ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1437/19 от 05.06.2019 Копейского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1437/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2019 года г. Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:председательствующего Чиньковой Н.В.,

при секретаре Никоновой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Копейского городского округа Челябинской области об исправлении реестровой ошибки

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области об исправлении реестровой ошибки.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью 1000 кв.м. категории земель земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС

При обращении истца в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением об учете изменений уникальных характеристик земельного участка, вынесено решение о приостановлении учета, в том числе и в связи с тем, что границы земельного участка истца пересекают границы населенного пункта.

При обращении к руководителям отделов Управления Росреестра по Челябинской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, было установлено, что Администрацией Копейского городского округа границы населенного пункта г. Копейск установлены, в том числе по контурам 49,31,9 земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, являющегося земельным участком лесного фонда и принадлежащим Российской Федерации.

В результате чего, получилось, что населенный пункт г. Копейск в некоторых местах, в том числе рядом с земельным участком истца, является «рваным». Получается, что снаружи контуров населенный пункт - г. Копейск, а внутри контуров ничего нет, т.е. никакого населенного пункта внутри контура нет.

Поскольку границы земельного участка лесного фонда пересекают границы г. Копейска, истец лишен возможности установить координаты границ, принадлежащего ему участка и произвести его кадастровый учет.

Решением Собрания депутатов Копейского городского округа № 534-МО от 21 июня 2018г. внесены изменения, в том числе и в карту градостроительного зонирования.

В соответствии с последними изменениями в карте градостроительного зонирования, рваные контуры устранены, земельный участок истца располагается на территории населенного пункта г. Копейск.

Таким образом, Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о том, что земельный участок истца частично выходит за переделы населенного пункта г. Копейск, а генеральный план полностью включил земельный участок в населенный пункт - г. Копейск. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии реестровой ошибки. Наличие реестровой ошибки подтверждается заключением кадастрового инженера.

Просит исправить реестровую ошибку, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости, включив в границы населенного пункта - г. Копейск Челябинской области территорию с координатами, указанными в исковом заявлении.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главное Управление лесами по Челябинской области, ЧОБУ "Красноармейское лесничество" Главного управления лесами Челябинской области.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Представитель истца ФИО1 - ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснив, поскольку Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о том, что земельный участок истца частично выходит за переделы населенного пункта город Копейск, а генеральный план, с учетом принятого решения собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от 21 июня 2018г., включил в границы населенного пункта земельный участок по адресу АДРЕС, имеет место реестровая ошибка. Вопрос об изменении границ населенного пункта в настоящем исковом заявлении не ставится, необходимо только устранить реестровую ошибку, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости, включив в границы населенного пункта «город Копейск», территорию с координатами, указанными в исковом заявлении в соответствии с изменениями, внесенными в генеральный план г. Копейска.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований. Дополнительно пояснила, что границы населенного пункта «город Копейск» установлены в соответствии с требованиями законодательства и утверждены решением собрания депутатов Копейского городского округа от 26 октября 2016г. № 219-МО «О внесении изменений в генеральный план Копейского городского округа». Сведения о границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости в июне 2017г. на основании подготовленной в составе проекта внесения изменений в генеральный план карты (плана). На момент разработки проекта внесения изменений в генеральный план и подготовки карты границ населенного пункта, границы земельного участка Красноармейского лесничества (земельный участок с кадастровым номером НОМЕР) были установлены в соответствии с требованиями законодательства и не могли быть включены в границы населенного пункта. Предоставление гражданам земельных участков по АДРЕС, попадающих в границы лесного фонда установлены не были, предоставляемые участки не были покрыты зелеными насаждениями, также в ЕГРН отсутствовала информация о границах земельных участков истцов. Изменение границ населенного пункта г. Копейск невозможно без внесения изменений в границы земельного участка с кадастровым номером НОМЕР.

Представитель третьих лиц Главного Управления лесами Челябинской области, ЧОБУ «Красноармейское лесничество» ГУ лесами Челябинской области ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку удовлетворение исковых требований повлечет изменение границ земельного участка лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация. Кроме того, указала на пропуск истцом срока обращения в суд в соответствии с положениями Федерального закона № 250-ФЗ от 29 июля 2017г.

Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены. По существу заявленных требований, представлены отзывы, в которых указано о том, что земельный участок, включающий территорию с координатами, указанными в просительной части искового заявления, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером НОМЕР

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

По смыслу вышеприведенных норм реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда и в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки.

Исходя из существа рассматриваемого спора, бремя доказывания наличия реестровой ошибки, а именно, того факта, что при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах города Копейска допущена реестровая ошибка, в действительности граница города Копейска имеет координаты, отличные от координат, указанных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество возлагается на истца - ФИО1

Из материалов дела следует и установлено судом, что земельный участок площадью 1000 кв.м. по адресу АДРЕС а предоставлен в собственность А.И.С. на основании распоряжения главы администрации р.п. Бажово г. Копейска НОМЕР от 23 мая 1994г. для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 84 том 1).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 07 июня 1994г.

ФИО1 на основании договора купли-продажи от 07 июня 2011г. является собственником земельного участка площадью 639 кв.м., кадастровый номер НОМЕР, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу АДРЕС.

Право собственности ФИО1 зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 16 июня 2011г.

Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, расположенного по адресу АДРЕС с кадастровым номером НОМЕР внесены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 47-52 том 1).

Сведения о зданиях и строениях, расположенных на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 45 том 1).

Согласно заключению кадастрового инженера М.И.С., по данным Правил землепользования и застройки Копейского городского округа, утвержденных решением Собрания депутатов от 21 июня 2018г. НОМЕР, участок НОМЕР по адресу АДРЕС расположен в зоне В1.1 -зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными участками, которая расположена в черте населенного пункта город Копейск.

По данным кадастрового плана территории, указанный участок частично расположен за чертой населенного пункта город Копейск.

При анализе полученных данных выявлено разночтение в сведениях ЕГРН и в Генеральном плане Копейского городского округа, на основе которого подготовлена карта градостроительного зонирования территории.

Отличие конфигурации границы населенного пункта по сведениям ЕГРН от границы населенного пункта, утвержденной генеральным планом, может являться в том числе следствием допущения реестровой ошибки в определении местоположении границ населенного пункта в документе, на основании которого указанные сведения вносятся в ЕГРН. Для уточнения границ земельного участка по адресу АДРЕС в границах, установленных в соответствии с правоустанавливающими документами, необходимо включить в черту населенного пункта территорию, ограниченную координатами, указанными в настоящем заключении (л.д. 24-25 том 1).

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста кадастровый инженер К.И.С. показала, что земельный участок истца находится на территории Копейского городского округа, в зоне индивидуальной жилой застройки. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости часть участка находится на территории Копейского городского округа, где находится другая часть, определить не представляется возможным. В данном случае имеет место реестровая ошибка. При включении территории с координатами, указанными в исковом заявлении, правовой статус участков лесного фонда не изменится, они так и будут относиться к землям лесного фонда и права Российской Федерации никак не будут нарушены.

Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.

Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что черта города Копейска утверждена на основании постановления Законодательного собрания Челябинской области НОМЕР от 30 декабря 2004г. (л.д. 162-163 том 1).

Изменения в Генеральный план г. Копейска, Копейского городского округа вносились на основании постановления Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от 30 мая 2007г., решения Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от 25 мая 2016г., решения собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от 26 октября 2016г. (л.д. 165-182 том 1).

В материалы дела ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области, по запросу суда, представлены копии документов в отношении границ населенного пункта г. Копейск с учетным номером 2399235, в которых имеется проект Генерального плана Копейского городского округа, состоящий из пояснительной записки и графических материалов, выполненный ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» в 2016г. (л.д. 183-240 том 1, л.д. 1-111 том 2).

Согласно заключению экспертной комиссии по повторной государственной экспертизе карты (плана) «Границы города Копейска Копейского городского округа Челябинской области» НОМЕР от 04 мая 2017г., карта (план) «Границы города Копейска Копейского городского округа Челябинской области» соответствует исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, представленная карта (план) подлежит включению в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (л.д. 204-207 том 1).

