ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1436/2018 от 07.06.2018 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2018 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.

при секретаре Александровой В.С.,

с участием прокурора Радченко Е.С.,

представителя ответчика Стрельцовой М.В. (доверенность от 09.01.18г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Минусинского межрайонного прокурора в интересах Агибаловой Илоны Витальевны, Горн Валентины Васильевны и Петровой Татьяны Николаевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в Минусинский городской суд в интересах Агибаловой И.В., Горн В.В. и Петровой Т.Н. к КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница» с требованиями о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Определением судьи от 03.05.2018 года указанные гражданские дела были объединены в одно производство. Определением судьи от 03.05.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Министерство здравоохранения Красноярского края.

Свои исковые требования, заявленные в интересах истцов, прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. Истица Агибалова И.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности оператора ЭВМ, Горн В.В.- в должности дежурного стола справок, Петрова Т.Н. в должности гардеробщика. Агибаловой И.В. за период с декабря 2017 года по январь 2018 года было недоначислено и не выплачено 4 975 рублей 54 копейки, Горн В.В. за период с апреля 2017 года по декабрь 2017 года- 9 240 рублей 10 копеек, Петровой Т.Н. за период с апреля 2017 года по декабрь 2017 года- в размере 8 110 рублей 57 копеек. Прокурор указал, что поскольку истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком, их заработная плата не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а именно с 01.01.2017 года- 7 500 рублей, с 01.07.2017 года- 7 800 рублей, с 01.01.2018 года- 9 489 рублей. Кроме того, с учетом правовой позиции, изложенной Конституционным судом, с применением коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска, согласно Постановлению Администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П и Приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3, включающий южные районы Красноярского края в порядок предоставления гарантий и компенсаций, с учётом 30% районного коэффициента и 30% северного коэффициента, всего размер заработной платы не мог быть менее 12 000 рублей с 01.01.2017 года, не мог быть менее 12 480 рублей с 01.07.2017 года и не мог быть менее 15 182 рублей 40 копеек с 01.01.2018 года. Фактически истцам начисление заработной платы осуществлялось с нарушением данных нормативных положений, что и послужило основанием для обращения в суд. С учетом изложенного, а также приведенных в исковом заявлении норм права, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу истцов суммы недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с апреля 2017 года по декабрь 2017 года в следующих размерах: в пользу Агибаловой И.В.- 4 975 рублей 54 копейки, в пользу Горн В.В.- 9 240 рублей 10 копеек, в пользу Петровой Т.Н.- 8 110 рублей 57 копеек.

Истцы Горн В.В. и Петрова Т.Н. в судебном заседании просили удовлетворить требования прокурора, заявленные в их интересах, в полном объеме.

Истица Агибалова И.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, ранее представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила удовлетворить требования прокурора, заявленные в ее интересах, в полном объеме.

Ответчик, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Стрельцову М.В., с заявленными в интересах истцов требованиями прокурора не согласился, просил в иске отказать, поскольку истцам начисление заработной платы производится в соответствии с требованиями действующего законодательства, более того, содержащиеся в исковом заявлении выводы прокурора основаны на толковании положений трудового законодательства о том, что компенсационные выплаты выходят за рамки понятия «заработная плата», и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В свою очередь, позиция, выраженная в постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-п, в соответствии с которым в состав минимального размера оплаты труда не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавка за работу в местностях с особыми климатическим условиями, не может применяться при рассмотрении настоящего дела. Выявленный в указанном постановлении конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является общеобязательным только с 07.12.2017 года. Таким образом, действия ответчика являются законными и правомерными, а требования прокурора, заявленные в интересах истцов Агибаловой И.В., Горн В.В. и Петровой Т.Н. необоснованными. С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела суду не представил.

В суд в качестве доказательств представлены и судом истребованы: заявление истцов, справки-расчеты, копии паспортов, расчетные листы, приказы о приеме на работу, трудовые договоры, Устав КГБУЗ «Минусинская межрайонная больница», коллективный договор, Положение об оплате труда.

