ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1438/2017 от 10.04.2018 Майминского районного суда (Республика Алтай)

Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

10 апреля 2018 года <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>

Майминский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Прокопенко-Елиной О.П.

при секретаре Бурнашевой И.В.

с участием прокурора Пидопригора И.Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании соединенное гражданское дело по искам администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» к ФИО1, ФИО2, ФИО3 об изъятии жилых помещений, доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок путем выкупа, прекращении права собственности на изъятые жилые помещения, долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, признании права собственности на изъятые жилые помещения, долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, выселении, сохранении права пользования жилыми помещениями в течении двух месяцев с момента зачисления на счет денежных средств, встречным искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о возложении обязанности предоставить жилые помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» обратилась в суд с иском к ФИО1 с требованиями об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 23 путем выкупа у собственника жилого помещения на следующих условиях: путем зачисления на счет ФИО1 1 103 347 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», прекращении права собственности ФИО1 на изъятое жилое помещение, признании права собственности за МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» на изъятое жилое помещение, выселении. В обоснование заявленных требований указала, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу. Ответчик является участником республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. В связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> для муниципальных нужд, отделом ЖКХ и охраны окружающей среды администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» было направлено уведомление ФИО1 об изъятии земельного участка, в котором истец предложила ответчику решить жилищный вопрос путем заключения соглашения о выкупе либо заключения соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, с приложением соответствующих проектов соглашений. Однако ответчик до настоящего времени не заключила с администрацией МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» ни одно из предложенных соглашений, в связи с чем просили удовлетворить заявленные требования.

ФИО1 обратилась в суд со встречным иском к администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о признании действий администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» при переселении из аварийного жилья незаконными, возложении обязанности предоставить жилое помещение по общей площади 48,42 кв.м., взамен изымаемой комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и долей в праве собственности на нежилые помещения с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 134,2 кв.м., с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 195,6 кв.м., с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 492,3 кв.м., мотивируя требования тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 23, а также вспомогательных помещений (кухня, туалет, ванная, коридор, кладовая), в связи с чем, в общую площадь, занимаемой части квартиры, подлежит включению площадь самой квартиры, а также площадь вспомогательных помещений, поэтому предоставляемое жилое помещение должно составлять не менее 48,72 кв.м. Администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» отказалась предоставить жилое помещение, площадью не менее 48,72 кв.м., в связи с чем просила удовлетворить встречные исковые требования.

В последующем администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» уточнила заявленные требования, просила изъять жилое помещение, распложенное по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 23 и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выкупа у собственника данного жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения с учетом убытков, связанных с изменением места проживания, на следующих условиях: путем зачисления на счет ФИО1 898 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», прекращении права собственности ФИО1 на изъятое жилое помещение и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, признании права собственности на изъятое жилое помещение и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения, выселении ответчика в течение двух месяцев с момента зачисления на счет ФИО1 898 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», сохранении права пользования на изымаемое жилое помещение за ФИО1 в течение двух месяцев с момента зачисления на ее счет 898 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>».

Администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» обратилась в суд с иском к ФИО2 с требованиями об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 8 путем выкупа у собственника жилого помещения на следующих условиях: путем зачисления на счет ФИО2 1 083 040 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», прекращении права собственности ФИО2 на изъятое жилое помещение, признании права собственности за МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» на изъятое жилое помещение, выселении. В обоснование заявленных требований указала, что ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу. Ответчик является участником республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. В связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> для муниципальных нужд, отделом ЖКХ и охраны окружающей среды администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» было направлено уведомление ФИО2 об изъятии земельного участка, в котором истец предложила ответчику решить жилищный вопрос путем заключения соглашения о выкупе либо заключения соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, с приложением соответствующих проектов соглашений. Однако ответчик до настоящего времени не заключила с администрацией МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» ни одно из предложенных соглашений, в связи с чем просили удовлетворить заявленные требования.

В последующем администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» увеличила заявленные требования, просила изъять жилое помещение, распложенное по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 8 и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выкупа у собственника данного жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения с учетом убытков, связанных с изменением места проживания, на следующих условиях: путем зачисления на счет ФИО2 881 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», прекращении права собственности ФИО2 на изъятое жилое помещение и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, признании права собственности на изъятое жилое помещение и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения, выселении ответчика в течение двух месяцев с момента зачисления на счет ФИО2 881 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», сохранении права пользования на изымаемое жилое помещение за ФИО2 в течение двух месяцев с момента зачисления на ее счет 881 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>».

Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> вышеизложенные гражданские дела объединены в одно производство.

Администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» обратилась в суд с иском к ФИО3 с требованиями об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 25 путем выкупа у собственника жилого помещения на следующих условиях: путем зачисления на счет ФИО3 1 083 040 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», прекращении права собственности ФИО3 на изъятое жилое помещение, признании права собственности за МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» на изъятое жилое помещение, выселении. В обоснование заявленных требований указала, что ФИО3 на праве собственности принадлежит жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу. Ответчик является участником республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в 2013-2017 годах», утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. В связи с изъятием земельного участка, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> для муниципальных нужд, отделом ЖКХ и охраны окружающей среды администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» было направлено уведомление ФИО3 об изъятии земельного участка, в котором истец предложила ответчику решить жилищный вопрос путем заключения соглашения о выкупе либо заключения соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, с приложением соответствующих проектов соглашений. Однако ответчик до настоящего времени не заключила с администрацией МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» ни одно из предложенных соглашений, в связи с чем просили удовлетворить заявленные требования.

В последующем администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» увеличила заявленные требования, просила изъять жилое помещение, распложенное по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 25 и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выкупа у собственника данного жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения с учетом убытков, связанных с изменением места проживания, на следующих условиях: путем зачисления на счет ФИО3 856 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», прекращении права собственности ФИО3 на изъятое жилое помещение и долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном жилом доме, пропорционально размеру общей площади жилого помещения, признании права собственности на изъятое жилое помещение и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилого помещения, выселении ответчика в течение двух месяцев с момента зачисления на счет ФИО3 856 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», сохранении права пользования на изымаемое жилое помещение за ФИО3 в течение двух месяцев с момента зачисления на ее счет 856 600 рублей из бюджета МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>».

ФИО3 обратилась в суд со встречным иском к администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение площадью, не менее 71,9 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 32,2 кв.м., взамен изымаемой комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и долей в праве собственности на нежилые помещения с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 134,2 кв.м., с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 195,6 кв.м., с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 492,3 кв.м., мотивируя требования тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 25, а также вспомогательных помещений (кухня, туалет, ванная, коридор, кладовая), в связи с чем, в общую площадь, занимаемой части квартиры, подлежит включению площадь самой квартиры, а также площадь вспомогательных помещений, поэтому предоставляемое жилое помещение должно составлять не менее 71,9 кв.м. Администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» отказалась предоставить жилое помещение, площадью не менее 71,9 кв.м., в связи с чем просила удовлетворить встречные исковые требования.

Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> вышеизложенные гражданские дело объединены в одно производство.

ФИО2 обратилась в суд со встречным иском к администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение площадью, не менее 71,4 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 32 кв.м., взамен изымаемой комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и долей в праве собственности на нежилые помещения с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 134,2 кв.м., с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 195,6 кв.м., с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 492,3 кв.м., мотивируя требования тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ком. 8, а также вспомогательных помещений (кухня, туалет, ванная, коридор, кладовая), в связи с чем, в общую площадь, занимаемой части квартиры, подлежит включению площадь самой квартиры, а также площадь вспомогательных помещений, поэтому предоставляемое жилое помещение должно составлять не менее 71,4 кв.м. Администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» отказалась предоставить жилое помещение, площадью не менее 71,4 кв.м., в связи с чем просила удовлетворить встречные исковые требования.

Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика администрация МО «Майминское сельское поселение».

Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> прекращено производство по делу в части требований ФИО1 о признании действий администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» при переселении ее из аварийного жилья незаконными в связи с отказом от иска в указанной части.

Представитель истца (ответчика) администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» ФИО4 действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения встречных требований ответчиков о предоставлении им жилья с учетом дополнительной площади мест общего пользования, на удовлетворении уточненных исковых требований Администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики (истцы по встречным искам) ФИО1, ФИО2, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>». На удовлетворении встречных исковых требований о предоставлении жилых помещений с учетом их долей в нежилых помещениях настаивали по основаниям, изложенным во встречных исках.

Ответчик (истец по встречному иску) ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчиков (истцов по встречным искам) ФИО5 в судебном заседании поддержала встречные исковые заявления, просила обязать администрацию обеспечить ответчиков жилыми помещениями с учетом их долей в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Уточнила, что согласно Обзора судебной практики от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенная в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что требования истцов по встречным искам о предоставлении им жилья подлежит частичному удовлетворению исходя из площади занимаемых ими комнат, без учета долей в общем имуществе, поскольку они проживают не в коммунальной квартире.

