового стажа 25 лет, у него возникло 02 августа 2020 года, когда он достиг необходимого 55-летнего возраста. Следовательно, суд полагает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию со 02 августа 2020 года.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ф.И.О.1 к ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адресномер о признании незаконным Ф.И.О.4номер от 24.02.2021 года в части отказа во включении в страховой стаж периода учёбы в техникуме и периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии в двойном размере, обязании включения в специальный страховой стаж периодов учёбы в техникуме и периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по стрости с момента возникновения права, - удовлетворить.

Признать незаконным Ф.И.О.4 ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адресномерномер от дата в части отказа во включении в специальный страховой стаж Ф.И.О.1 периода учёбы в техникуме и периода прохождения срочной службы в рядах Советской Армии в двойном размере.

Обязать ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адресномер включить в специальный страховой стаж Ф.И.О.1 период учёбы в техникуме с дата по дата и период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с дата по дата в двойном размере.

Обязать ГУ Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в адресномер назначить Ф.И.О.1 страховую пенсию по старости с момента возникновения права, а именно со дата.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путём подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Полный (мотивированный) текст решения суда изготовлен 18 мая 2021 года.

Судья Т.В. Макарова