Выслушав прокурора, истцов и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Прокурор обратился в суд в интересах истцов Агибаловой И.В., Горн В.В. и Петровой Т.Н. полагая, что ответчиком нарушено право на вознаграждение за труд, поскольку по смыслу норм, содержащихся в ст. 146 и 148 ТК РФ, сам факт работы в особых условиях является основанием для установления повышенной оплаты труда и в силу ст. 135 ТК РФ осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В ходе рассмотрения дела по существу судом было установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком в следующих должностях: истица Агибалова И.В.- в должности оператора ЭВМ, Горн В.В.- в должности дежурного стола справок, Петрова Т.Н.- в должности гардеробщика.

По мнению прокурора и истцов, а также с учетом позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда № 38-П от 07.12.2017 года, ежемесячная заработная плата с 01.01.2017 года должна была быть не менее 12 000 рублей, с 01.07.2017 года- не менее 12 480 рублей, а с 01.01.2018 года- не менее 15 182 рублей 40 копеек.

Согласно представленным расчетным листам, истцам были начислены следующие суммы: Агибаловой И.В. в декабре 2017 года было начислено 4 539 рублей 43 копейки, в январе 2018 года- 11 016 рублей; Горн В.В. в апреле, мае, августе и сентябре 2017 года было начислено по 10 592 рубля ежемесячно, в июле 2017 года- 9 078 рублей 86 копеек, в октябре 2017 года 5 777 рублей 45 копеек; Петровой Т.Н. в апреле, июле и сентябре 2017 года было начислено по 10 592 рубля ежемесячно, в июне 2017 года- 8 700 рублей 57 копеек, в августе 2017 года- 9 930 рублей.

В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 20.04.2007г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена часть, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01.09.2007г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.4 ст. 133 ТК РФ). Однако, действующей в настоящее время ч.3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.06г. № 90-ФЗ и от 20.04.07г. № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из анализа вышеприведенных правовых норм, основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.

Согласно ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2017 года составляет 7 500 рублей, с 01.07.2017 года- 7 800 рублей, с 01.01.2018 года- 9 489 рублей.

Для расчета заработной платы применяется Постановление Администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П и Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 3, включающий южные районы Красноярского края в порядок предоставления гарантий и компенсаций, а, следовательно, с учетом 30% районного коэффициента и 30% северного коэффициента всего размер заработной платы с 01.01.2017 года составляет 12 000 рублей в месяц (7500 руб. + (30% от 7 500 руб.)+ (30% от 7 500 руб.)), с 01.07.2017 года- 12 480 рублей (7800 руб. + (30% от 7 800 руб.)+ (30% от 7 800 руб.)), с 01.01.2018 года- 15 182 рубля 40 копеек (9 489 руб. + (30% от 9 489 руб.)+ (30% от 9 489 руб.)).

В результате того, что ответчиком не были учтены данные нормативные положения, начисление заработной платы истцам осуществлялось в меньшем размере. Проверяя расчеты прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В декабре 2017 года норма времени составила 168 часов, Агибаловой И.В. фактически было отработано 72 часа; 12 480 рублей- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 480 : 168 х 72 = 5 348 рублей 57 копеек- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной истцом норме времени; 4 539 рублей 43 копейки- фактически начисленная истцу сумма; 5 348,57- 4 539,43 = 809 рублей 14 копеек- недоначисленная сумма за декабрь 2017 года.

В январе 2018 года Агибаловой И.В. установленная норма времени была отработана в полном объеме; 15 182 рубля 40 копеек- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 11 016 рублей- фактически начисленная истцу сумма; 15 182,40- 11 016 = 4 166 рублей 40 копеек- недоначисленная сумма за январь 2018 года.

Таким образом, общий размер недоначисленной и невыплаченной истцу Агибаловой И.В. заработной платы составил 4 975 рублей 54 копейки исходя из следующего расчета: 809,14 + 4 166,4 = 4 975 рублей 54 копейки.

В апреле, мае 2017 года Горн В.В. установленная норма времени была отработана в полном объеме; 12 000- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 10 592 рубля- фактически начисленная истцу сумма; 12 000- 10 592 = 1 408 рублей- недоначисленная сумма за апрель, май 2017 года.

В июле 2017 года норма времени составила 168 часов, Горн В.В. фактически было отработано 144 часа; 12 480- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 480 : 168 х 144 = 10 697 рублей 43 копейки- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной истцом норме времени; 9 078 рублей 86 копеек- фактически начисленная истцу сумма; 10 697,14- 9 078,86 = 1 618 рублей 28 копеек- недоначисленная сумма за июль 2017 года.

