ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1437/2021 от 14.09.2021 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1437/2021

25RS0002-01-2021-001230-25

мотивированное решение

изготовлено 14 сентября 2021 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2021 года город Владивосток

Фрунзенский районный суд города Владивостока в составе

председательствующего судьи Седякиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Биткиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крыловой Инны Юрьевны к Правительству Приморского края о возложении обязанности предоставить в собственность за плату жилое помещение (третье лицо: КППК «Приморкрайстрой»)

УСТАНОВИЛ:

Крылова И.Ю. обратилась в суд с указанным иском, указав, что Постановлением администрации города Владивостока от датаФИО1 признана соответствующей категории граждан: граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающую 18 кв.м в расчете на одного человека (не более 32 кв.м на одиноко проживающего гражданина), включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории Приморского края и ей присвоен порядковый номер

В дата году КППК «Примкрайстрой» принял участие в качестве застройщика жилья экономического класса в рамках реализации на территории Приморского края программы «Жилье для российской семьи» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В целях упорядочивания процедуры заключения договоров КППК «Приморскрайстрой» был разработан документ «Регламент заключения договоров долевого участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса, по реализуемой на территории Приморского края программе «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от дата, по проекту жилищного строительства, расположенного в районе «Снеговая Падь» в г. Владивостоке».

Исходя из положений данного регламента очередность заключения договоров участия в долевом строительстве с нуждающимися гражданами первоначально определялась посредством дозвона (телефонных звонков) граждан, исходя из времени их совершения застройщику. датаФИО1, как дозвонившийся участник программы «Жилье для российской семьи», была приглашена и прошла процедуру жеребьевки по распределению квартир в жилом районе «Снеговая Падь ФИО10 в <адрес>», по результатам которой ей выпала 3-х комнатная <адрес> (строительный) на 9 этаже <адрес>.

дата Фрунзенским районным судом г. Владивостока по иску Прокуратуры Фрунзенского района г. Владивостока было принято решение о признании недействительным пункта 4.1 вышеуказанного регламента, а также об обязании КППК «Приморкрайстрой» осуществлять постановку граждан в очередь для заключения договоров участия в долевом строительстве, исходя из времени их включения в список граждан, имеющих право на получение жилья экономического класса, утвержденный администрацией г. Владивостока. Однако, не в дата году, не в дата году ФИО11 «Приморкрайстрой» не поставил Крылову И.Ю. в известность об изменении ее статуса, номера в очереди, лишь сообщил, что заключение с ней договора для участия в долевом строительстве невозможно из-за тяжелой финансовой ситуации, но Крылова И.Ю. не теряет свое место в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также сохраняет все связанные с этим фактом права.

КППК «Приморскрайстрой», Администрация г. Владивостока, АО «Корпорация развития жилищного строительства», не предоставила истцу информацию об исполнении решения Фрунзенского районного суда г. Владивостока по предоставлению жилья гражданам в рамках данной программы, которые были поставлены в очередь нуждающихся раньше Крыловой И.Ю. Согласно ответов на запросы по обязательствам КППК «Приморкрайстрой» субсидиарную ответственность несет Приморский край, квартиры, расположенные в доме, построенном в рамках указанной программы, подлежат передаче в казну Приморского края.

Просит суд возложить обязанность на Правительство Приморского края решить вопрос о предоставлении возможности приобретения жилого помещения - трехкомнатной квартиры по цене 35 000 рублей за кв.м в построенном доме в микрорайоне «Снеговая Падь» ФИО10» в <адрес>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности уточнила исковые требования, просила возложить обязанность на Правительство Приморского края предоставить Крыловой И.Ю. за плату по цене 35 000 руб. за квадратный метр в собственность жилое помещение – трехкомнатную квартиру в построенном доме в микрорайоне «Снеговая Падь» ФИО10» в <адрес>.

