ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1439/2022 от 15.07.2022 Керченского городского суда (Республика Крым)

УИД 91RS0012-01-2022-002195-11

№ 2-1439/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 июля 2022 года г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего Богданович Е.И.,

при секретаре Лебединской А.Э.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора города Керчи Республики Крым Козычевой Т.Ю., представителя ответчика администрации города Керчи Республики Крым – Рыбачук Ю.Н., действующей на основании доверенности представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина»» - директора Чекир Ю.А, действующей на основании распоряжения, представителя третьего лица Управления образования администрации города Керчи Республики Крым - Спинчевской Г.А., действующей на основании распоряжения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Керчи Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Керчи Республики Крым, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина»», третье лицо – Управление образования администрации города Керчи Республики Крым, о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,

У С Т А Н О В И Л:

В мае 2022 года прокурор города Керчи Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Керченский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к администрации города Керчи Республики Крым, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина»» (далее – МБОУ «Детский сад «Калина»),уточнив которое в порядке положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о понуждении ответчиков устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму путём возложения обязанности на администрацию города Керчи Республики Крым в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу провести финансирование МБОУ «Детский сад «Калина» для обеспечения антитеррористической защищенности путём оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; установления охранно-пожарной сигнализации; возложения обязанности на МБОУ «Детский сад «Калина» в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путем оснащения охранной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; установления охранно-пожарной сигнализации.

Исковые требования прокурора города Керчи Республики Крым мотивированы тем, что в результате проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Детский сад «Калина» установлено, что в здании образовательного учреждения отсутствуют охранно-пожарная сигнализация, охранная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, что предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

На представление прокурора об устранении данных нарушений заместитель главы администрации города Керчи Республики Крым сообщил об отсутствии необходимого финансирования. Истец полагает, что указанные обстоятельства влекут нарушение прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования не может служить основанием для нарушения прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье.

Представитель истца – старший помощник прокурора города Керчи Республики Крым Козычева Т.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации города Керчи Республики Крым - Рыбачук Ю.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что финансирование МБОУ «Детский сад «Калина» для обеспечения мероприятий по антитеррористической безопасности должно производиться за счет средств федерального и республиканского бюджетов, при это финансирование мероприятий по антитеррористической безопасности МБОУ «Детский сад «Калина» является правом ответчика, а не обязанностью.

Предстатель ответчика - МБОУ «Детский сад «Калина» - Чекир Ю.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что финансирование детского сада производится Управлением образования администрации города Керчи Республики Крым за счет муниципального бюджета. В 2021 году и в 2022 году в адрес Управления образования администрации города Керчи Республики Крыма направлялись ходатайства о необходимости проведения финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности детского сада, в том числе о необходимости установки охранной сигнализации и обеспечения охраны здания школы сотрудниками охранных организаций, однако до настоящего времени денежные средства в полном объеме не поступали. В 2022 году в образовательное учреждение от администрации города Керчи Республики Крым поступили денежные средства в сумме 1 783 970 рублей на расходы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, 6 июля 2022 года заключён муниципальный контракт на монтаж системы автоматической пожарной безопасности и системы оповещения и управления эвакуацией. В настоящее время ведутся работы по разработке и установке вышеуказанных систем, их принятие в эксплуатацию запланировано на конец года.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации города Керчи Республики Крым - Спинчевская Г.А. при рассмотрении дела пояснила, что финансирование детских садов производится за счет бюджета муниципального образования, в настоящее время в 2022 году запланировано выделение 6 000 000 рублей для обеспечения антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях, однако для выполнения всех мероприятий необходимо выделение дополнительных ассигнований в размере 150 000 000 рублей.

Суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, с учетом подлежащих применению норм материального права, оценив представленные сторонами по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города Керчи Республики Крым.