Сведения о границах г. Копейска внесены в Единый государственный реестр недвижимости с учетом имеющихся в Едином государственном реестре недвижимости координат земельного участка с кадастровым номером НОМЕР.

Собственником многоконтурного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР (предыдущий номер НОМЕР) категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадью 272 000 является Российская Федерация.

ФИО1 обращался в Копейский городской суд с иском Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской области, Главному управлению лесами Челябинской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР по адресу АДРЕС снятии участка с кадастрового учета, установлении границ земельного участка с кадастровым номером НОМЕР с земельным участком с кадастровым номером НОМЕР, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении контуров 49,31,9 земельного участка с кадастровым номером НОМЕР.

Решением Копейского городского суда от 18 марта 2016г., оставленным без изменения апелляционным определением Челябинского областного суда от 26 мая 2016г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской области, Главному управлению лесами Челябинской области о прекращении права собственности, погашении регистрационной записи о регистрации права собственности, снятии с кадастрового учета земельного участка, установлении границы земельных участков, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении контуров и земельного участка отказано.

Указанным решением, имеющим при рассмотрении настоящего спора преюдициальное значение в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, установлено, что земельный участок истца частично расположен в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером НОМЕР, принадлежащего Российской Федерации, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего земельного и лесного законодательства.

Согласно отзывам по заявленным исковым требованиям, представленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области земельный участок, включающий территорию с координатами, указанными в просительной части искового заявления, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером НОМЕР.

Правила землепользования и застройки Копейского городского округа утверждены Решением собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от 19 декабря 2012г.

Решением собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области НОМЕР от 21 июня 2018г. внесены изменения в Правила землепользования и застройки Копейского городского округа в части изменения функционального зонирования.

Приложением к указанному решению является карта градостроительного зонирования территории, с указанием функциональных зон.

Сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с требованиями п. 6.1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, в Правилах землепользования и застройки Копейского городского округа, отсутствуют.

Требования о том, что обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, установленные п. 6.1. ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, введены Федеральным законом от 31.12.2017 N 507-ФЗ.

Формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650, вступившего в законную силу с 19 февраля 2019г.

В выкопировки из Генерального плана Копейского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 29 февраля 2012г. № 476-МО, указано ориентировочное местоположение земельного участка истца (л.д. 44 том 1).

В силу ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Из материалов дела следует, что последние изменения генерального плана Копейского городского округа вносились в 2016г., сведения об указанных изменениях Генерального плана в части установления границ города Копейска внесены в Единый государственный реестр недвижимости, решением собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от 21 июня 2018г. внесены изменения в Правила землепользования и застройки КГО в части изменения функциональных зон. Указанным решением Собрания депутатов изменения в части границ Копейского городского округа не вносилось.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также положения ст. 84 Земельного кодекса РФ, суд не может согласиться с доводами истца о том, что в связи с принятием Собранием депутатов Копейского городского округа Челябинской области решения НОМЕР от 21 июня 2018г., изменились границы населенного пункта «город Копейск».

Представленная представителем истца ФИО2 схема к решению Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от 19 декабря 2018г. не является схемой, подтверждающей внесение изменений в Генеральный план г. Копейска в части изменения границы города Копейска. Указанным решением собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от 19 декабря 2018г. утверждена стратегия социально-экономического развития Копейского городского округа Челябинской области до 2035г.

Таким образом, поскольку доказательств, подтверждающих доводы ФИО1 о наличии реестровой ошибки в виду того, что конфигурация границы населенного пункта по сведениям Единого государственного реестра недвижимости отличается от границы населенного пункта, утвержденной Генеральным планом Копейского городского округа, в материалах дела не имеется, доводы истца о наличии реестровой ошибки не нашли своего подтверждения, оснований для исправления реестровой ошибки путем включения в границы населенного пункта город Копейск территории с координатами, указанными в просительной части искового заявления, суд не усматривает.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Копейского городского округа Челябинской области об исправлении реестровой ошибки.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования ФИО1 к Администрации Копейского городского округа об исправлении реестровой ошибки отставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Чинькова Н.В.