ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1436/20 от 15.07.2020 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1436/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 15 июля 2020 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Метёлкина Е.В.,

при секретаре Кожемякиной Я.Л.,

с участием представителя истца Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» Басанцевой Д.Ю.,

представителя ответчика Вараксиной С.Ю. – Терезы Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» к Вараксиной С.Ю. об изъятии земельного участка для федеральных нужд и обращении решения суда к немедленному исполнению,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры (в дальнейшем ФКУ «Ространсмодернизация») обратилось в суд с иском к Вараксиной С.Ю. об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению.

В обоснование иска ФКУ «Ространсмодернизация» ссылается на то, что в соответствии с государственной программой РФ «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» является государственным заказчиком по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», врамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив.

В соответствии с распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее – Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для объекта: «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту.Письмом от ДД.ММ.ГГГГ «Ространсмодернизация» обратилось в Росжелдор с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта.На основании указанного обращения и документации по планировке территории объекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» Росжелдором издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии 5 земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Согласно п. 2 Распоряжения об изъятии ФКУ «Ространмодернизация» дано поручение обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ис в адрес ответчика направлено уведомление об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации с приложением копии Распоряжения об изъятии.

Пунктом 1 Распоряжения об изъятии предусмотрено изъятие путем выкупа для нужд РФ части земельного участка с кадастровым номером <адрес>

Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером <адрес>

По результатам проведения всех необходимых мероприятий с целью заключения соглашения об изъятии для государственных нужд, а именно уведомлении собственника земельного участка о предстоящем изъятии, надлежащего опубликования распоряжения об изъятии, проведения кадастровых работ с целью образования земельного участка в целях изъятия, подготовки проекта соглашения и отчета об оценке земельного участка, а также в соответствии со ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, ФКУ «Ространсмодернизация» направило в адрес ответчика проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, а также отчет от ДД.ММ.ГГГГ об оценке размера возмещения за земельный участок <адрес>

В соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ, размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет 23 387 рублей (НДС не облагается), в том числе: убытки в виде затрат на регистрацию права собственности, возникающие при изъятии земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 350 рублей; рыночная стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 23 037 рублей.

Согласно положительному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, данному Саморегулируемой организацией оценщиков «Межрегиональный союз оценщиков», отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства РФ, в том числе ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».Проект соглашения, а также отчет об оценке размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером <адрес> не подписано.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что земельный участок перешел в собственность Вараксиной С.Ю. , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, определением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу произведена замена ненадлежащего ответчика.

Определением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ из дела по иску ФКУ «Ространсмодернизация» к Вараксиной С.Ю. об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем выкупа и обращении решения суда к немедленному исполнению выделено в отдельное производство требование об установлении размера выкупной цены за изымаемый земельный участок.

В судебном заседании представитель ФКУ «Ространсмодернизация» Басанцева Д.Ю., действующая на основании доверенности,поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске, в полном объеме, просила их удовлетворить.

В судебное заседание ответчик Вараксина С.Ю., будучи надлежаще извещенной о дне слушания дела, не явилась.

В судебном заседании представитель ответчика Вараксиной С.Ю. – Тереза Е.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на заниженную компенсацию за изъятие земельного участка и просила отказать в иске.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования ФКУ «Ространсмодернизация» подлежат удовлетворению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Исходя из представленных истцом документов, ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры», в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является государственным заказчиком по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив.

Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для объекта: «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту. Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии 5 земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Пунктом 1 Приложения к распоряжению Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ-р, принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань»земельного участка площадью 1098 кв.м., образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <адрес>Терезе Л.Д. .

