Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
8 февраля 2016 года г.Димитровград
Мелекесский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи И.А.Рыбакова,
при секретаре О.И. Гулькиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, кадастровому инженеру ФИО12, обществу с ограниченной ответственностью «Анама-Земля», ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, Генриху И.Д., ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО35, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42 о признании недействительным проекта межевания, незаконными выделов земельных участков, отсутствующим права собственности, внесении записей в Единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с указанным иском к кадастровому инженеру ФИО12, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в обоснование своих требований указав следующее. Истцы являются собственниками земельных долей земельного участка с кадастровым №*, общей площадью 18953400 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу ***, участок находится примерно в 20 метрах по направлению на юго-восток от трассы Самара-Димитровград. В мае 2015 года истцам стало известно, что из вышеуказанного земельного участка были выделены, сформированы и поставлены на кадастровый учет 7 земельных участков. Выдел и постановка на кадастровый учет произведена на основании проекта межевания, выполненного **.**.**** года кадастровым инженером ФИО12 Проект межевания земельного участка подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. **.**.**** года истцами были направлены письменные возражения относительно местоположения границ и размера выделяемых земельных участков. Данные возражения не были устранены. Следовательно осуществленный выдел, формирование и постановка на учет 7 указанных земельных участков произведена с нарушениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Истцы просили суд признать недействительным проект межевания земельного участка с кадастровым №*, выполненный **.**.**** года кадастровым инженером ФИО12; признать недействительными межевые планы на земельные участки с кадастровыми №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*; признать недействительной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*.
Истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО43 исковые требования уточнил просил признать недействительными проекты межевания земельного участка с кадастровым №*, выполненные **.**.**** года кадастровым инженером ФИО12; признать незаконными выделы земельных участков с кадастровыми №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*; признать отсутствующими права собственности на земельные участки с кадастровыми №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области внести в Единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении прав на земельные участки с кадастровыми №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что земельные участки с кадастровыми №*, №*, №*, №*, №*, №*, №* поставлены на учет **.**.**** года на основании заявления №* от **.**.**** года, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО12 в результате раздела земельного участка с кадастровым №* и представленных в орган кадастрового учета в электронном виде в формате XML, следовательно нормы закона об обороте, регламентирующие определенный порядок способа образования земельных участков путем выдела в данном случае не распространяются. Избранный истцом способ защиты прав не может привести к восстановлению нарушенных прав истцов. Кроме того, считает, что часть требований не может быть рассмотрена в порядке искового производства.
Ответчик ФИО12, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В отзыве на иск указала, что она ненадлежащий ответчик, т. к. не нарушала прав истцов, а спор о порядке образования земельных участков и праве собственности на них должен разрешаться между сособственниками.
Ответчики ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, Генрих И.Д., ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО35, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42 извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика ООО «Анама-Земля» по доверенности ФИО44 в судебном заседании показал, что исковые требования не направлены на защиту и восстановление прав истцов, ФИО12 не нарушала прав истцов, отсутствуют нормы материального права, позволяющие удовлетворить заявленные требования.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя истца ФИО1 ФИО43 и представителя ответчика ООО «Анама-Земля», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы являются участниками общей долевой собственности (у каждого доля в праве 1/186) на земельный участок с кадастровым №*, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 18953400 кв.м., расположенного по адресу ***, участок находится примерно в 20 метрах по направлению на юго-восток от трассы Самара-Димитровград, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведены соответствующие записи, выданы свидетельства о государственной регистрации права.
**.**.**** года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области на основании заявления №* от **.**.**** года, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО12, в результате раздела земельного участка с кадастровым №* поставлены на учет вновь образованные земельные участки с кадастровыми №*, №*, №*, №*, №*, №*, №*. Земельному участку с кадастровым №***.**.**** года присвоен статус кадастровых сведений «архивный».
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи (пункт 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3).
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона (пункт 6).
Согласно статья 13.1 указанного Федерального закона проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (пункт 1).
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (пункт 2).
Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей (пункт 3).
При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения (пункт 6).
Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (пункт 7).
Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:
1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; 2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним (пункт 8).
Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 9).
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (пункт 10).
Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 11).
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 12).
Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка (пункт 14).
Данным законом не предусмотрен раздел земель сельскохозяйственного назначения, поэтому доводы ФБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, изложенные в отзыве, суд признает несостоятельными.
