55RS0007-01-2020-001597-28
Дело № 2-1439/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при помощнике судьи Борода О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.Ю.В. к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельных участков,
установил:
И.Ю.В. обратилась в суд с иском к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельных участков.
В обоснование указала, что является собственником офисного здания, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, предоставленных истцу ответчиком на основании договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №№ №.
ДД.ММ.ГГГГИ.Ю.В. обратилась в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о выкупе земельных участков. В ответ на данное обращение ответчиком был подготовлен проект договора купли-продажи земельных участков, полученный истцом. Проект договора купли-продажи подписан истцом с протоколом разногласий от ДД.ММ.ГГГГ по пунктам 2.1, 2.2 договора, отражающим цену договора, и направлен в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения протокола разногласий департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> подготовлен, подписан и направлен в адрес истца протокол согласования разногласий от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому все пункты договора представлены в первоначальной редакции.
С учетом уточнения исковых требований истец просила урегулировать разногласия, возникшие между И.Ю.В. и департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 37 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 36 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, в следующем порядке.
Изложить пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции:
«Расчет цены выкупа Участка 1 (кадастровый №), на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Покупателю:
Площадьземельногоучастка | Кадастроваястоимостьземельногоучастка | % от кадастровой стоимости | Цена выкупаземельногоучастка |
Цена Участка 1, подлежащая оплате Покупателем, составляет 221 200 рублей (двести двадцать одна тысяча двести рублей).
Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов».
Изложить пункт 2.2 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции:
«Расчет цены выкупа Участка 2 (кадастровый №), на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Покупателю:
Площадьземельногоучастка | Кадастроваястоимостьземельногоучастка | % от кадастровой стоимости | Цена выкупаземельногоучастка |
Цена Участка 2, подлежащая оплате Покупателем, составляет 260 000 рублей (двести шестьдесят тысяч рублей).
Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов».
Кроме того, просила взыскать с департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в пользу И.Ю.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец И.Ю.В. участия не принимала, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще.
Представитель истца Д.А.А., действующая на основании доверенности (том 1 л.д. 48), заявленные истцом требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации города Омска Д.И.С., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных истцом требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (том 1 л.д. 72-76).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В подпункте 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление о предоставлении земельного участка в собственность, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных в статье 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществить подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания заявителю.
По правилам пункта 2 части 2 статьи 39.4 ЗК РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, внесены изменения, а именно, Порядок дополнен пунктом 9 следующего содержания:
«До ДД.ММ.ГГГГ цена земельных участков определяется в размере 10 процентов их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 7 настоящего Порядка, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, до ДД.ММ.ГГГГ;
2) здание, сооружение, расположенное на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, находится в собственности лица, обратившегося с указанным заявлением, непрерывно в течение трех и более лет. При этом трехлетний срок исчисляется с даты, указанной в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе, являющемся основанием для государственной регистрации права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке;
3) отсутствие задолженности по арендной плате и (или) неустойки (пеней) по договору аренды земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, иной задолженности перед бюджетом за использование указанного земельного участка. При этом в случае отсутствия действующего договора аренды земельного участка в соответствии со статьями 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть оплачена стоимость неосновательного обогащения до подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату».
В соответствии с пунктом 1 статьи 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
В силу положений статьи 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Пунктом 1 статьи 446 ГК РФ предписано, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> зарегистрировано право собственности истца И.Ю.В. на офисное здание (объект незавершенного строительства), назначение: нежилое, площадь: общая площадь застройки 841,9 кв.м. степень готовности объекта 95 %, инвентарный №, литер: А, этажность: 2, адрес (местоположение): <адрес>.
По данным Управления Росреестра по <адрес>, представленным по запросу суда, на момент разрешения настоящего спора И.Ю.В. является собственником объекта недвижимости – нежилого здания (двухэтажное офисное здание, год завершения строительства – 2015 год), площадью 1072,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №, дата регистрации права собственности – ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 150-153).
Поименованный объект недвижимости находится в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: №, №.
