СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Попова ул., д. 4а, г. Казань, Республика Татарстан, 420029, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94 http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Казань 12 марта 2020 года Дело 2-1435/2020 Советский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Шарифуллина Р.М., при секретаре судебного заседания Сабирзяновой И.Н., с участием представителя истца Смолинец О.В., представителя ответчика Тимофеевой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Ахметовой Г.И. к ГАПОУ "Межрегиональный центр компетенций-Казанский техникум информационных технологий и связи" о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л: Ахметова Г.И. (далее так же истец) обратилась с иском к ГАПОУ "Межрегиональный центр компетенций-Казанский техникум информационных технологий и связи" (далее ответчик) в вышеприведенной формулировке. В обоснование исковых требований указано, что между Ахметовой Г.И. и ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций — Казанский техникум информационных технологий и связи» 27.08.2018 заключен договор об оказании платных образовательных услуг №137/2018 Ахметову Иркену Рависовичу. Согласно предмету договора исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу, а обучающийся/заказчик обязуется оплатить обучение по образовательной программе 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы, очная форма обучения в пределах ФГОС или образовательного стандарта в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, и образовательными программами исполнителя. В рамках настоящего договора исполнитель принял на себя в том числе следующие обязательства: - организовать и обеспечить надлежащее предоставление образовательных услуг, предусмотренных разделом I настоящего договора. Образовательные услуги оказываются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом, в том числе индивидуальным, и расписанием занятий исполнителя; - обеспечить обучающемуся предусмотренные выбранной образовательной программой условия ее усвоения. Согласно п. 1.2. договора срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) составляет 3 года 10 месяцев. Исходя из положений п.2.2.1 договора заказчик вправе получать информацию от исполнителя по вопросам организации и обеспечения надлежащего предоставления услуг, предусмотренных разделом I настоящего договора. В силу п.3.1. договора полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения обучающегося составляет 220 000 рублей 00 копеек. Увеличение стоимости услуг допускается с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно дополнительному соглашению №б/н от 30.01.2019 к договору стороны согласовали изменение условий п.3.1. договора, изложив его в следующей редакции: полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения обучающегося составляет 228 050 рублей 00 копеек. Общая стоимость образовательных услуг на второй семестр 2018/2019 учебного года и на первый семестр 2019/2020 учебного года составляет 57 300 рублей. Согласно п.5.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим договором. Заказчиком, а также обучающимся с момента заключения вышеуказанного договора принятые на себя обязательства исполняются своевременно и надлежащим образом, однако исполнителем существенным образом нарушены принятые на себя обязательства согласно уровням договора, а также законодательство РФ, регулирующее отношения в сфере образования, а именно. При обучении на первом курсе ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи» Ахметовым И.Р. была освоена в полном объеме программа первого года обучения по образовательной программе «09.02.01. Компьютерные системы и комплексы», о чем свидетельствует удовлетворительная сдача экзаменов и зачетов по предусмотренным программой дисциплинам. По итогам прохождения аттестации, обучающийся был переведен на 2 курс. С начала обучения на 2 курсе со стороны преподавателей учебных дисциплин «Электротехника», «Программирование» и «Информационные технологии» допускается «халатное отношение к донесению учебного материала до обучающихся и их надлежащему обучению, в связи с чем студенты второго курса, в том числе Ахметов И.Р., не могут усвоить в полной мере учебную программу по вышеуказанным дисциплинам на занятиях, в связи с чем «вынуждены усваивать и изучать программы самостоятельно, поскольку преподаватель учебной «дисциплины «Программирование» ссылаясь на сильную занятость указывает студентам на «необходимость самостоятельного усвоения материалов на видео-портале «Ютуб», он, как и «преподаватели дисциплин «Электротехника» и «Информатика» необоснованно отказывают «обучающимся в предоставлении учебных материалов (пособия), необходимых для подготовки к экзаменам и зачетам. Кроме того, преподаватель «Информатики» резко изменила свое отношение к Ахметову «И.