Дело № 2- 42/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2016 года
Шарьинский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гуманец О.В.
при секретаре Долгодворовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области к Е.А.Е. о возмещении средств (субсидий) выделенных на оказание финансовой помощи на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области обратилось в суд с иском к Е.А.Е. о возмещении средств (субсидий) выделенных на оказание финансовой помощи на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, в котором просило взыскать с ответчика в федеральный бюджет материальный ущерб в сумме 58 800 рублей.
Заявленное требование истец мотивировал тем, что в соответствии с договором от 11.11.2011 года № 2983 Государственным казенным учреждением «Центром занятости населения города Нижнего Новгорода» (ГКУ ФИО1 Новгорода) в соответствии Положением о порядке финансирования и расходования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан от 18.02.2011 года №111 Е.А.Е. была выделена финансовая помощь в размере 58800 рублей.
Денежные средства были перечислены на расчетный счет №__ в отделении Сбербанка России № 001/6056, указанный ответчиком в заявлении об оказании содействия в организации предпринимательской деятельности.
В соответствии с условиями договора № 2983 от 11.11.2011 года (п.2.1.6.) Е.А.Е. несёт ответственность за целевое использование полученной субсидии и обязанность представить в ГКУ ФИО1 Новгорода не позднее 3-х месяцев с момента перечисления финансовых средств документы, подтверждающие произведенные расходы (кассовые и товарные чеки, квитанции, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.п.).
Отчёт о произведённых расходах Е.А.Е. не представлен.
На основании п.3.3. договора от 11.11.2011 года № 2983 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора одной из сторон виновная сторона обязана возместить другой стороне причиненные в результате убытки.
На основании пункта 29 Положения гражданин обязан возвратить бюджетные средства в федеральный или областной бюджет в случаях: при выявлении факта нецелевого использования субсидии или ненадлежащего исполнения договора.
Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области осуществляет контроль над целевым использованием субсидий в соответствии с установленными полномочиями и несёт ответственность за нецелевое использование средств, перечисленных из федерального или областного бюджета.
При нарушении условий, установленных при предоставлении субсидии, уполномоченный орган обеспечивает возврат субсидии в федеральный или областной бюджет путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидии в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования.
Неисполнение гражданином обязательств по возврату субсидии в срок является основанием для взыскания с него полученной суммы субсидии в судебном порядке.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенно действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и по иным основаниям, указанным в ГК РФ.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектом Российской Федерации, относится, в частности, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидий), утверждены Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.
Согласно пункту 13 указанных Правил размер субсидий, предоставляемой бюджету субъекта РФ на реализацию дополнительных мер по содействию самозанятости безработных граждан рассчитываются по формуле исходя из суммы 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, то есть 58 800 рублей.
Исходя из смысла вышеуказанных нормативно-правовых актов, как указано в иске, следует, что условия договора, касающиеся обязанности гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев, являются императивными условиями договора, нарушение которых приводит к безусловному расторжению договора и взысканию субсидии вне зависимости от выполнения иных условий договора.
В силу статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Дело рассматривалось в отсутствие представителя истца, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 111).
Ответчик Е.А.Е. с иском не согласился и пояснил, что в установленном порядке он был признан безработным. В ноябре 2011 года он обратился к директору ГУ ЦЗН г. Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности. К этому времени он уже арендовал офис по адресу: ____. 11 ноября 2011 года между ним и ГУ ФИО1 Новгород был заключен договор о предоставлении субсидии на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
21 ноября 2011 года была произведена государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
В ГУ ФИО1 Новгорода он предоставил бизнес-план, в котором, в том числе, был указан адрес офиса продаж юридических услуг, отражена финансовая составляющая. Ему была предоставлена субсидия для организации предпринимательской деятельности в сумме 58 800 рублей. Деньги получил 25 ноября 2011 года.
В исковом заявлении истец ссылается на то, что денежные средства им были использованы не по целевому назначению и на то, что не был представлен отчёт о произведённых расходах. Это, по мнению ответчика, не соответствует действительности. Полученные денежные средства в полном объёме были израсходованы по целевому назначению - на приобретение оргтехники, мебельной конструкции, рекламных конструкций, арендную плату офисного помещения. Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи мебельной продукции, договором аренды помещения, платёжными документами на приобретение оргтехники, платёжными документами по оплате за аренду помещения.