По данным материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами: №, № предоставлены истцу И.Ю.В. во временное пользование за плату на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ №№ №, № (в редакциях дополнительных соглашений к договорам) соответственно.
Задолженности по арендной плате за пользование земельными участками у И.Ю.В. не имеется.
Доказательств обратного в материалы дела стороной ответчика не представлено.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГИ.Ю.В. обратилась в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами №, №.
Департаментом рассмотрено поступившее заявление, подготовлен проект договора купли-продажи, подписанный со стороны департамента 10.02.2020, и передан истцу под расписку через «Службу одного окна» в количестве трех экземпляров.
При этом цена земельных участков департаментом имущественных отношений Администрации города Омска определена в размере в размере 40 процентов от их кадастровой стоимости, поскольку, согласно позиции ответчика, на момент обращения истца в департамент и получения проекта договора купли-продажи законодательно была определена возможность приобретения земельного участка в собственность только за 40 % от его кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, выкупная стоимость испрашиваемых земельных участков была определена департаментом в размере 40 % от кадастровой стоимости земельных участков: от 2 212 000 рублей – для земельного участка с кадастровым номером №, и 2 600 000 рублей – для земельного участка с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес департамента протокол разногласий к договору купли-продажи земельных участков в части выкупной цены (истцом выкупная цена определена в размере 10 % от кадастровой стоимости земельных участков), срока оплаты, размера пени, штрафа.
В ответ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № предложил оформить протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка в редакции, предложенной департаментом.
Согласно позиции ответчика, изложенной в ходе судебного разбирательства, только лица, указанные в пункте 8 поименованного выше Порядка, имеют право на получение возможности приобретение земельного участка в размере 10 % от кадастровой стоимости, поскольку только для пункта 8 установлено специальное правило - пункт 9 Порядка. Так, одним из условий для определения выкупной цены земельного участка в размере 10 % его кадастровой стоимости, в соответствии с Порядком, является наличие собственника зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на приобретаемых земельных участках, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Между тем, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют сведения об И.Ю.В. Поскольку истец не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, она не имеет права на выкуп земельного участка по цене в размере 10 % от его кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше позицию ответчика, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные И.Ю.В. требования применительно к возражениям ответной стороны, суд исходит из следующего.
Пунктом 2 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п предусмотрено, что цена земельных участков определяется в размере 40 процентов их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 10 названного Порядка.
В пункте 9 постановления №-п (в редакции, действовавшей на момент возникновения разногласий) установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ цена земельных участков определяется в размере 10 процентов их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 7 Порядка, при одновременном соблюдении следующих условий: заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано в порядке, установленном статьёй 39.17 ЗК РФ, в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, до ДД.ММ.ГГГГ; 2) здание, сооружение, расположенное на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, находится в собственности лица, обратившегося с указанным заявлением, непрерывно в течение трех и более лет. При этом трёхлетний срок исчисляется с даты, указанной в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе, являющемся основанием для государственной регистрации права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке; отсутствие задолженности по арендной плате и (или) неустойки (пеней) по договору аренды земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, иной задолженности перед бюджетом за использование указанного земельного участка.
Пунктами 3 - 7 постановления №-п определены отдельные категории граждан и юридических лиц, которые имеют право на различные льготы при получении земельного участка в собственность без торгов (пункты 3 - 5) либо размер выкупа для которых устанавливается в размере кадастровой стоимости земельных участков (пункты 6 - 7).
В пункте 8 постановления №-п указано на льготное предоставление участка в случае нахождения субъекта в реестре малого и среднего предпринимательства в размере 30 процентов от кадастровой стоимости, за исключением правила пункта 9, в котором содержатся условия определения стоимости в размере 10 процентов.
Пунктом 9 указанного постановления предусмотрено, что его положения не применяются к пунктам 3 - 7, указывая тем самым, что пункт 9 не распространяет своё действие на перечисленные категории лиц, имеющих право на получение земельного участка. При этом в пункте 9 в качестве исключения из него пункт 8 не поименован.