В судебное заседание истец, извещенная надлежащим образом о времени и дате рассмотрения дела не явилась, направила в суд своего представителя, которая настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований. ФИО1 постановлением администрации города Владивостока от дата включена в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории Приморского края и ей присвоен порядковый номер дата-. КППК «Приморкрайстрой» также выступает застройщиком и участником программы с 2015. Соответственно с указанного момента у истца возникло право на заключение ДДУ. Однако, как следует из материалов дела, к застройщику по вопросу заключения ДДУ истица не обращалась, государственная регистрация договора не осуществлялась. Кроме того, указала, что государственная программа, в рамках действия которой с дата. застройщик должен был исполнить полномочия, в том числе по заключению ДЦУ прекратила действие. Застройщик реализует полномочия в отношении заключенных ДДУ, прошедших государственную регистрацию таких договоров в соответствии с Законом № 214-ФЗ. Также представитель ответчика указала на пропуск срока исковой давности.

В судебном заседании представитель третьего лица КППК «Приморкрайстрой») просил отказать в удовлетворении исковых требований, заявил о пропуске истцом срока исковой давности обращения в суд. Указал, что Крылова И.Ю., как дозвонившийся участник программы «Жилье для российской семьи», была приглашена дата в офис застройщика, представила постановление от дата о признании ее соответствующей категории граждан и включении в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории Приморского края и приняла участие в жеребьевке по распределению квартир в жилом районе «Снеговая Падь ФИО10 в <адрес>». Ее уведомили о том, что в случае неподачи без уважительных причин на государственную регистрацию договора долевого участия в строительстве в течение 30 календарных дней с момента его оформления, договор считается незаключенным и аннулируется, о чем она поставила подпись в информационном листе.

После прохождения процедуры жеребьевки Крылова И.Ю. бездействовала, договор участия в долевом строительстве не подписала, к застройщику по вопросу заключения договора участия в долевом строительстве не обращалась до дата (вх. ). Поскольку в это время застройщик не имел возможности исполнять свой регламент и заключать договоры участия в долевом строительстве по программе «Жилье для российской семьи», он отказал Крыловой И.Ю. в заключении договора с обоснованием причин отказа (исх.дата от дата).

В дальнейшем ФИО1 и ФИО6 вновь обращались по тому же вопросу к застройщику и в Правительство Приморского края, однако их просьбы оставлены без удовлетворения.

В настоящее время Управлением Росреестра по <адрес> государственная регистрация договоров участия в долевом строительстве жилых домов в мкрн. «Снеговая Падь. ФИО10» не осуществляется на основании п.п.57 п. 1 ст. 26 Федерального закона от дата № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поскольку застройщиком были нарушены сроки строительства и передачи квартир дольщикам более чем на 6 месяцев, что послужило основанием для приостановки государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, о чем дата Управление Росреестра по <адрес> уведомило ФИО11 «<адрес>строй».

Между ФИО1 и ФИО11 «<адрес>строй» отсутствуют договорные отношения, договор участия в долевом строительстве не заключен, решение суда о признании застройщика лицом, обязанным совершить какие-либо действия по отношению к истцу, также отсутствует. При таких обстоятельствах ФИО11 «<адрес>строй» не является должником истца, что исключает субсидиарную ответственность <адрес>.

В судебном заседании свидетель ФИО7 пояснил, что является участником программы «Жилье для российской семьи», проходил жеребьевку, но договор с ним не заключали, уведомлений он не получал. Сам также не обращался к застройщику, поскольку ему не разъяснили, что нужно приходить самому.

В судебном заседании свидетель ФИО8 пояснил, что является участников программы «Жилье для российской семьи», получил уведомление, прошел жеребьевку, договор не заключал. Про сроки заключения договора свидетелю не указывали, уведомление о заключении договора он не получал. Свидетель пояснил, что приходил в офис к застройщику, но договор не заключили по причине отказа банка. Письменно к застройщику свидетель не обращался.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации <адрес> от датаФИО1 признана соответствующей категории граждан: граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающую 18 кв.м в расчете на одного человека (не более 32 кв.м на одиноко проживающего гражданина), включены в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес> и ей присвоен порядковый номер

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» (далее-программа) в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - постановление правительства ), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от дата, установлены основные условия и меры реализации программы.

