ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1436/2013 от 17.07.2013 Ленинскогого районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е    Именем Российской Федерации

 17 июля 2013 года пос. Ленинский

 Ленинский районный суд Тульской области в составе:

 председательствующего Илюшкиной О.Ю.,

 при секретаре Дрёминой А.А.,

 с участием помощника прокурора <адрес> ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1436/2013 по заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО <адрес>, выразившееся в не проведении торгов по передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью, незаконными,

 установил:

 прокурор <адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО <адрес> выразившееся в не проведении торгов по передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью, незаконными.

 Заявление мотивировано тем, что прокуратурой <адрес> в связи с заданием прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок передачи права на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам.

 В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о защите конкуренции администрацией муниципального образования <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ объекты коммунальной инфраструктуры были переданы в эксплуатацию ООО «Жилстройсервис» без проведения конкурса или аукциона.

 Так, главой МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на техническое обслуживание муниципального имущества. Срок действия договора – до ДД.ММ.ГГГГ.

 Таким образом, без проведения конкурса и аукциона, на основании договора №-ТО технического обслуживания недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилстройсервис» эксплуатирует следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства:

 1)Котельная <адрес>.

 2)Котельная, <адрес>.

 3)водопроводные сети <адрес>.

 4)канализационные сети <адрес>.

 Указанные выше объекты жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатируемые ООО <данные изъяты>» являются объектами муниципальной собственности и включены в реестр имущества казны МО <адрес>.

 Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией МО <данные изъяты> без проведения торгов, в нарушение требований ст.17.1, ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.1, ч.2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произведена передача права безвозмездного пользования указанными выше объектами жилищно-коммунального хозяйства.

 Ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления законодательства в сфере защиты конкуренции недопустимо, поскольку передача прав на указанные объекты коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, и приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

 При этом ограничение конкуренции в данном случае происходит не в отношении рынков соответствующих услуг, которые, как правило, находятся в состоянии естественной монополии, - указанные действия ограничивают конкуренцию за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, то есть конкуренцию за доступ на соответствующий рынок.

 Кроме того, проверкой установлено, что названные выше объекты коммунальной инфраструктуры предназначены для производства коммунального ресурса, который ресурсоснабжающая организация продает гражданам в виде коммунальных услуг на территории населенных пунктов <адрес> МО <адрес>.

 Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя предоставить потребителю услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законодательством в установленном порядке.

 Таким образом, в результате не соблюдения администрацией МО <данные изъяты> федерального законодательства в сфере защиты конкуренции, а именно - не проведение в установленном законом порядке торгов по передаче права на объекты коммунальной инфраструктуры может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, пользующихся коммунальными услугами в населенных пунктах МО <данные изъяты>, поскольку администрация МО <данные изъяты> не использовала предоставленное законом право выбора организации с наилучшими условиями эксплуатации объектов, предоставлению коммунальных услуг наилучшего качества и наименьшей цены. В связи с чем определить круг лиц, права которых нарушены бездействием администрации МО <данные изъяты> не представляется возможным.

 В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в интересах неопределенного круга лиц.

 Принимая во внимание, что администрацией МО <адрес> меры по проведению торгов для передачи права на объекты коммунальной инфраструктуры в установленном федеральным законодательством порядке приняты не были, прокурор района обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц.

 В ходе судебного заседания помощник прокурора ФИО1 заявление поддержала, уточнив его, просила суд признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в не проведении торгов по передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью и обязать администрацию рассмотреть вопрос о проведении торгов по передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры в установленном законом порядке. Дала пояснения, аналогичные указанным в заявлении.

 Представитель администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

 Суд, с учетом мнения прокурора, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

 Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основания.

 На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в отношении неопределенного круга лиц.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

 Таким образом, данные обстоятельства дают прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

 В соответствии с ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

 Случаи заключения на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды определены ч.4 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Согласно ч.4 ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» до 01 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 ст.17.1 данного Федерального закона и заключенных до 01 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

 Таким образом, действующим законодательством предусматривается заключение на новый срок договоров безвозмездного пользования муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов только в отношении договоров, заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого и среднего предпринимательства.

 Судом установлено, что в нарушение требований законодательства о защите конкуренции администрацией муниципального образования <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ объекты коммунальной инфраструктуры были переданы в эксплуатацию ООО «<данные изъяты> без проведения конкурса или аукциона.

 Так, ДД.ММ.ГГГГ, между главой муниципального образования <адрес> и ООО <данные изъяты>» заключен договор №-ТО технического обслуживания недвижимого имущества.

 О передаче объектов коммунальной инфраструктуры на техническое обслуживание и эксплуатацию ООО <данные изъяты>» составлен Акт приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, являющийся Приложением к вышеуказанному договору.

 Таким образом, без проведения конкурса и аукциона, на основании договора №-ТО технического обслуживания недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» эксплуатирует следующие объекты жилищно-коммунального хозяйства: котельную <адрес>, котельную, <данные изъяты>

 Указанные выше объекты жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатируемые ООО <данные изъяты>» являются объектами муниципальной собственности и включены в реестр имущества казны МО <адрес>.

 Таким образом, органом местного самоуправления - администрацией МО <данные изъяты> без проведения торгов, в нарушение требований ст.17.1, ст. 53 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ч.1, ч.2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» произведена передача права безвозмездного пользования указанными выше объектами жилищно-коммунального хозяйства.

 В соответствии с ч.1 п.п.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

 В силу ч.1, ч.2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ( ч. 1 ст. 51).

 Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч.2 ст. 51).

 Как изложено выше, в соответствии с ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

 Однако администрацией МО <адрес> меры по проведению торгов для передачи права на объекты коммунальной инфраструктуры в установленном федеральным законодательством порядке приняты не были.

 Ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления законодательства в сфере защиты конкуренции недопустимо, поскольку передача прав на указанные объекты коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество, и приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

 При этом ограничение конкуренции в данном случае происходит не в отношении рынков соответствующих услуг, которые, как правило, находятся в состоянии естественной монополии, - указанные действия ограничивают конкуренцию за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, то есть конкуренцию за доступ на соответствующий рынок.

 Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование негосударственным организациям затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного хозяйствующего субъекта.

 Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 ( далее - Правила №354).

 Указанные выше объекты коммунальной инфраструктуры предназначены для производства коммунального ресурса, который ресурсоснабжающая организация продает гражданам в виде коммунальных услуг на территории населенных пунктов <адрес> МО <адрес>.

 В соответствии с п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме являются, в том числе, следующие:

 - предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенных в приложении №1 настоящих Правил;

 - качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № к настоящим Правилам.

 Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя предоставить потребителю услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законодательством в установленном порядке.

 Таким образом, в результате не соблюдения администрацией МО <данные изъяты> федерального законодательства в сфере защиты конкуренции, а именно - не проведение в установленном законом порядке торгов по передаче права на объекты коммунальной инфраструктуры может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, пользующихся коммунальными услугами в населенных пунктах МО <данные изъяты>, поскольку администрация не использовала предоставленное законом право выбора организации с наилучшими условиями эксплуатации объектов, предоставлению коммунальных услуг наилучшего качества и наименьшей цены.

 Оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 заявление прокурора <адрес> удовлетворить и признать бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в не проведении торгов по передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью незаконными и обязать администрацию МО <адрес> рассмотреть вопрос о проведении торгов по передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры в установленном законом порядке.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.

 Председательствующий: Илюшкина О.Ю.