ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1439/2013 от 19.12.2013 Ивановского районного суда (Амурская область)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                с. Ивановка

 Ивановский районный суд Амурской области

 В составе председательствующего судьи Скобликовой Н.Г.

 при секретаре Бургер Н.Ф.

 с участием истицы Суховерховой Т.П.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1439/2013 по исковому заявлению Суховерховой Тамары Петровны и Арефьева Владимира Федоровича     к администрации Николаевского сельсовета о признании пострадавшими     в результате чрезвычайной ситуации,

 УСТАНОВИЛ:

 Суховерхова Тамара Петровна и Арефьев Владимир Федорович       обратились в Ивановский районный суд с иском к администрации Николаевского сельсовета, указывая на то, что 10.08.2013 в результате чрезвычайной ситуации – очень сильные ливневые дожди на территории с. Николаевка, их дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, подтоплены. В результате подтопления испорчено принадлежащее им имущество, пострадал дом, в котором они проживают. Данное обстоятельство подтверждается актом № 72 от 23.09.2013. Принимая во внимание факт постоянного проживания в указанном доме, факт порчи принадлежащего им имущества, они обратились в администрацию Николаевского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при утрате имущества (полностью или частично), однако в данном праве им администрацией Николаевского сельсовета 23.0.2013 было отказано.Поскольку имущество по месту их жительства было повреждено в связи с паводком, которое относится к чрезвычайной ситуации, то полагают, что имеют право на компенсацию причинённого им ущерба, в связи с чем, просят суд признать их    пострадавшими    в результате чрезвычайной ситуации и включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее по тексту «ЧС») – наводнения на территории МО Николаевского сельсовета.

 От представителя ответчика администрации Николаевского сельсовета – главы администрации ФИО7 поступил отзыв, в котором указано следующее: согласно Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» разработаны и утверждены Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010 № 24 -12-22, в соответствии с п. 2.1, 15 которых пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, понёсший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п 9.1. Методических рекомендаций единовременная материальная помощь определена подпунктом «Г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Семья Суховерховой Т.П. и Арефьева В.Ф. уже признана пострадавшей в результате ЧС, выплаты составили по 20 000 рублей на каждого члена семьи и 5 тысяч рублей, как пенсионеры через ОСЗН. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. При осмотре дома и приусадебного участка комиссией 18.12.2013 не обнаружено утраты имущества (копия акта прилагается). Как следует из представленных документов факта утраты имущества не установлено. Из заявления не видно, какая сумма ущерба нанесена гражданам и с чего данная сумма сложилась. На основании вышеизложенного представитель ответчика считает, что исковые требования заявлены не обоснованно, документально не подтверждены, в акте обследования при визуальном осмотре ущерб (полный или частичный) какого - либо имущества не подтвердился. На основании выше изложенного, следует, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших. Представитель ответчика просит в иске отказать, судебное заседание провести в его отсутствие.

 На иск от представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика - администрации Ивановского района – ФИО8, действующей на основании доверенности, поступил отзыв, в котором указано о несогласии с заявленными требованиями, поскольку во исполнение постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий», разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010 № 2-4-60-12-22. В соответствии с п.2.1.15 данных Методических рекомендаций, пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций, размер единовременной материальной помощи определен подпунктом «г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. В соответствии с п.9.2 Методических рекомендаций, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. За полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 № 36/34, а именно: тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, чашка, столовые приборы (ложка, вилка, нож), холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы всех видов, шкаф для одежды, шкафнавесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), стол обеденный, стол рабочий, стул, табурет, газовая плита (электроплита), водонагреватели или отопительные котлы АГВ.Согласно протокола КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21.09.2013 № 39 (п.7 подпункт 1 абз.1), единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому, и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово - овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово - овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Как следует из представленных документов факта утраты имущества не установлено. Из заявления не видно какая сумма ущерба нанесена истцам и с чего данная сумма сложилась, какое именно имущество утрачено. В соответствии с ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания имущества.если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст. 18 ФЗ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Однако в этой же статье указано, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Таким образом, право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие ЧС, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом законом не установлено, что причиненный ущерб компенсируется в полном объеме. Кроме того, такая компенсация не должна превышать размер самого вреда, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение неосновательного обогащения. На основании вышеизложенного, представитель третьего лица полагает, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших и просит в удовлетворении исковых требований отказать, судебное заседание провести в её отсутствие в связи с занятостью на работе.

 Оттретьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, – Министерства финансов Амурской области поступил отзыв на иск, в котором выражено не согласиес заявленными требованиями, по тем же основаниям, которые были приведены представителем администрации Ивановского района в возражениях, изложенных выше.

 В судебном заседании Суховерхова Т.П. на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что она и Арефьев В.Ф. просят включить их в списки граждан на получение финансовой помощи, в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации - паводка на территории МО Николаевский сельсовет в августе 2013 года, единовременную материальную помощь они в размере <данные изъяты> рублей (каждый) получили до обращения в суд, кроме того получили они и <данные изъяты> рублей (каждый) как неработающие пенсионеры. На полученные деньги купили 7 сеток картофеля, дров 2 машины, ничего в доме не ремонтировали. На полученные деньги (финансовую помощь) планируют летом переложить печь, на это потребуется не менее <данные изъяты> рублей, и фундамент залить под печью, который подмыло. Их дом, примерно ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположен в низине, и когда были сильные ливневые дожди, то вся вода стекала к ним. В результате чрезвычайной ситуации у них просел угол дома, было затоплено подполье, подмыло фундамент печи, и печь потрескалась. Документов, подтверждающих право собственности на дом, ни у неё, ни у Арефьева В.Ф., с которым она проживает длительное время без регистрации брака, нет. У них дом ветхий, но они каждый год делают ремонт: красят, белят.

 От Арефьева В.Ф. поступило заявление с просьбой провести судебное заседание в его отсутствие, в связи с плохим самочувствием.

 На судебное заседание представитель третьего     лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, – Министерства финансов Амурской области не явился, сведений о причинах неявки суду не предоставил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

 Суд в соответствии с ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьего лица, руководствуясь предоставленными отзывами.

     Выслушав истицу, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

 Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 № 123 – р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

 Распоряжением и.о. главы Ивановского района от 25.07.2013 № 187, в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 до 7.00 24.07.2013, выпало более 50 мм осадков) с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.

 Распоряжением администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской области от 09.08.2013 года № 18, в связи с сильным дождём 09 августа 2013 года на территории МО Николаевского сельсовета (за три часа выпало 85 мм, что согласно «Перечню и критериям опасных гидрометеорологических явлений» квалифицируется как опасное природное явление «продолжительный сильный ливень»), в результате были подтоплены огороды, дворы, приусадебные участки, дома, с 09.08.2013 с 17-00 на территории МО Николаевского сельсовета введен режим «Чрезвычайная ситуация».

       Распоряжением главы администрации Николаевского сельсовета Ивановского района Амурской ФИО14 от 09.08.2013 года № 19, вынесенным на основании распоряжения о введении режима «Чрезвычайная ситуация» на территории МО Николаевского сельсовета №18 от 09.08.2013, создана комиссия по обследованию объектов, пострадавших от наводнения.

 В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года                 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связис утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно.

 Согласно пункту 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных 02.11.2010 заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, единовременная материальная помощь имеет целевое назначение и выплачивается на восстановление поврежденного жилого помещения. При этом, конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

      Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной п.п. «д» п. 9 Правил, регулируется п. 9.2 Методических рекомендаций. В случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50 000 рублей.

      Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.

      Аналогичные положения содержатся в п. 2.2. Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с которым единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.

       Пунктом 2.3 указанных Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

 В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен (затоплен) не был, финансовая помощь за утраченное имущество не предоставляется.

       Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условия признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и оказании единовременной материальной, и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома.

        В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

       Понятие и статус жилого дома определены ст. 16 ЖК РФ. В частности, предусмотрено, что жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таковом здании.

