47RS0006-01-2021-008176-57
Дело 2-1434/2022 05 апреля 2022 года
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,
с участием прокурора Рагимова К.Г.,
при секретаре Пикалевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатчинского городского прокурора к МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» об обязании принять меры по противодействию коррупции,
установил:
Гатчинский городской прокуратур обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, а именно: разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; утвердить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов; включить в меры по противодействию коррупции сотрудничество с правоохранительными органами и недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Представитель процессуального истца в суд явился, на иске настаивал.
Представитель ответчика, в суд не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в связи со следующим.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Ответчик был извещен о судебном заседании, сведений о причинах неявки, доказательств их уважительности ответчиком не представлено, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявлялось.
Изучив представленные материалы и выслушав доводы явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В обоснование заявленных требований процессуальным истцом указано, что Гатчинской городской прокуратурой во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции управляющей организацией МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства».
По результатам проверки процессуальным истцом было установлено, что ответчиком в нарушение требований статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ меры, направленные на противодействие коррупции, приняты МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» не в полном объеме: Обществом не выполнены следующие мероприятия: не издан приказ об утверждении кодекса этики и служебного поведения работников Общества; не разработаны и не утверждены Планы мероприятий по противодействию коррупции на ДД.ММ.ГГГГ годы; не составлены отчеты об исполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции за ДД.ММ.ГГГГ с приложением подтверждающих документов; не утвержден Перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также Карты коррупционных рисков; не разработано Положение по предупреждению и противодействию коррупции, а также о комиссии по противодействию коррупции, оценка коррупционных рисков деятельности в учреждении; не создана комиссия по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Доводы прокурора, изложенные в иске, ответчиком не опровергнуты.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под коррупцией понимается: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. При этом к противодействию коррупции относится деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Частью 1 статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции предусмотрено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, в соответствии с ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции, принимаемые в организации, включают в себя: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» разработаны «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях и методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации. Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом они, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции, то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 3 раздела 1).
Ненадлежащее исполнение требований законодательства о противодействии коррупции свидетельствует о непринятии ответчиком достаточных мер по профилактике коррупционных правонарушений, что создает условия, при которых работники данной организации могут реализовывать личные интересы вопреки интересам организации и препятствует реализации государственной антикоррупционной политики.
Статьей ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает, что установление срока для исполнения решения суда – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации – ст. 103 ГПК РФ.
В связи с этим с ответчика подлежит взысканию в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 235, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гатчинского городского прокурора к МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» об обязании принять меры по противодействию коррупции, удовлетворить.
Обязать МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, а именно: разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; утвердить порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов; включить в меры по противодействию коррупции сотрудничество с правоохранительными органами и недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Взыскать с МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» в бюджет Гатчинского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Разъяснить МБУ «Управление благоустройства и дорожного хозяйства» право подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 08.04.2022 г.