По результатам выполнения земельно-кадастровых работ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 1097 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: трубопроводный транспорт, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, оставшемуся на праве собственности ответчику, присвоен кадастровый , площадью 89950 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, тер в границах АФ «Южная» ЗАО.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок, площадью 1097 кв.м. с кадастровым номером <адрес> ЗАО, принадлежащий ответчику, попадает в зону строительства железнодорожной инфраструктуры, возводимой в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Из пункта 2 Распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФКУ «Ространсмодернизация» необходимо обеспечить проведение мероприятий, направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно п.3, п.5 и п.6 ст.279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрен главой VII.1 Земельного кодекса РФ. Так, в соответствии с п.п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, изъятие земельных участков для государственных осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно п.1 ст.56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Как следует из материалов дела, письмом от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

ООО «Экспертная компания «ФИНЭКА» по заказу ООО УК «Трансюжстрой» произведена оценка рыночной стоимости, а также определен размер убытков, причиненный изъятием земельного участка 23<адрес>

Исходя из отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет 23 387 рублей (НДС не облагается), в том числе: убытки в виде затрат на регистрацию права собственности, возникающие при изъятии земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 350 рублей; рыночная стоимость земельного участка, изымаемого для государственных нужд - 23 037 рублей.

Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, руководствуясь ст.279 ГК РФ, п.4 ст.56.10 Земельного кодекса РФ, по результатам проведения всех необходимых мероприятий с целью заключения соглашения об изъятии для государственных нужд, а именно уведомлении собственника земельного участка о предстоящем изъятии, надлежащего опубликования распоряжения об изъятии, проведения кадастровых работ с целью образования земельногоучастка в целях изъятия, подготовки проекта соглашения и отчета об оценке земельного участка, а также в соответствии со ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ФКУ «Ространсмодернизация» направило в адрес Ответчика проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, а также Отчет от ДД.ММ.ГГГГ об оценке размера возмещения за земельный участок <адрес>

Проект соглашения, а также отчет об оценке размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером <адрес>

В ходе судебного разбирательства ответчик не согласился с размером выкупной стоимости и результатами оценки земельного участка, отраженными в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что ответчик не заключил с истцом соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд по причине несогласия с размером выкупной цены.

Определением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ требование об установлении размера выкупной цены за изымаемый земельный участок по иску ФКУ «Ространсмодернизация» к Вараксиной С.Ю. выделено в отдельное производство.

Согласно ст.282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется по решению суда.

В силу п.п.1 п.2 ст.279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такой земельный участок.

Представителем ФКУ «Ространсмодернизация» заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Как следует из материалов дела, ФКУ «Ространсмодернизация» во исполнение государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выполняет функции государственного заказчика по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив. Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об определении ОАО «Российские железные дороги» единственным исполнителем осуществляемой ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» закупки работ по строительству подходов к транспортному переходу через Керченский пролив» ФКУ «Ространсмодернизация» заключен Государственный контракт с ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ на разработку рабочей документации и строительство объекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Согласно п. 13.5 Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на разработку рабочей документации и строительство объекта «Создание сухогрузного морского порта Тамань», заключенного между ФКУ «Ространсмодернизация» и ОАО «РЖД», Подрядчик на основании выданной Государственным заказчиком доверенности выполняет собственными или привлеченными силами работы по подготовке территории в части земельно-кадастровых работ, в том числе оформляет в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельные участки, расположенные в границах полосы отвода Объекта.

Сроки выполнения работ по контракту: начало: с даты заключениядоговора; окончание: ДД.ММ.ГГГГ, перенос сроков строительства не предусмотрен.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ЕД-38-р наименование федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» изменено на федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры».

Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии оформления земельного участка под строительство.

Данные обстоятельства, по мнению суда, являются основанием для обращения решения суда об изъятии земельного участка для государственных нужд к немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковое заявление Федерального казенного учреждения «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры» к Вараксиной С.Ю. об изъятии земельного участка для федеральных нужд и обращении решения суда к немедленному исполнению.

Изъять для государственных нужд у Вараксиной С.Ю. земельный участок с кадастровым номером <адрес>

В соответствии со ст.212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.

Настоящее решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Метёлкин

Решение суда в окончательной форме принято 17 июля 2020 г.