 Как следует из пояснений истицы, отзыва ответчика – администрации Николаевского сельсовета единовременная материальная помощь Суховерховой Т.П. и Арефьеву В.Ф. выплачена, и, подавая исковое заявление, истцы претендовали на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, в выплате которой им было отказано председателем комиссии по обследованию полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Николаевский сельсовет.

 Как установлено в ходе судебного заседания, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Суховерхова Т.П. и Арефьев В.Ф. проживают по адресу: <адрес>, что подтверждается ксерокопиями их паспортов (стр. 5), справкой администрации Николаевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ и лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Документы, подтверждающие право собственности истцов на данное жилое помещение, отсутствуют. Истцами к иску приложена копия договора социального найма жилого помещения № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, однако согласно справки администрации Николаевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ жилые здания на балансе администрации Николаевского сельсовета не состоят.

 Устанавливая наличие у истцов частичной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к следующему выводу:

 В акте обследования № указано, что на момент осмотра - ДД.ММ.ГГГГ приусадебный участок, расположенный по адресу: <адрес>, залит водой, подполье под домом наполовину залито водой.

 ДД.ММ.ГГГГ комиссия повторно произвела обследование жилого помещения, в котором проживают истцы, и зафиксировала следующее: на конструкциях пола грибок в начальной стадии, грунт в подполье сырой, имеется деформация разделки между печкой и перегородкой.

 Опрошенные в качестве свидетелей: ФИО9 и ФИО10 показали, что у Суховерховой Т.П. и Арефьева В.Ф. в результате чрезвычайной ситуации было затоплено подполье в доме, потрескалась печь, фундамент под печью потрескался и просел, в доме стоит запах сырости.

 На представленных истцами фотографиях, в качестве приложения к иску, имеются снимки подполья по состоянию на 13.11.20136, на которых видно, что картофель в подполье складирован. По фотографии, содержащей с обратной стороны указание на то, что на ней изображен фундамент печи, невозможно определить, действительно ли зафиксирован фундамент печи, поскольку низ печи на фотографиях не присутствует, а просматриваются только комья асфальта или земли, и угол подполья.

      Проанализировав пояснения истицы, представленные ею фотографии, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что имущество первой необходимости у Суховерховой Т.П. и Арефьева В.Ф. утрачено не было, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения (в контексте понятия жилого помещения, данного в ст. ст. 15, 16 ЖК РФ) комиссией не установлены.

     Те повреждения, которые были указаны истицей и свидетелями, в частности просадка фундамента под печью, наличие на нем трещин, не зафиксированы в акте обследования, на фотографиях не отражены. Кроме того, из-за отсутствия у истцов технического паспорта на жилой дом, не представляется возможным установить причинно-следственную связь между повреждениями, о которых указывается истицей и свидетелями (в случае их отражения в акте) и наступлением чрезвычайной ситуации, поскольку описание фундамента дома, и иных конструктивных элементов жилого дома, отопления до чрезвычайной ситуации отсутствуют.

     На основании выше установленных обстоятельств в удовлетворении исковых требований Суховерховой Т.П. и Арефьеву В.Ф.    следует отказать.

 При этом суд считает необходимым отметить, что Суховерхова Т.П. и Арефьев В.Ф., как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории МО Николаевский сельсовет Амурской области, получили единовременную материальную помощь (20 000 рублей на каждого), единовременную материальную помощь, как неработающие пенсионер(в размере 5 000 рублей на каждого), однако на восстановление повреждений частного жилого помещения (о которых указывалось истицей и свидетелями) их не потратили. Кроме того, истцы имеют право и на иные виды адресной помощи, в том числе покупку угля, овощей (картофеля) по льготной цене, что, по мнению суда, в полной мере компенсирует причиненный истице ущерб в результате чрезвычайной ситуации.

     Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

                                                     РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Суховерховой Тамаре Петровне и Арефьеву Владимиру Федоровичу к администрации Николаевского сельсовета о признании пострадавшими      в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, на территории МО Николаевский сельсовет Ивановского района Амурской области в августе 2013 года, – отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

     Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

     Мотивированное решение изготовлено 24.12.2013.

 Судья:                                                                                                                  Скобликова Н.Г.