Представитель третьего лица администрации МО «Майминское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства, заключение помощника прокурора Пидопригора И.Ю., полагавшей, что собственники помещений в доме имеют право на дополнительную площадь с учетом сведений, содержащихся в техническом паспорте 2018 года, собственники комнат подлежат выселению, приходит к следующему.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 1 85-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из материалов дела следует, что ФИО3 на праве собственности принадлежит комната <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 32,0 кв.м., ФИО2 на праве собственности принадлежит комната <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 32,0 кв.м., ФИО1 на праве собственности принадлежит комната <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 32,6 кв.м., расположенные по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.

Распоряжением администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-р от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> изъят для муниципальных нужд муниципального образования «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» в целях реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в 2013-2017 годах» земельный участок, расположенный под многоквартирным домом <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, а также многоквартирный жилой дом.

Распоряжением администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> утверждено заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания; утвержден список переселяемых граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> признанного аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок сноса многоквартирного дома, в течение трех месяцев после переселения граждан.

<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> администрацией МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» собственникам жилых помещений, расположенных по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> направлено требование о сносе многоквартирного жилого дома в 30-дневный срок с момента вручения уведомления представителем администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» либо в 40-дневный срок с момента направления требования письмом с уведомлением.

Постановлением Правительства Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> на 2013-2017 годы». Многоквартирный жилой дом по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> включен в перечень аварийных домов; подлежащих расселению в рамках реализации программы.

Поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу, ответчикам предложены квартиры в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, а также предложена выкупная цена за жилое помещение ответчиков, от указанных предложений ответчики отказались, предъявив в суд встречные иски.

Постановлением администрации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> принято решение об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд, жилых помещений в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в том числе спорных комнат.

Региональной адресной Программой предусмотрено, что средства направляются на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Муниципальное образование размещает муниципальный заказ на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставляет в Министерство регионального развития Республики Алтай заверенную копию муниципального контракта на приобретение жилых помещений.

После ввода жилого дома в эксплуатацию, муниципальное образование производит переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем: предоставления нанимателям жилых помещений в соответствии со статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям; предоставления собственникам жилых помещений взамен изымаемого помещения другого жилого помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что указанной региональной адресной Программой предусмотрено предоставление равнозначных по площади других жилых помещений взамен сносимых жилых помещений, находящихся в собственности граждан.

При этом, включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным, отличным от положений ст. 32 ЖК РФ, основанием для предоставления по желанию собственника иного жилого помещения на праве собственности взамен аварийного.

Истцами по встречным искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 в качестве способа реализации жилищных прав избрано предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

При таких обстоятельствах, неисполнение администрацией положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав собственников аварийного жилого помещения, включенного в адресную программу, не лишает гражданина права требовать предоставления другого помещения.

Как следует из материалов дела, здание многоквартирного дома в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> построено по типу общежития. Сам по себе факт приватизации комнат в общежитии не изменил статуса спорных вспомогательных помещений и их назначение. Данные вспомогательные помещения предназначены для удовлетворения коммунальных потребностей жильцов комнат.

Следовательно, поскольку спорный дом ранее имел статус общежития, истцы в нем занимали только жилые комнаты, а кухни, туалеты, коридоры были местами общего пользования, и в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ суд полагает применению по аналогии положения статей 15, 16, 42 ЖК РФ, из содержания которых в их взаимосвязи следует, что в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры (общежития) подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Данная правовая позиция отражена и в разделе 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Как усматривается из технического паспорта 2012 года на здание общежития <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> литер А в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, общая площадь здания -1488,9 кв.м., жилые помещения, общая площадь квартир – 613,1 кв.м., в соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания (строения), подвальное помещение итого - 492,3 кв.м., в том числе вспомогательное в офисе 492,3 кв.м., площадь первого этажа итого - 509,4 кв.м.. из них жилой -296,5 кв.м., вспомогательной в жилой площади - 17,3 кв.м., вспомогательной в офисе - 188,3 кв.м., площадь второго этажа итого - 487,2 кв.м., из них жилой - 316,1 кв.м., вспомогательной в жилой площади - 36,4 кв.м., вспомогательной в офисе - 134,2 кв.м., таким образом, вспомогательная площадь по всему зданию, относящаяся к жилой площади - 53,7 кв.м., вспомогательная площадь, относящаяся к офису - 814, 8 кв.м.