Согласно пункту 4 Основных условий и мер реализации программы, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата, жилье экономического класса, построенное (строящееся) застройщиками в рамках программы, подлежит соответственно передаче или продаже по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома (далее - ДДУ), заключенным в течение такого строительства, либо по договорам купли- продажи, заключенным в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, в которых расположено такое жилье, или жилых домов, относящихся к жилью экономического класса (далее - объекты жилищного строительства), по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья, гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - участников программы имеют право на приобретение такого жилья.

Пунктом 8 постановления определено, что застройщик, являющийся участником программы, принимает обязательства заключить в период строительства многоквартирных домов договоры ДДУ многоквартирных домов в отношении объектов долевого строительства, относящихся к жилью экономического класса.

На территории <адрес> в рамках реализуемой программы правом на заключение ДДУ многоквартирных домов, объектами долевого строительства, по которым является жилье экономического класса обладают граждане, включенные в Список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес> (далее - Список граждан), в порядке и на условиях, установленных постановлением <адрес> от дата-па (далее - постановление ).

В 2015 году ФИО11 «<адрес>строй» приняло участие в качестве застройщика жилья экономического класса в реализации на территории <адрес> программы «Жилье для российской семьи» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от дата.

Из анализа положений постановления -па следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (далее - МСУ) на территории которых реализуются проекты жилищного строительства, формируют Списки граждан, которые в последующем направляются в АО «Корпорация развития жилищного строительства» (далее - КРЖС), для формирования Сводного реестра граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья в рамках программы.

КРЖС формирует сводный реестр граждан в порядке очередности, исходя из даты и времени подачи заявлений о включении в список граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья на территории <адрес>, и прилагаемых к ним документов в орган местного самоуправления. Сводный реестр направляется застройщику с целью заключения ДДУ или договоров купли - продажи жилых помещений с гражданами, находящимися в сводном реестре, не позднее трех месяцев после получения от застройщика информации о получении разрешения на строительство.

В целях информационного обеспечения приобретения стандартного жилья гражданами, включенными в списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья на территории <адрес> органами местного самоуправления на официальном сайте муниципального образования <адрес> в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещается, в том числе, информации о готовности застройщика заключить договоры ДДУ вместе с размещением проекта ДДУ.

В соответствии с условиями программы жилье экономического класса, построенное застройщиком в рамках программы, подлежало соответственно передаче по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья (35 тыс.руб. за 1 кв.м.), гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - участников программы имели право на приобретение такого жилья.

дата между департаментом градостроительства <адрес> и ФИО11 «<адрес>строй» заключен договор о взаимодействии по обеспечению строительства жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи», в соответствии с которым застройщик принял на себя обязательства построить и ввести в эксплуатацию объекты жилищного строительства, общая площадь жилья экономического класса в которых составила 70917,00 кв.м. Дополнительным соглашением от дата уровень обязательств застройщика по строительству жилья экономического класса был снижен до уровня фактически заключенных договоров участия в долевом строительстве в 36201,76 кв.м, дополнительным соглашением от дата - до фактического уровня обязательств 34208,43 кв.м.

В соответствии с условиями программы жилье экономического класса, построенное застройщиком в рамках программы, подлежало соответственно передаче по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья (35 тыс.руб. за 1 кв.м.), гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - участников программы имели право на приобретение такого жилья.

В целях определения процедуры заключения договоров участия в долевом строительстве с участниками программы «Жилье для российской семьи» ФИО11 «<адрес>строй» был разработан документ «Регламент заключения договоров долевого участия в долевом строительстве многоквартирных домов, объектами долевого строительства по которым является жилье экономического класса, по реализуемой на территории <адрес> программе «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от дата, по проекту жилищного строительства, расположенного в районе «Снеговая Падь» в <адрес>» (далее - регламент).