Из материалов дела следует, что 19 сентября 2019 года комиссией, созданной на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, приказа Управления образования администрации города Керчи Республики Крым № 249 от 2 сентября 2019 года и приказа МБОУ «Детский сад «Калина» № 94 от 12 сентября 2019 года, произведено обследование МБОУ «Детский сад «Калина», расположенного по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Орджоникидзе, д. 86, на предмет соответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 «Об утверждении требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Просвещения РФ», по результатам составлен Акт обследования и категорирования объекта, утвержденного председателем комиссии 1 октября 2019 года, в соответствии с которым МБОУ «Детский сад «Калина» установлена третья категория в соответствии п. 13 раздела 2 вышеуказанного постановления; рекомендовано оснастить МБОУ «Детский сад «Калина» системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии, оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, оснастить охранной сигнализацией, обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить архивирование и хранение данных системы видеонаблюдения в течении 1 месяца; установить охранно-пожарную сигнализацию. Сроки осуществления указанных мероприятий, с учётом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий, определены на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом (л.д. 22-24)..

В соответствии с разделом VI Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2019 года, 27 декабря 2019 года начальником Управления администрации города Керчи Республики Крым утвержден паспорт безопасности МБОУ «Детский сад «Калина», согласно которому МБОУ «Детский сад «Калина» относится к третьей категории опасности объекта (л.д. 18-21).

В 2021 году прокуратурой города Керчи Республики Крым проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, об образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений администрации города Керчи Республики Крым, по результатам которой установлено, что в МБОУ «Детский сад «Калина» не выполнены требования по антитеррористической защищенности объектов образования.

18 октября 2021 года прокурором города Керчи Республики Крым в адрес главы администрации г. Керчи Республики Крым вынесено представление № 3173-4 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, об образовании». Указанное представление, по сообщению администрации города Керчи от 26 ноября 2021 года, рассмотрено 23 ноября 2011 года, за указанные в нем нарушения руководители учебных учреждений города Керчи привлечены к дисциплинарной ответственности (л.д. 25-27).

В соответствии с Уставом, МБОУ «Детский сад «Калина» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем является администрация города Керчи Республики Крым. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения осуществляет администрация города Керчи Республики Крым, Управление образования администрации города Керчи Республики Крым является отраслевым органом, осуществляет координацию действий и управление организацией в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом местного самоуправления (п. 1.6 Устава МБОУ «Детский сад «Калина») (л.д. 9-17).

Так, частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьей 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

На основании пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Из пункта 1, статьи 31 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что к организации, осуществляющей образовательную деятельность относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления, как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

С учетом Федерального закона "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (пп. "а, б, в" п. 25 Требований к защищенности объектов).

Кроме того, постановлением Правительства от 25 марта 2015 года N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей (далее Требования к защищенности ММПЛ). Данные требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 2 Требований к защищенности ММПЛ, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (п. 5 Требований к защищенности ММПЛ).

В соответствии с п. 10 Требований к защищенности ММПЛ - место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек. Согласно п. 24 Требований к защищенности ММПЛ, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

Согласно п. 25 Требований к защищенности ММПЛ, в рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки.

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заведующая МБОУ «Детский сад «Калина» неоднократно обращалась в Управление образования администрации Республики Крым по вопросу выделения денежных средств на проведение мероприятий, указанных в акте обследования и категорирования объекта, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 105,106,111,113,115,117).

По результатам рассмотрения вышеуказанных ходатайств Управлением образования администрации города Керчи Республики Крым в адрес главы администрации и финансового управления направлены письма о необходимости рассмотрения вопроса о выделении дополнительных ассигнований (л.д. 60-69, 83).

Также в августе 2021 года разработана и направлена в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, а также Совета министров Республики Крым «Дорожная карта» по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объектов образования, подведомственных управлению образования администрации города Керчи на 2022-2023 года (л.д. 104).

18 октября 2021 года прокурором города Керчи Республики Крым Главе администрации города Керчи Республики Крым направлено представление об устранении выявленных нарушений и принятии мер по устранению выявленных нарушений закона в сфере антитеррористической безопасности (л.д. 25-27).

При этом, 17 февраля 2022 гола администрацией города Керчи Республики Крым в лице Управления образования в адрес МБОУ «Детский сад «Калина» выделены денежные средства в размере 1 783970 рублей на расходы по обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных учреждениях дошкольного образования (л.д. 101).