Таким образом, с учетом площади 53,7 кв.м., являющейся долей площади общего имущества, приходящиеся на истцов вспомогательных помещений, ФИО1 жилая площадь комнаты 32,6 кв.м., дополнительно 2,855 кв.м., ФИО2, ФИО3 жилая площадь комнаты 32 кв.м., дополнительно 2,802 кв.м.

В связи с чем, встречные исковые требования ФИО1 об обязании предоставить в собственность жилое помещение, площадью не менее 48,72 кв.м., ФИО2 об обязании предоставить в собственность жилое помещение, площадью не менее 71,4 кв.м., ФИО3 об обязании предоставить в собственность жилое помещение, площадью не менее 71,9 кв.м. не подлежат удовлетворению.

Доводы истцов по встречному иску о том, что действительная общая площадь вспомогательных помещений больше с учетом данных технического паспорта 2018 года, отклоняются, поскольку вопросы внесения изменения сведений о характеристиках здания в утвержденный в установленном порядке технический паспорт здания выходят за рамки рассматриваемого спора.

В силу ч. 4 ст. 69 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Технический паспорт составлен по состоянию на <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в соответствии с действующим на тот период времени порядком осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», согласно которому по результатам технической инвентаризацию на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, являющийся документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Поскольку право выбора требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, принадлежит собственникам помещений расположенных в аварийном жилом доме, подлежащем сносу и включенном в региональную адресную программу по переселению, оснований для удовлетворения требований администрации муниципального образования «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» к ФИО1, ФИО2, ФИО3 об изъятии жилых помещений и долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок путем выкупа, суд не усматривает.

Как разъяснено в пп. "л" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения, взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Ф., субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из указанного следует, что при удовлетворении иска о выкупе жилого помещения и предоставлении другого конкретного жилого помещения, взамен изымаемого в собственность суд должен разрешить вопрос о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение.

Однако, поскольку конкретные жилые помещения в настоящее время ответчикам не предоставлены, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований администрации о прекращении права собственности на изъятые жилые помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, признании права собственности на жилые помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, выселении, сохранении права пользования жилыми помещениями в течение двух месяцев с момента зачисления на счет денежных средств.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» об изъятии жилых помещений, расположенных по адресу: с Майма <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> комнаты 8, 23, 25, доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилых помещений (нежилые помещения с кадастровыми номерами <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>) путем выкупа у собственников данных жилых помещений, доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилых помещений с учетом убытков, связанных с изменением места проживания на следующих условиях: путем зачисления на счета ФИО2 881 600 рублей, ФИО1 – 898 600 рублей, ФИО3 – 856 600 рублей из бюджета муниципального образования «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», прекращении права собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на изъятые помещения, доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилых помещений, признании права собственности на изъятые жилые помещения, доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади жилых помещений за муниципальным образованием «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», выселении из данных жилых помещений в течение двух месяцев с момента зачисления на счет ФИО1, ФИО2, ФИО3 денежных средств, сохранении права пользования на изымаемые жилые помещения за ФИО1, ФИО2, ФИО3 в течение двух месяцев с момента зачисления на ее счет денежных средств, отказать.

Встречные исковые заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» предоставить ФИО2 в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34,8 кв. метров, взамен изымаемого жилого помещения комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, расположенной по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.

Обязать администрацию МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» предоставить ФИО1 в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 35,45 кв. метров, взамен изымаемого жилого помещения комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, расположенной по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.

Обязать администрацию МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» предоставить ФИО3 в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 34,8 кв. метров, взамен изымаемого жилого помещения комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, расположенной по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» об обязании предоставить в собственность жилое помещение площадью не менее 48,72 кв. метров, взамен изымаемой комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и долей в праве собственности на нежилые помещения с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 134,2 кв. метра, с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 492,3 кв. метра, с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 195,6 кв. метра в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 к администрации муниципального образования «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» об обязании предоставить в собственность жилое помещение площадью не менее 71,4 кв. метров, в том числе жилой не менее 32 кв. метра взамен изымаемой комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и долей в праве собственности на нежилые помещения с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 134,2 кв. метра, с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 492,3 кв. метра, с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 195,6 кв. метра в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО3 к администрации муниципального образования «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» об обязании предоставить в собственность жилое помещение площадью не менее 71,9 кв. метров, в том числе жилой не менее 32,2 кв. метра взамен изымаемой комнаты <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и долей в праве собственности на нежилые помещения с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 134,2 кв. метра, с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 492,3 кв. метра, с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> площадью 195,6 кв. метра в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Майминский районный суд Республики Алтай.

Решение изготовлено 16.04.2018

Судья О.П. Прокопенко-Елина