Согласно регламенту заключение договоров участия в долевом строительстве производилось застройщиком с теми гражданами, которые дозвонились в отдел продаж, исходя из времени совершения телефонного звонка.

Из представленных материалов дела следует, что, датаФИО1, как дозвонившийся участник программы «Жилье для российской семьи», была приглашена и прошла процедуру жеребьевки по распределению квартир в жилом районе «Снеговая Падь ФИО10 в <адрес>», по результатам которой ей выпала 3-х комнатная <адрес> (строительный) на 9 этаже <адрес>.

После прохождения процедуры жеребьевки истец, согласно представленному в материалы дела информационному листу, была ознакомлена под роспись с регламентом заключения договоров участия в долевом строительстве с гражданами, имеющими право на приобретение жилья экономического класса на территории <адрес> (из которого следует, что заключение договоров долевого участия осуществляется в отделе продаж застройщика - ФИО11 «<адрес>строй»), о последствиях отказа от заключения договора в отношении квартиры, определенной по результатам жеребьевки, о том, что в случае неподачи без уважительных причин на государственную регистрацию договора долевого участия в строительстве в течение 30 календарных дней с момента его оформления, договор считается незаключенным и аннулируется. Истцом не оспаривался факт проставления и принадлежность своей подписи в данном информационном листе.

Таким образом, истцу было достоверно известно, что застройщиком установлен срок на заключение договора 30 дней с момента жеребьевки.

Однако, в течение дата г. и дата г. истец договор участия в долевом строительстве с застройщиком не заключала. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Срок для заключения договора истек дата.

Данное обстоятельство застройщик расценил, исходя из пояснений, как добровольный отказ истца от участия в программе.

Кроме того, исходя из материалов дела, истцу не может быть предоставлена возможность приобретения трехкомнатной квартиры по цене 35 тыс. руб. за 1 кв.м. в построенном доме в микрорайоне «Снеговая Падь. ФИО10» в <адрес> по следующим причинам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» признано утратившим силу с 01 января 2018 года (п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1710). Таким образом, реализация программы «Жилье для российской семьи», в рамках которой участник Крылова И.Ю. была включена в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса по сниженной цене на территории Приморского края, прекращена в РФ с 01.01.2018.

Возможности возобновить реализацию программы «Жилье для российской семьи» в 2018 году и в последующий период государством не предусмотрено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности обращения в суд за защитой нарушенных прав.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ судебная защита права по иску лица, право которого нарушено должна осуществляться в пределах срока исковой давности.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (часть 2 статьи 199 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 196 ГК РФ, части 1 статьи 200 РФ общий срок исковой давности составляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из искового заявления, Крылова И.Ю. постановлением администрации города Владивостока от 28.04.2015 года № 7090 включена в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на территории Приморского края и ей присвоен порядковый номер КППК «Приморкрайстрой» также выступает застройщиком и участником программы с 2015. Соответственно с указанного момента у истца возникло право на заключение ДДУ.

Однако, как следует из материалов дела, к застройщику по вопросу заключения договора истица не обращалась, государственная регистрация договора не осуществлялась.

Государственная программа, в рамках действия которой с дата. застройщик должен был исполнить полномочия, в том числе по заключению договора прекратила действие. Застройщик реализует полномочия в отношении заключенных договора, прошедших государственную регистрацию таких договоров в соответствии с Законом № 214-ФЗ.

Таким образом, требования истца о понуждении заключить договор, предъявлены за пределами действия государственной программа и установленных сроков исковой давности.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Крыловой Инны Юрьевны к Правительству Приморского края о возложении обязанности предоставить в собственность за плату жилое помещение (третье лицо: КППК «Приморкрайстрой») оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья И.В. Седякина