6 июля 2022 года между МБОУ «Детский сад «Калина» и ООО «Хеймдалль» заключён муниципальный контракт на осуществление работ по монтажу системы автоматической пожарной безопасности и системы оповещения и управления эвакуацией, срок исполнения контракта определён сторонами 31 декабря 2022 года (л.д. 107-110).

Таким образом, в настоящее время администрацией города Керчи Республики Крым в добровольном порядке в части финансирования мероприятий по установке системы оповещения и управления эвакуацией. При этом, заключение контракта также и на установку системы автономной пожарной безопасности не может быть принято судом в качестве исполнения обязанности по установке системы охранно -пожарной сигнализации, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств о тождественности вышеуказанных систем.

Таким образом, ограничившись привлечением к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, администрация города Керчи Республики Крым до настоящего времени в полом объеме не предприняла реальных мер по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, в том числе, в МБОУ «Детский сад «Калина», что не отрицалось представителями ответчиков в судебном заседании при рассмотрении дела судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в МБОУ «Детский сад «Калина» в полном объёме не созданы условия, гарантирующие охрану воспитанников детского сада.

Материалы дела не содержат документальных подтверждений добровольного исполнения ответчиками требований безопасности, предусмотренных вышеуказанными нормативными актами в полном объеме.

Составление дорожной карты и её направление в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Совета министров Республики Крым, а также частичное выделение денежных средств на установку системы оповещения и управления эвакуацией, не свидетельствуют о выполнении администрацией города Керчи Республики Крым, как учредителя общеобразовательной организации, требований, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, в полном объеме.

Также не могут быть приняты судом в качестве доказательств исполнения ответчиками обязанности по финансированию мероприятий по антитеррористической безопасности МБОУ «Детский сад «Калина» обращение в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым по вопросу выделения дополнительных субвенцией, поскольку данное обращение имело место быть лишь после обращения прокурора города Керчи Республики Крым в суд с настоящим иском (л.д. 70-71).

Изложенные в вышеуказанном постановлении требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки Российской Федерации, не зависимо от даты приема в эксплуатацию здания и срока его эксплуатации.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время является вопросом местного значения муниципального района.

Согласно части 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает администрацию города Керчи Республики Крым от исполнения возложенных на него обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовых возможностей.

Таким образом, возражения представителя ответчика - администрации города Керчи Республики Крым о том, что финансирование мероприятий по антитеррористической безопасности МБОУ «Детский сад «Калина» является правом ответчика, а не обязанностью, основаны на неверном толковании норм права.

Также подлежат отклонению возражения ответчика относительно того, что финансирование мероприятий по антитеррористической безопасности МБОУ «Детский сад «Калина» должно проводится Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым за счёт средств регионального бюджета, поскольку Министерством финансов Республики Крым 21 июня 2022 года дано разъяснение администрации города Керчи Республики Крым о том, что обеспечение антитеррористических мероприятий в муниципальных учреждениях образования предлагается за счёт собственных средств бюджета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (л.д. 82).

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора города Керчи Республики Крым о возложении обязанности на администрацию города Керчи Республики Крым и на МБОУ «Детский сад «Калина» обеспечить в течение одного финансового года финансирование и оборудовать образовательную организацию в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии терроризму».

При этом, суд отмечает, что в силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 194, 195, 196, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора города Керчи Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Керчи Республики Крым, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина»», третье лицо – Управление образования администрации города Керчи Республики Крым, о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию города Керчи Республики Крым в течение одного финансового года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина»» для обеспечения антитеррористической безопасности путём оснащения охранной сигнализацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственный охраны; установления охранно-пожарной сигнализации.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида № 54 «Калина»» в течение одного финансового года со дня поступления финансирования обеспечить антитеррористическую защищенность путём оснащения учреждения охранной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственный охраны; установления охранно-пожарной сигнализации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2022 года.

Судья Е.И. Богданович