В декабре 2011 года он полностью реализовал предоставленную субсидию, дополнительно вложил собственные денежные средства.
В установленный срок он со всеми подлинными документами обратился в ГУ ФИО1 Новгорода к специалисту М.Т.А. Она ксерокопировала все документы, подтверждающие приобретение оргтехники, мебельной конструкции, рекламных конструкций, оплату аренды офисного помещения. Его ошибка заключалась в том, что он не взял ни расписки, ни какого-либо заявления, что все документы им были представлены и с них сделаны ксерокопии.
По роду своей деятельности он часто просматривает информацию на сайте службы судебных приставов. В июле 2015 года он просматривал банк исполнительных производств и случайно увидел, что Автозаводским районным судом в отношении него вынесено решение о взыскании задолженности в сумме 58 800 рублей. По его заявлению заочное решение было отменено.
По поводу регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в МИ ФНС № 6 по Костромской области, а не в Н. Новгороде пояснил, что на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии на организацию предпринимательской деятельности он постоянно был зарегистрирован по адресу: ____. По адресу: ____ он имел временную регистрацию, так как на тот момент собственного жилья в Н. Новгороде не имел. При обращении в налоговую инспекцию в Н.Новгороде, ему сказали, что не могут зарегистрировать его в качестве ИП, рекомендовали обратиться в налоговую инспекцию по месту постоянной регистрации.
Выслушав доводы ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании 11 ноября 2011 года между ответчиком, зарегистрированным на тот момент в качестве безработного, и Государственным учреждением Центр занятости населения города Нижнего Новгорода был заключен договор № 2983 о предоставлении субсидий на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (л.д.10).
В соответствии с п.2.1.2 договора ответчик обязался организовать юридические услуги.
В силу п.2.1.6 договора ответчик несёт ответственность за нецелевое использование полученной им субсидии. Не позднее трёх месяцев с момента перечисления финансовых средств обязан представить в Государственное учреждение Центр занятости населения города Нижнего Новгорода подтверждающие произведённые расходы (кассовые и товарные чеки, квитанции, счета-фактуры, договоры, акты выполненных работ и т.п.).
В силу п.3.3 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора одной из сторон виновная сторона обязана возместить другой стороне причиненные в результате убытки.
Согласно представленному истцом в материалы дела свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 21 ноября 2011 года ответчик был зарегистрирован МИ ФНС № 6 по Костромской области в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 12).
Приказом директора Государственного учреждения Центр занятости населения города Нижнего Новгорода № 326024/0911 от 22 ноября 2011 года Е.А.Е. оказана финансовая помощь в размере 58800 рублей (л.д.11).
Согласно представленной в суд выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 28.12.2015 года и на момент рассмотрения дела ответчик является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности которого деятельность в области права (л.д.106 - 108).
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 указанных Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих в том числе мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в том числе, содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В целях реализации вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 постановлением Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2011 года N 111 утверждено Положение о порядке финансирования и расходования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Пунктом 29 указанного Положения установлено, что гражданин обязан возвратить бюджетные средства в федеральный или областной бюджет при выявлении факта нецелевого использования субсидии или ненадлежащего исполнения договора.
Как указано в иске, основанием обращения с иском в суд явилось нарушение со стороны ответчика п.2.1.6 договора № 2983 от 11.11.2011 года, в соответствии с которым Е.А.Е. обязан был представить в ГКУ ФИО1 Новгорода не позднее 3-х месяцев с момента перечисления финансовых средств документы, подтверждающие произведённые им расходы (кассовые и товарные чеки, квитанции, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.п.). Отчёт о произведённых расходах Е.А.Е. не представлен.
Учитывая, что денежные средства были перечислены ответчику платёжным поручением № 1675419 25.11.2011 года (л.д.13), следовательно, документы, подтверждающие произведённые им расходы, ответчик должен был представить в срок до 25.02.2012 года.