Р. в отрицательную сторону, что выражается в необоснованных отказах от приема «практических работ по данной дисциплине, отказе в ответах на задаваемые вопросы по «Информатике». В ходе проведения родительского собрания родители обучающихся просили об «организации дополнительных занятий по учебной дисциплине «Электротехника» с целью «(проработки пробелов» обучающихся по данному предмету. Дополнительные занятия были «организованы, за них истцом оплачено 2 500 рублей. Однако в ходе проведения дополнительных «занятий преподавателем также не была донесена соответствующая информация в соответствии с «учебной программой до обучающихся, что также свидетельствует о некачественном оказании платных образовательных услуг. 22.12.2019 на 16 часов 00 минут был назначен экзамен по дисциплине «Информатика» у группы 205, в которой обучается сын истца. Перед экзаменом была назначена консультация, в ходе которой преподавателем проверялись практические работы студентов группы. В течение консультации преподавателем были проверены работы 5-6 студентов, которые в последствии были допущены к сдаче экзамена, а остальные студенты, в том числе Ахметов И.Р., не были допущены по независящим от них причинам (в связи с тем, что преподаватель не успел проверить их практические работы). В связи с вышеизложенными обстоятельствами представителем, действующему на основании доверенности, была подана претензия о расторжении договора в связи с нарушением статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», кроме того представителем были проведены переговоры с руководством учебного заведения (в лице заместителя директора по учебно-воспитательной работе Тимофеевой Оксаны Сергеевны) в ходе которых представителю было разъяснено о том, что по вышеизложенным обстоятельствам будет проведена проверка. Кроме того, представителем было написано заявление о расторжении договора по инициативе заказчика, с учетом оснований, изложенных в претензии от 24.12.2019 (основным требованием которой является возврат денежных средств за оказание некачественных образовательных услуг). При этом просили учитывать и заявление о переводе в другое учебное заведение (ранее поданное, однако зарегистрированное только 25.12.2019 с приложением скан-копии справки из иного учебного заведения, которое готово принять Ахметова И.Р. по переводу в свое учебное заведение сразу на 2 курс). Вместе с тем 25.12.2019 ответчиком издан приказ об отчислении Ахметова И.Р. из ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи» без перевода в другое учебное учреждение. Кроме того, претензия истца, поданная 24.12.2019 ответчиком не рассмотрена, ответ на нее в адрес истца не направлен, денежные средства не возвращены. В связи с изложенным, истец считает, что со стороны ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи» допущены существенные нарушения условий договора, тем самым нарушены права истца и ее сына, Ахметова И.Р., как потребителей образовательных услуг. На основании изложенного истец просит обязать ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи» изменить основания расторжения договора об оказании платных образовательных услуг №137/2018 от 27.08.2018, заключенный с Ахметовой Г.И. в интересах обучающегося Ахметова И.Р. и расторгнуть договор по инициативе заказчика с переводом обучающегося в Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» («Университет Синергия»). Взыскать с ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи» в пользу Ахметовой Г.И. уплаченные по договору денежные средства в размере 84 800 рублей 00 копеек, штраф в размере 50% от присужденной в пользу истца суммы за нарушение прав потребителя. В процессе рассмотрения дела представитель истца отказался от исковых требований в части обязания ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи» изменить основания расторжения договора об оказании платных образовательных услуг №137/2018 от 27.08.2018, заключенный с Ахметовой Г.И. в интересах обучающегося Ахметова И.Р. и расторгнуть договор по инициативе заказчика с переводом обучающегося в Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» («Университет Синергия») о чем вынесено отдельное определение, в виду отчисления Ахметова И.Р. путем перевода в указанное образовательное учреждение, с учетом зачета и перезачета предметов соответствующего курса обучения. Так же представитель истца уточнил исковые требования и окончательно просил взыскать плату за образовательные услуги в размере 75776,52 рублей, штраф. В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 4 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что отношения в сфере образования регулируются данным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (законодательство об образовании). Основной задачей правового регулирования отношений в сфере образования является создание правовых гарантий для согласования интересов всех участников отношений в сфере образования. Данной статьей также установлено, что в случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и норм, содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах применяются нормы Федерального закона «Об образовании в РФ». Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Статьей 43 данного Закона предусмотрено, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка. В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Частью 2 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (пункт 2 указанной статьи). В соответствии с частью 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Из материалов дела следует, что 27.08.2018 между Ахметовой Г.И. и ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций — Казанский техникум информационных технологий и связи» заключен договор об оказании платных образовательных услуг №137/2018 Ахметову Иркену Рависовичу. Согласно предмету договора исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу, а обучающийся/заказчик обязуется оплатить обучение по образовательной программе 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы, очная форма обучения в пределах ФГОС или образовательного стандарта в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, и образовательными программами исполнителя. В рамках настоящего договора исполнитель принял на себя в том числе следующие обязательства: - организовать и обеспечить надлежащее предоставление образовательных услуг, предусмотренных разделом I настоящего договора. Образовательные услуги оказываются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом, в том числе индивидуальным, и расписанием занятий исполнителя; - обеспечить обучающемуся предусмотренные выбранной образовательной программой условия ее усвоения. Согласно п.2.5 договора обучающийся обязуется: - посещать занятия, добросовестно выполнять все задания, предусмотренные учебным планом и образовательными программами среднего профессионального образования, - в установленные исполнителем сроки проходить контроль и аттестацию по каждому виду учебных занятий. Включенных в учебный план Согласно п. 1.2. договора срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) составляет 3 года 10 месяцев. Исходя из положений п.2.2.1 договора заказчик вправе получать информацию от исполнителя по вопросам организации и обеспечения надлежащего предоставления услуг, предусмотренных разделом I настоящего договора. В силу п.3.1. договора полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения обучающегося составляет 220 000 рублей 00 копеек. Увеличение стоимости услуг допускается с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Согласно дополнительному соглашению №б/н от 30.01.2019 к договору стороны согласовали изменение условий п.3.1. договора, изложив его в следующей редакции: полная стоимость образовательных услуг за весь период обучения обучающегося составляет 228 050 рублей 00 копеек. Общая стоимость образовательных услуг на второй семестр 2018/2019 учебного года и на первый семестр 2019/2020 учебного года составляет 57 300 рублей. По утверждению представителя истца, ответчиком платные образовательные услуги по образовательной программе 09.02.01. Компьютерные системы и комплексы не были оказаны с надлежащим качеством. Данные доводы были проверены судом и своего подтверждения не нашли. В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная деятельность подлежит лицензированию. Согласно пунктов 1, 2 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в РФ" государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Как следует из материалов дела, ГАПОУ "Межрегиональный центр компетенций-Казанский техникум информационных технологий и связи" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Министерства образования и науки Республики Татарстан №9587 от 31 марта 2017 года, свидетельства о государственной аккредитации Министерства образования и науки Республики Татарстан №4285 от 23 мая 2017 года, со сроком действия до 27 мая 2019 года. Доказательств об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности, о приостановлении действия государственной аккредитации или лишении государственной аккредитации, в судебном заседании истцом не представлено. Судом установлено, что реализация образовательных услуг производилась учебным заведением на основе программы подготовки специалистов среднего звена (специальность 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, утвержденной директором ГАПОУ "Межрегиональный центр компетенций-Казанский техникум информационных технологий и связи" Багровым Ю.Н. В приложениях к программе представлены: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин/модулей; программы учебных и производственных практик; методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательной программы. Представленная программа соответствует требованиям ФГОС СПО к структуре, условиям реализации, требованиям к оценке качества освоения ООП, с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. Программа подготовки специалистов среднего звена отвечает современным требованиям, предъявляемым к специалистам среднего звена в области компьютерных систем, составлена с учетом запросов работодателей, особенностей развития Республики Татарстан и страны в целом. Представленные в вариативной части Программа подготовки специалистов среднего звена учебные дисциплины и междисциплинарные курсы, способствуют расширению и углублению подготовки, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускников в соответствии с запросами регионального и государственного рынка труда (заключение экспертов, составленное по результатам аккредитационной экспертизы от 25 апреля 2019г.) (л.