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане согласно ч.2 указанной статьи указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
В соответствии с п.23 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», являющихся приложением №2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на основе:
1) проекта межевания земельных участков, решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки (при кадастровых работах в отношении земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);
2) проекта межевания земельных участков, документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровых работах в отношении земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).
При проведении кадастровых работ размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 закона №101-ФЗ.
Из материалов дела следует, что кадастровым инженером ФИО12 было опубликовано извещение в газете «Народная газета» от **.**.**** года№* об ознакомлении и согласовании проектов межевания земельного участка с кадастровым №*. При этом 25.02.2014 в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области поступили возражения от ФИО45, действующего в интересах собственников земельных долей земельного участка с кадастровым №*, в части размеров и местоположения границ земельных участков, отображенных в проектах межевания, подготовленных кадастровым инженером ФИО12
Как следует из материалов дела, истцы своего согласия ни в устной, ни в письменной форме на выдел земельных участков из земельного участка с кадастровым №*, находящего в общей долевой собственности, не давали. Таким образом, размер и местоположение границ земельных участков, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, не были согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Права истцов были нарушены, поскольку отсутствовало их согласие на выделы земельных участков, возражения в установленном законом порядке сняты не были.
При таких обстоятельствах, поскольку согласие истцов при выделе земельных участков не было получено, проекты межевания являются недействительными, а произведенные выделы земельных участков являются незаконными, следовательно, исковые требования к ФИО12 подлежат удовлетворению. При этом в силу п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 29.04.2010 года, указывающего, что ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав, вытекающих из зарегистрированной сделки являются стороны, а государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, суд полагает ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области подлежит исключению из числа ответчиков по делу, суд принимает отказ от иска в указанной части.
Согласно п.3 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
В соответствие с п.5 ст. 4 Закона, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим законом.
При поступлении документов, указанных в ст. 22 Закона, орган кадастрового учета проверяет их на соответствие требованиям Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года, «О государственном кадастре недвижимости», Приказа Минэкономразвития РФ №12 от 24.11.2008 года «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а также наличие оснований для принятия решения о приостановлении, либо отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренных ст.ст.26,27 Закона.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" после проведения процедуры межевания земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об учете изменений объекта недвижимости и выдает заявителю кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.
Анализ приведенных норм Закона позволяет сделать вывод о том, что сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет фактически является способом систематизации данных об объектах недвижимого имущества в целях создания федерального государственного информационного ресурса.
Признание незаконным выделов земельных участков в силу закона влечет снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, образованных в результате такого выдела, т.е. земельные участки с кадастровыми №* подлежат снятию с кадастрового учета, а сведений о земельном участке с кадастровым №* должны быть восстановлены.
В соответствие со ст. 17 п.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно ст.18 п.1 закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Из материалов дела следует, что основанием для регистрации прав собственности на выделенные земельные участки явились вышеуказанные проекты межевания земельных участков от 27.03.2014 года
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиками не представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы истцов о наличии вышеперечисленных нарушений.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Учитывая, что незаконно выделенные земельные участки подлежат снятию с государственного кадастрового учета земельных участков, то и зарегистрированные на них права собственности необходимо признать отсутствующими. Вместе с тем, учитывая, что на земельный участок с кадастровым №* какие-либо права не зарегистрированы, то и оснований для их прекращения не имеется. В этой части уточненных исковых требований необходимо отказать.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области о том, что истцы должны были обращаться в суд путем предъявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, так как в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может решаться спор о праве на недвижимое имущество.
В силу статьи 2, части 1 статьи 3 ГПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Поскольку истцы являются собственниками земельных долей в земельном участке, из которого производится выдел земельных долей, их обращение в суд не противоречит закону. В связи с чем, утверждение представителя ответчика ООО «Анама-Земля», что их права не нарушены несостоятельны.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» данное решение после вступления в законную силу будет являться основанием для внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования удовлетворить частично.
Признать недействительными проекты межевания земельного участка с кадастровым №*, выполненные **.**.**** года кадастровым инженером ФИО12.
Признать незаконными выделы из земельного участка с кадастровым №* земельных участков с кадастровыми №*.
Признать отсутствующими права собственности на земельные участки с кадастровыми №*.
Решение по вступлению его в законную силу является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми №* и восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым №*.
Решение по вступлению его в законную силу является основанием для внесения в Единый Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о прекращении прав на земельные участки с кадастровыми №* и восстановления в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на земельный участок с кадастровым №*, существовавших на 21.05.2014.
В остальной части уточненных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 15.02.2015.
Судья И.А.Рыбаков