Следовательно, системное толкование содержания пунктов 8 и 9 постановления №-п позволяет сделать вывод, что указанные положения, содержащие ссылку друг на друга, применяются во взаимосвязи, а пункт 9 устанавливает случаи уменьшения выкупной стоимости до 10 процентов от кадастровой стоимости земельного участка в качестве исключения для землепользователей, указанных в пункте 8.
В то же время, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п постановление №-п дополнено пунктом 10, согласно которому до ДД.ММ.ГГГГ цена земельных участков определяется в размере 10 процентов их кадастровой стоимости при продаже земельных участков лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на приобретаемых земельных участках, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 9 названного Порядка, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано в порядке, установленном статьёй 39.17 ЗК РФ, в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, до ДД.ММ.ГГГГ;
2) здание, сооружение, расположенное на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, находится в собственности лица, обратившегося с указанным заявлением, непрерывно в течение трех и более лет. При этом трёхлетний срок исчисляется с даты, указанной в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе, являющемся основанием для государственной регистрации права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке;
3) отсутствие задолженности по арендной плате и (или) неустойки (пеней) по договору аренды земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, иной задолженности перед бюджетом за использование указанного земельного участка.
Положения названного пункта применяются также к заявителям, соответствующим требованиям такого пункта, подавшим заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе заключившим договор купли-продажи земельного участка на основании такого заявления.
Как указано выше, в границах испрашиваемых истцом земельных участков с кадастровыми номерами №, № расположен объект недвижимости – нежилое здание (двухэтажное офисное здание, год завершения строительства – 2015 год), площадью 1072,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, ранее (он же) – офисное здание (объект незавершенного строительства), назначение: нежилое, площадь: общая площадь застройки 841,9 кв.м. степень готовности объекта 95 %, инвентарный №, литер: А, этажность: 2, адрес (местоположение): <адрес>, право собственности истца на которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть более трёх лет.
Задолженность по арендной плате за пользование земельным участком у И.Ю.В. отсутствует.
С заявлением о реализации своего права И.Ю.В. обратилась до ДД.ММ.ГГГГ.
Положения пункта 10 постановления № 275-п применяются к заявителям, соответствующим требованиям названного пункта, подавшим заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату до вступления в силу постановления Правительства Омской области от 08.07.2020 № 264-п, что следует из содержания этого пункта.
До настоящего времени договор купли-продажи между сторонами не заключен.
Таким образом, условия применения пункта 10 постановления № 275-п истцом соблюдены, в связи с чем цена земельных участков подлежит установлению в размере 10 процентов от их кадастровой стоимости, что составляет 221 200 рублей для земельного участка с кадастровым номером № и 260 000 рублей для земельного участка с кадастровым номером №.
При изложенных обстоятельствах заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Истцом, кроме того, заявлено о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины.
По правилам статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
Статьей 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При предъявлении в суд настоящего искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в общем размере 300 рублей (л.д. 3).
Исходя из изложенного, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования И.Ю.В. удовлетворить.
Урегулировать разногласия, возникшие между И.Ю.В. и департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 37 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 36 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: <адрес>
Изложить пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции:
«Расчет цены выкупа Участка 1 (кадастровый №), на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Покупателю:
Площадьземельногоучастка | Кадастроваястоимостьземельногоучастка | % от кадастровой стоимости | Цена выкупаземельногоучастка |
Цена Участка 1, подлежащая оплате Покупателем, составляет 221 200 рублей (двести двадцать одна тысяча двести рублей).
Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов».
Изложить пункт 2.2 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции:
«Расчет цены выкупа Участка 2 (кадастровый №), на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности Покупателю:
Площадьземельногоучастка | Кадастроваястоимостьземельногоучастка | % от кадастровой стоимости | Цена выкупаземельногоучастка |
Цена Участка 2, подлежащая оплате Покупателем, составляет 260 000 рублей (двести шестьдесят тысяч рублей).
Цена выкупа земельного участка определена на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов».
Взыскать с департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу И.Ю.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение изготовлено в окончательной форме 01 октября 2020 года.