д. 87-88). Планом предусмотрено прохождение обучения в очной форме. Общий объем учебного времени - 3 года 10 месяцев, максимальная учебная нагрузка – 144 часа, обязательная аудиторная учебная нагрузка -96 часов, в том числе практические работы – 60 часов, самостоятельная работа студента – 48 часов. В план подготовки входят лекционные и семинарские и практические занятия, а также итоговая государственная аттестация. Лекционные занятия проводились в соответствии с утвержденным расписанием. При обучении на первом курсе ГАПОУ «Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи» Ахметовым И.Р. была освоена в полном объеме программа первого года обучения по образовательной программе «09.02.01. Компьютерные системы и комплексы», о чем свидетельствует удовлетворительная сдача экзаменов и зачетов по предусмотренным программой дисциплинам. По итогам прохождения аттестации, обучающийся был переведен на 2 курс. В ходе рассмотрения претензий истца в учебном заседании проводилась проверка относительно объема и качества предоставляемых Ахметову И.Р. образовательных услуг, по результатам которой было установлено, что на 3 семестре 2019/2020 учебного года по итогам сентября месяца у Иркена по дисциплине Основы Электротехники вышла неудовлетворительная оценка, 12 часов пропусков занятий по неуважительной причине, в октябре ситуация с успеваемостью Ахметова И.Р. ухудшилась. По спец. дисциплинам он получил три неудовлетворительные оценки, в ноябре месяце Иркен уже не справлялся с четырьмя спец. дисциплинами. Обращений с жалобами по поводу некачественного образования со стороны Ахметова И.Р. и его мамы Ахметовой Г.И. в течении учебного семестра не было, что подтверждается служебной запиской заведующей отделением ИТ Гариповой А.В. Ахметов И.Р. все требования учебного плана, в основном, выполнял, посещал лекции и семинарские занятия, но интереса и увлеченности к специальности не проявлял, самостоятельную работу, предусмотренную утвержденным учебным планом, с использованием библиотечного фонда ответчика не выполнял, что выразилось в невыполнении им практических работ, что подтверждается показаниями и объяснительными преподавателей (л.д.1-6, 52-59, т.2), данных в ходе судебного разбирательства, а также характеристикой куратора Латыповой Д.Ф. на студента Ахметова И.Р. Представитель истца указывает на то, что истец был не удовлетворен качеством оказываемых услуг, однако программа обучения, график посещений занятий условиями договора и приложениями к нему были согласованы сторонами. Субъективное мнение истца не свидетельствует о качестве преподавания. Кроме того, судом установлено, что занятия в группе, в которую зачислен Ахметов И.Р., проводились в соответствии с расписанием, теоретических и практических занятий, их последовательность и объем учебного курса соответствует программе среднего профессионального образования, реализуемым ГАПОУ "Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи. Обстоятельства оказания услуг надлежащего качества подтверждаются материалами данного дела, а также обстоятельствами учебы и сдачи экзаменов. Факт не усвоения Ахметовым И.Р. учебного программы не свидетельствует о некачественности оказания ответчиком услуг по заключенного договору. Доводы истицы о том, что образовательное учреждение не выполнило все условия договора являются необоснованными и опровергаются указанными выше выводами. Заключая договор, заказчик в свою очередь, также обязался в установленные в договоре сроки добросовестно выполнять все задания, предусмотренными учебным планом и образовательными программами среднего профессионального образования. Невыполнения с его стороны данных обязательств также не может служить основанием для признания оказанной ответчиком услуги – некачественной. Кроме того, Ахметов И.Р отчислен путем перевода на ту же ступень обучения в другое образовательное учреждение, с учетом зачета всех предметов (л.д.68-70). Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что предоставляемые ГАПОУ "Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи" услуги в сфере образования соответствуют требованиям, предъявляемым федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности, нарушений прав потребителя не установлено и оснований для возврата денежных средств не имеется. Так как в удовлетворении основных исковых требований истцу отказано, а требование о взыскании штрафа производно от основных, у суда не имеется оснований для его удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ахметовой Г.И. к ГАПОУ "Межрегиональный центр компетенций - Казанский техникум информационных технологий и связи" о защите прав потребителей оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его составления в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани. Судья Советского районного суда г. Казани Р.М.Шарифуллин |