Актом приёма передачи нежилых помещений от 30 ноября 2011 года к договору аренды нежилого помещения от 15 сентября 2011 года между ООО «Ларгус» и Е.А.Е. ответчику передано в аренду нежилое помещение по адресу ____ (л.д.112).
Указанный адрес: ____ фигурирует и в представленном истцом бизнес-плане индивидуального предпринимателя в области права Е.А.Е., как место расположения офиса ответчика (л.д.85).
Согласно представленному истцом бизнес-плану индивидуального предпринимателя в области права Е.А.Е. за счёт субсидий предполагалось закупить оборудование для офиса, создать рекламу в СМИ по оказанию юридических услуг.
Как установлено в судебном заседании только за вышеуказанный трёхмесячный период ответчиком была произведена оплата арендной платы за декабрь 2011 года в размере 5489 рублей 95 копеек (л.д.40); оплата компьютерной техники в сумме 25690 рублей (л.д.43); настенных часов в сумме 250 рублей (л.д.45).
5 ноября 2011 года ответчиком заключен договор № 0015 на покупку и монтаж мебельной продукции по адресу ____ на общую сумму 38700 рублей, акт приёма от 25.11.2011 года (л.д.66). Согласно представленным квитанциям к приходным кассовым ордерам № 28 и № 29 25 ноября 2011 года ответчиком произведена оплата по указанному договору в размере 23000 рублей и 15700 рублей (л.д.122).
26 декабря 2011 года ответчиком заключен договор на изготовление и монтаж светового короба по адресу ____ (рекламного) стоимостью 12000 рублей (л.д.91).
Таким образом, согласно представленным суду документам, за период с 25.11.2011 года по 25.02.2012 года ответчиком произведены затраты на сумму 82129 рублей 95 копеек, из расчёта: 5489,95 + 25690 + 250 + 38700 +12000, которые подтверждены наличием у ответчика соответствующих документов.
В силу п. 16 утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 Правил предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации субсидия подлежит взысканию в доход федерального бюджета только в случае ее нецелевого использования и в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что вышеуказанные затраты ответчика включают в себя затраты на закупку оборудования для офиса, факт нецелевого использования субсидии в ходе рассмотрения дела не установлен.
В соответствии с п.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу п.п.3 п.3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, указанная норма права предполагает возможность возврата субсидий только в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Между тем, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, ни Правилами предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, возможность возврата субсидии в связи с невыполнением ответчиком условий договора в части не предоставления документов, подтверждающих произведённые расходы, не предусмотрены.
Пунктом 29 Положения о порядке финансирования и расходования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, на которое ссылается истец, также не конкретизировано, что именно понимается под понятием «ненадлежащее исполнение договора».
В силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 ГК РФ" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
В нарушение указанных разъяснений, истец не представил достоверных доказательств того, что предполагаемым невыполнением ответчиком условий договора в части не предоставления документов, подтверждающих произведённые расходы, истцу причинены убытки.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства направления ответчику письма с требованием предоставления подтверждающих документов, на что ссылалась в своём объяснении сотрудник ГКУ ЦЗН города Нижнего Новгорода М.Т.А. (л.д.89).
Между тем, в силу п. 24. Положения о порядке финансирования и расходования субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, ГУ ЦЗН ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, обязано представлять Уполномоченному органу отчет об использовании субсидий на реализацию мероприятий по организации предпринимательской деятельности, то есть проводить соответствующие действия по проверке использования субсидий.
Адрес офиса ответчика с момента предоставления субсидии и до настоящего времени остался неизменным.
Принимая во внимание, что ответчик с момента обращения с заявлением о предоставлении субсидии, и до настоящего времени осуществляет предпринимательскую деятельность, представил суду надлежащие документы в обоснование понесённых им расходов, на возмещение части которых была выделена субсидия, с учётом отсутствия доказательств необходимости сокрытия представленных суду документов от истца, суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по возврату полученной им денежной субсидии в федеральный бюджет.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Управлению государственной службы занятости населения Нижегородской области в удовлетворении искового заявления к Е.А.Е. о возмещении в федеральный бюджет средств (субсидий) выделенных на оказание финансовой помощи на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в сумме 58800 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: О.В.Гуманец
Решение вступило в законную силу ______.