В августе, сентябре 2017 года Горн В.В. установленная норма времени была отработана в полном объеме; 12 480- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 10 592 рубля- фактически начисленная истцу сумма; 12 480- 10 592 = 1 888 рублей- недоначисленная сумма за август, сентябрь 2017 года.

В октябре 2017 года норма времени составила 176 часов, Горн В.В. фактически было отработано 96 часов; 12 480- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 480 : 176 х 96 = 6 807 рублей 27 копеек- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной истцом норме времени; 5 777 рублей 45 копеек- фактически начисленная истцу сумма; 6 807,27- 5 777,45 = 1 029 рублей 82 копейки- недоначисленная сумма за октябрь 2017 года.

Таким образом, общий размер недоначисленной и невыплаченной истцу Горн В.В. заработной платы составил 9 240 рублей 10 копеек исходя из следующего расчета: 1 408 + 1 408 + 1 618,28 + 1 888 + 1 888 + 1 029,82 = 9 240 рублей 10 копеек.

В апреле 2017 года Петровой Т.Н. установленная норма времени была отработана в полном объеме; 12 000- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 10 592 рубля- фактически начисленная истцу сумма; 12 000- 10 592 = 1 408 рублей- недоначисленная сумма за апрель 2017 года.

В июне 2017 года норма времени составила 168 часов, Петровой Т.Н. фактически было отработано 138 часов; 12 000- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 000 : 168 х 138 = 9 857 рублей 14 копеек- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной истцом норме времени; 8 700 рублей 57 копеек- фактически начисленная истцу сумма; 9 857,14- 8 700,57 = 1 156 рублей 57 копеек- недоначисленная сумма за июнь 2017 года.

В июле и сентябре 2017 года Петровой Т.Н. установленная норма времени была отработана в полном объеме; 12 480- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 10 592 рубля- фактически начисленная истцу сумма; 12 480- 10 592 = 1 888 рублей- недоначисленная сумма за июль и сентябрь 2017 года.

В августе 2017 года норма времени составила 184 часа, Петровой Т.Н. фактически было отработано 172,5 часа; 12 480- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной норме времени; 12 480 : 184 х 172,5 = 11 700 рублей- сумма, которая должна была быть начислена при отработанной истцом норме времени; 9 930 рублей- фактически начисленная истцу сумма; 11 700- 9 930 = 1 770 рублей- недоначисленная сумма за август 2017 года.

Таким образом, общий размер недоначисленной и невыплаченной истцу Петровой Т.Н. заработной платы составил 8 110 рублей 57 копеек исходя из следующего расчета: 1 408 + 1 156,57 + 1 888 + 1 770 + 1 888 = 8 110 рублей 57 копеек.

Доводы ответчика о том, что Постановление Конституционного суда РФ от 07.12.2017г. № 38-п не применимо при рассмотрении данного дела, поскольку требования о взыскании недоначисленной заработной платы предъявлены за период с марта по декабрь 2017 года, суд считает не состоятельными.

В Постановлении от 07 декабря 2017 года N 38-П Конституционный Суд РФ не признал взаимосвязанные положения ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1, 2, 3 и 11 ст. 133.1 ТК РФ противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, Конституционный суд пришел к выводу о том, что в правоприменительной практике было дано неверное толкование указанных норм права, в то время как они соответствуют Конституции РФ.

Исковые требования заявлены в пределах срока давности, для защиты нарушенного права в суде, установленного ст. 392 ТК РФ.

В определении от 27 февраля 2018 года N 252-О-Р Конституционный Суд РФ указал, что согласно ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 07 декабря 2017 года N 38-П, а потому в соответствии с ч. 1 ст. 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В то же время, если по состоянию на 7 декабря 2017 года в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям лиц, не являвшихся заявителями в деле о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, об исчислении заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентных надбавок и решения судов первой инстанции по ним не были вынесены или не вступили в силу на эту дату, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

С учетом изложенного, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Агибаловой Илоны Витальевны, Горн Валентины Васильевны и Петровой Татьяны Николаевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.12.17г. по 31.01.18г. в пользу Агибаловой Илоны Витальевны- 4 975 рублей 54 копейки; за период с 01.04.17г. по 31.12.17г. в пользу Горн Валентины Васильевны- 9 240 рублей 10 копеек и в пользу Петровой Т.Н.- 8 110 рублей 57 копеек.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Председательствующий: