Дело № 2–1436/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2018 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Дёминой А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителей ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности,
ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет на пенсию, назначить и выплачивать пенсию,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконными действий начальника пенсионного обеспечения ФЭО ГУФСИН России по Пермскому краю, связанных с отказом в исчислении выслуги лет в льготном исчислении в войсковой части №, дислоцирующейся в п.Чермен; возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет на пенсию за период прохождения службы в войсковой части № в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, назначить и выплачивать пенсию со дня приобретения на нее права (л.д.3-5).
В обоснование заявленных требований истец указал, что в установленном законом порядке он (истец) обратился по последнему месту службы в ГУФСИН России по Пермскому краю для назначения пенсии на льготных условиях. При проверке данных о прохождении службы не был засчитан период службы 1997-1999гг. в войсковой части № в п.Чермен МВД России по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта в качестве льготной выслуги – один месяц службы за три. На его (истца) заявление от ДД.ММ.ГГГГ. был дан письменный ответ начальника пенсионного обеспечения ФЭО ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в войсковой части № в льготном исчислении не имеется в связи с тем, что Указом Президента РФ от 15.02.1995г. №139 «О мерах по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октября-ноября 1992г.» режим чрезвычайного положения был отменен. Данный ответ является необоснованным, а права истца нарушенными, поскольку в Указе Президента РФ от 15.02.1995г. №139 нет положений, предусматривающих отмену режима чрезвычайного положения на территории республики Северная Осетия и Ингушской республики; войсковой части № по февраль 2002г. была включена в перечень частей, привлекавшихся к ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октября-ноября 1992г. и попадала под действие Указа Президента РФ от 15.02.1995г. №, Постановления Правительства РФ № от 15.04.1995г., Постановления Правительства РФ №1276 от 28.10.1996г.,; войсковая часть № входила в состав Объединенных сил, приданных Временному Государственному комитету РФ ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта в условиях вооруженных конфликтов, где военная служба по обеспечению режима чрезвычайного положения засчитывается в выслугу лет из расчета один месяц за три месяца.
Истец в судебном заседании на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы и основания иска, дополнительно пояснила, что период прохождения службы в войсковой части № подлежит исчислению в льготном порядке в связи с фактическим выполнением истцом задач на территории, где введено чрезвычайное положение.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.20-25, 61-62), согласно которым правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периодов службы в войсковой части № с 1997 по 1999гг. не имеется, поскольку в соответствии с законодательством РФ в 1997-1999гг. вооруженного конфликта на территориях республика Северная Осетия и Ингушской республики не было, режим чрезвычайного положения не действовал. Также полагают, что истцом пропущен установленный ст.392 Трудового кодекса РФ срок для обращения в суд с иском по спору о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет на пенсию, поскольку истец с расчетом выслуги лет был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. и с указанной даты истцу было известно о том, что период службы в войсковой части № не был засчитан в выслугу лет в льготном исчислении. Также истцом документально не подтвержден период прохождения службы в войсковой части №, акты проверки фактического участия военнослужащих в ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта не представлены, а представленные документы противоречивы, объективно не подтверждены.
Заслушав объяснения истца, представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, материалы личного дела ФИО1, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту - Закон от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
В статье 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные указанным Законом, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
На основании части третьей статьи 18 указанного Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона, определяется Правительством Российской Федерации, в данном случае - Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту – Постановление №941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Подпунктом «б» п.3 указанного Постановления №941 установлено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации на льготных условиях один месяц службы за три месяца в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", устанавливающего социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Согласно ст.7 указанного Закона Правительство Российской Федерации определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
В соответствии со ст.7 Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1 Правительством РФ принято постановление от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее по тексту – Постановление Правительства РФ №280), пунктом 1 которого установлено, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее именуются - дополнительные гарантии и компенсации), предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп (далее именуются - военнослужащие) и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - сотрудники), в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ №280 определено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, из системного толкования вышеизложенных положений законодательства РФ следует, что обстоятельствами, имеющими значения для рассмотрения настоящего дела, является прохождение в спорный период времени военной службы и фактическое выполнение истцом задач на территории, где введено чрезвычайное положение.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы в различных должностях на основании контрактов о службе в уголовно-исполнительной системе (личное дело ФИО1).
В соответствии с приказом ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. №лс «Об увольнении ФИО1» полковник внутренней службы ФИО1, начальник отдела организации службы охраны ГУФСИН России по Пермскому краю, уволен по п.«в» ч.1 ст.58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) ДД.ММ.ГГГГ., основание: рапорт ФИО1 Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет: в календарном исчислении 20 лет 08 месяцев 29 дней; в льготном исчислении 28 лет 09 месяцев 01 день (личное дело ФИО1).
Выписка из приказа об увольнении получена истцом ДД.ММ.ГГГГ. (личное дело ФИО1).
Из послужного списка истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ. истец являлся курсантом Пермского высшего военного командно-тылового училища ВВ МВД России, заключен контракт о прохождении службы на 5 лет военной службы после окончания ВВКТУ и на время обучения; в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проходил военную службу – командир взвода минометной батареи АЗДн 680 полка оперативного назначения 99 дивизии Северо-Кавказского округа ВВ МВД РФ. ДД.ММ.ГГГГ. уволен в запас ВС в соответствии с пп.«в» п.2 ст.51 (в связи с невыполнением условий контракта) Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (л.д.57-60, личное дело ФИО1).
Из личной карточки на денежное довольствие ФИО1 следует, что истец в указанный период проходил военную службу в войсковой части № (л.д.10-13, личное дело ФИО1).
Согласно архивной справке Центрального архива внутреннитх войск от ДД.ММ.ГГГГ. (личное дело ФИО1) войсковая часть № в 1997-1999 годах дислоцировалась в п.Чермен Пригородного района Республика Северная Осетия – Алания.
Из письменного ответа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. (личное дело ФИО1) следует, что ФИО1 в приказах командира войсковой части № за период выполнения задач по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта не значится. Подтвердить факт прохождения военной службы ФИО1 не представляется возможным, так как архив войсковой части № по 2000 год включительно передан на хранение в Центральный архив войск национальной гвардии РФ.
Согласно письменному ответу Центрального архива войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос ГУФСИН России по Пермскому краю в отношении ФИО1 архив запрашиваемыми сведениями не располагает, так как распоряжение командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. № и акты проверок фактического участия военнослужащих в ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октябрь-ноябрь 1992г. на хранение в архив не поступали (личное дело ФИО5).
Одновременно в материалах личного дела ФИО1 имеется письменный ответ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. на запрос ГУФСИН России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому лейтенант ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части № п.ФИО6 МВД России. Подтвердить период прохождения военной службы не представляется возможным, так как архив войсковой части № по 2000 год включительно передан на хранение в Центральный архив войск национальной гвардии РФ. Также направлена выписка из приказов командира войсковой части №, согласно которой нижепоименованных военнослужащих полагать фактически выполнявшими служебно-боевые задачи по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октябрь-ноябрь 1992г. в указанный период времени: 1997 год приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. – лейтенанта ФИО1, командира взвода минометной батареи артиллерийского-зенитного дивизиона с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; ДД.ММ.ГГГГ год приказ № от 19.07.2003г. - лейтенанта ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; ДД.ММ.ГГГГ (так в выписке из приказа) год приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. - лейтенанта ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (в качестве основания указанных приказов имеется ссылка на распоряжение командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. № и акты проверки фактического участия военнослужащих в ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октябрь-ноябрь 1992г.).
Согласно расчету выслуги лет на пенсию ФИО1 в выслугу лет для назначения пенсии по линии ФСИН России период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. зачтен в календарном исчислении как 1 год 10 месяцев 10 дней (л.д.63-69).
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете выслуги лет на пенсию, на которое ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. направлен письменный ответ об отсутствии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в войсковой части № в льготном исчислении (л.д.6).
Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности с положениями законодательства о пенсионном обеспечении, рассматривая дело в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ по заявленным истцом требованиям, суд при установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах по делу находит действия ГУФСИН России по Пермскому краю по расчету выслуги лет на пенсию ФИО1 за период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. правомерными, основанным на нормах действующего законодательства.
Указом Президента РФ N 1327 от 02.11.1992 г. "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики", в соответствии с Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" и Законом РФ "О безопасности", на территории Республики Ингушетия с 02.11.1992 г. введено чрезвычайное положение.
Указом Президента Российской Федерации N 407 от 27.03.1993 г. режим чрезвычайного положения с 31.03.1993 г. отменен, и чрезвычайное положение распространено лишь на отдельные территории Республики Северная Осетия (в том числе п.Чермен Пригородного района) и Ингушской Республики.
Этот режим чрезвычайного положения на отдельных территориях продлевался на основании соответствующих Указов Президента Российской Федерации и с 15.02.1995 г. был отменен в соответствии с п.10 Указа Президента РФ от 15.02.1995 года №139, которым признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1995 г. N 93 "О введении чрезвычайного положения на части территорий Республики Северная Осетия и Ингушской Республики".
Таким образом, поскольку в период прохождения истцом военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в войсковой части №, дислоцировавшейся в п.Чермен Пригородного района Республика Северная Осетия – Алания, на указанной территории не вводилось чрезвычайное положение, постольку в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, пп.«б» п.3 Постановления Правительства РФ №, п.2 Постановления Правительства РФ № указанный период прохождения службы не подлежит зачислению в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях один месяц службы за три месяца.
Доводы искового заявления и представителя истца в судебном заседании о том, что в Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ нет положений, предусматривающих отмену режима чрезвычайного положения на территории Республика Северная Осетия и Ингушской Республики, суд находит несостоятельными, поскольку, как указано судом выше, данные доводы не соответствуют положениям Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ№ и Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, суд отмечает, что из содержания выписок из приказов командира войсковой части № не следует, что ФИО1 выполнялись служебно-боевые задачи в условиях чрезвычайного положения.
Также не влияет на выводы суда запись в представленной истцом копии выписки послужного списка ФИО1 (л.д.60) за подписью начальника штаба войсковой части № о том, что указанный период службы засчитывается в выслугу лет на пенсию – один месяц службы за три, поскольку в качестве основания данного исчисления выслуги лет указан несуществующий нормативный правовой акт - Постановление Правительства РФ «По ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, установленного ст.392 Трудового кодекса РФ, суд приходит к выводу, что данные доводы стороны ответчика основаны на неверном толковании норм права, а потому судом отклоняются, поскольку рассматриваемые правоотношения не являются трудовыми, связаны с пенсионным обеспечением истца применительно к определению выслугу лет для назначения пенсии, соответственно, к спорным правоотношениям нормы Трудового кодекса РФ применению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании незаконным отказа в исчислении выслуги лет в льготном порядке, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет на пенсию за период прохождения службы в войсковой части № в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, назначить и выплачивать пенсию со дня приобретения на нее права отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий – подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>